Fiat 500 оказался в Музее современного искусства Нью-Йорка

16 February 2019

Около полутора лет назад Музей современного искусства в Нью-Йорке приобрел оригинальный Fiat 500 серии F, выпускавшийся в Италии с 1965 по 1972 год. Автомобиль стал для итальянцев таким же явлением, что Ford T для американцев, Volkswagen Beetle для немцев, Citroen 2CV для французов, Mini для англичан, а Жигули для русских - он поставил Италию на колеса. Музейщики посчитали, что выставке "Good Design" не повредит такой экспонат как культовая европейская малолитражка и выставили Fiat на всеобщее обозрение.

Выставка "Good Design" призвана познакомить посетителем с "хорошим дизайном" и оценить какое место он занимает в повседневной жизнь человека. На привычные объекты: мебель, электронику, транспорт, оформление газет и журналов, предлагается взглянуть с точки зрения искусства. Жить в окружении красивых вещей всегда приятно и в этом плане Fiat 500 хорош - маленький бюджетный автомобиль тоже может быть милым и симпатичным! Как заявил куратор отделения архитектуры и дизайна Музея Мартино Стейри: "Fiat 500 - шедевр истории автомобилей!".

Народный итальянский автомобиль Fiat Nuova 500 впервые появился в 1957 году как преемник модели Topolino. Технически 500-й представлял собой уменьшенный и упрощенный Fiat 600 - с задним расположением двигателя и дверями закрепленными на задних петлях (в музее выставлен поздний вариант с "нормальными" дверями). Материалов в послевоенной Европе было не так уж много, в т.ч. и стального проката, поэтому крыша в Fiat 500 была тканевой. Автомобиль был максимально функционален, без излишеств, олицетворяя рациональное отношение к ресурсам. Моторчик с воздушным охлаждением мощностью 18 л.с. (а были версии и скромнее...) разгонял машинку до 98 км/ч за мучительные 45 секунд. Но, как говорится, "лучше плохо ехать..."!

500-й крайне удачно вписался в жизнь итальянцев. Маленький, маневренный, достаточно экономичный и неприхотливый Fiat стал очень популярен, хоть и не сразу. Выпущено было около 4 000 000 Fiat 500 разных версий, в т.ч. и "злых" Abarth, бороздивших гоночные трассы по всей Европе. 500-й стал для многих входным билетом в автоспорт.

Автомобиль в Европе любят и уважают, ну и анекдоты, наверное, про него травят, как про "Горбатого"... Однако, "Горбатого" я с трудом представляю в неавтомобильном музее...

Как не сделать селфи?!
Как не сделать селфи?!