"Лютер" - сериал о самом крутом следователе в истории телевидения.

Эксцентричный гениальный детектив блестяще распутывает самые сложные дела, при этом в базовых человеческих отношениях он ничего не понимает, поэтому его личная жизнь идет крахом. Знакомо? Конечно, знакомо. Вы знаете таких сериалов примерно десяток. Шерлок, Доктор Хаус (тот же Шерлок, просто в роли преступников страшные болезни), Монк, итд. Это очень популярная схема, которую использовали и продолжают использовать авторы хороших и плохих сериалов. 

Взять например сериал «Лютер». Весь он выстроен по описанной выше схеме: мрачный следователь Скотланд-Ярда Джон Лютер успешно расследует жестокие убийства, а вот удержать любимую жену не может, потому что всегда ставит работу превыше всего и, вообще, в тонкостях семейных отношений ничего не понимает. Звучит довольно скучно, но на самом деле «Лютер» - один из просто лучших полицейских сериалов, которые вам доводилось видеть.

Главных героев в сериале «Лютер» трое: это блестящий следователь Джон Лютер (Идрис Эльба из "Прослушки"), гениальная социопатка Элис Морган (Рут Уилсон из "Любовников") и город Лондон. Лондон действительно полноценный действующий герой: мрачный, страшный, загадочный город, громадой нависающий над обычными людьми. Лондон в Лютере – это одновременно поздне-викторианский Лондон Джека Потрошителя и современная махина их стекла и бетона. 

Маньяки и убийцы, которых ловит Лютер, всегда порождение именно города и похожи они чаще всего не на привычных убийц из рядовых полицейских сериалов, а на злодеев из фильмов про Джеймса Бонда: гениальных, эксцентричных и совершенно неправдоподобных. Да и сам Лютер - это не обычный следователь, это такой Бэтмен - карающий меч правосудия в современном Готэме - всегда туманном, мрачном и загадочном городе Лондон.

Это такое детективно-полицейское фэнтези, которое держится в первую очередь не на увлекательном сюжете, а на правде человеческих отношений. Маньяки, может быть, и придуманные, но вот сам Лютер совершенно настоящий, сложный персонаж. С одной стороны явно положительный герой, отважный борец с преступностью, с другой – ходячий сгусток ярости и агрессии, человек с очень гибкой моралью, готовый в буквальном смысле слова пойти на всё, что угодно, ради достижения цели. Человек-танк. Собственно и знакомимся мы с Лютером в сцене, призванной за три минуты дать нам исчерпывающее описание: Лютер загнал маньяка-педофила на крышу заброшенного здания. Маньяк оступился и висит на одной руке над пропастью. «Скажешь где девочка – помогу подняться», говорит ему Лютер. И не помогает. 

В следующий раз мы встречаем Лютера уже тогда, когда он прошел все положенные курсы терапии, призванные излечить его от неконтролируемой агрессии. Лютер расследует убийство семейной пары. Он знает кто убийца, но он никогда не сможет доказать этого и это чувство незаконченного важного дела будет сводить его с ума. А отношения с убийцей станут главными отношениями его жизни.

Собственно в этом и есть бесконечное обаяние «Лютера» как сериала: это не история про убийства, это история про любовь. Любовь гениального детектива и гениального преступника. Помните «Молчание ягнят»? Вот представьте себе, что Клариса испытывает непреодолимое влечение к доктору Лектеру. Она знает, что это неправильно, что это плохо кончится, что так нельзя, но ничего не может с собой поделать. Примерно те же чувства испытывает и Лютер по отношению к Элис Морган и наблюдать за их отношениями из серии в серию – это истинное наслаждение.

Успех сериала, построенного на одном герое, всегда зависит от точности попадания в этого самого героя. «Хаус» без Хью Лори закончился бы где-нибудь на седьмой серии, «Шерлок» без Бенедикта Камбербатча остался бы «очередным британским сериалом» и точно бы не стал всемирным культурным феноменом. Без Идриса Эльбы «Лютера», наверное, просто не было бы. Нельзя даже сказать, что он здесь просто хорош. Эльба в «Лютере» - это не актер, а сила природы, гипнотическая и завораживающая. 

Главная актриса – Рут Уилсон – играет с ним совершенно на равных. У них в отношениях даже не химия, а скорее ядерная реакция. В «Лютере» есть лучшая сцена секса в новейшей истории телевидения: все одеты, никто не занимается сексом, но при этом все равно чистый секс. Kiss me, Kill me.. Do something! Аж до мурашек.

Первые три сезона стоит посмотреть обязательно, дальше – по желанию. С каждым следующим сезоном сериал будет становиться все менее настоящим и более "театральным", непосредственно расследования будут уходить даже не на второй, а на десятый план, а на первом окажутся второстепенные и не всегда интересные любовные линии или параллельные сюжеты про гангстерские разборки.