Самая старая Toyota была найдена в России! - Toyoda / Toyota Model AA 1936-1943

В 1933 году в компании Toyoda Automatic Loom Works, специализирующейся на производстве ткацких станков, было организовано автомобильное подразделение. Возглавил его старший сын основателя компании Киичиро Тойода, убедивший своего отца вкладывать часть прибыли в новое автомобильное направление. А началось все в 1929 году, с поездки Киичиро Тойоды в США и Европу для изучения автомобильной промышленности. Полученные Тойодой знания легли в основу созданных к 1935 году прототипов легкового автомобиля A1 и грузовика G1. Грузовой автомобиль пошел в серийное производство в том же 1935 году, а легковой, под именем Toyoda Model AA — в 1936 году.

Дизайн автомобиля создавался под влияние американской автомобильной моды и в значительной степени основан на дизайне Chrysler Airflow. Цельнометаллический кузов, лобовое стекло без перегородки, диски колес без спиц – все было сделано на современном уровне. Двигатель и ходовая часть были творчески переосмысленными агрегатами от автомобилей Chevrolet и Ford. 6-ти цилиндровый двигатель, объемом 3,4 литра, развивал 62 лошадиные силы, коробка была 3-х ступенчатая механическая, тормоза барабанные на всех колесах. В целом, автомобиль получился довольно ладный, добротный и комфортный. Но ввиду того, что это был достаточно дорогой автомобиль, да еще и время было не спокойное, за период производства удалось выпустить только 1404 экземпляра.

В середине 80-х годов, готовясь к 50-ти летнему юбилею, в корпорации Toyota решили использовать столь знаковый автомобиль, как Model AA, в праздничных мероприятиях. Но с сожалением обнаружили, что ни один экземпляр модели не сохранился. Малый тираж и участие Японии во Второй мировой войне не позволили сохранить первый легковой автомобильToyota для потомков. К юбилею, на основании оставшихся чертежей и фотографий была создана реплика. Так что в автомобильном музее Toyota, выставляется всего лишь копия автомобиля Model AA.

В 2008 году выяснилось, что один экземпляр Toyoda Model AA все же сохранился, пусть «немного» в ветхом и неопрятном виде. И не где-нибудь, а в России! Информация об автомобиле появилась в интернете и дошла до руководителя автомобильного музея Louwman в Нидерландах. Несмотря на то, что автомобиль был представлен как Chrysler Airflow, знающие люди определили насколько редкий автомобиль был извлечен из небытия. Toyoda досталась первому владельцу в качестве трофея после боев в Маньчжурии и Северном Китае, и всегда находилась в одной семье.

Запчастей для иномарок в Союзе никогда не было, тем более для настольно редкой машины, поэтому по мере износа узлы и агрегаты заменялись на подходящие от советских машин. В итоге оригинальным остался только кузов, да и тот с другими фарами, решеткой радиатора и так далее. Дворники переехали с верхней части рамки лобового стекла на нижнюю, лобовое стекло обрело перегородку, руль был перенесен на левую сторону… Двигатель, коробка, ходовая часть – все было заменено и переделано.

Тем не менее, автомобильный музей Louwman приложил огромные усилия для вывоза автомобиля из России, для пополнения своей коллекции по истине уникальным экспонатом. Цена сделки не разглашается, но помимо покупки, музей наверняка изрядно потратился на долгие переговоры с Министерством культуры Российской Федерации, в целях получения документа, согласно которому автомобиль не имеет исторической ценности для нашей страны и может быть вывезен за границу. Переговоры с Министерством затянулась на добрые 7 месяцев.

Реставрации единственный Model AA подвергнут не будет, он представлен в музее именно в том виде, в котором его нашли в России. Ценность автомобиля в его уникальности и истории. Есть такая фишка – ценность некоторых ретро автомобилей именно в их состоянии и истории, например, пролежавший 70 лет на дне швейцарского озера Bugatti Type 22 Brescia Roadster 1925 года (соответственно находившийся в плачевном состоянии) был продан на аукционе Bonhams в 2010 году за 260 тысяч Евро!..

P.S. Название компании на Toyota Motor Corp. было изменено в 1937 году. Дело в том, для большего коммерческого успеха господин Тойода решил назвать свою компанию более благозвучным названием Toyota, к тому же для написания иероглифа Тойота требуется 8 черточек, а в Японии 8 является счастливым числом.