«Выпускают неготовых к работе специалистов» об уровне образования в театральных вузах

9 October

Здравствуйте! А вы знали что в театральных институтах почти не готовят будущих актёров к реальной работе в театре и, особенно, в кино? Я долго не задумывался об этом, но поговорив с огромным количеством коллег, мы сошлись во мнении, что выпускают сейчас совершенно неготовых к работе специалистов. Сейчас расскажу почему я так думаю и очень хочу узнать ваше мнение. Начинаем!

Юрий Соломин - заведующий кафедрой актёрского мастерства в нашей «Щепке»: «Сейчас актеры стали гораздо слабее!» Но разве не педагоги в этом виноваты?
Юрий Соломин - заведующий кафедрой актёрского мастерства в нашей «Щепке»: «Сейчас актеры стали гораздо слабее!» Но разве не педагоги в этом виноваты?

Дорогие читатели, я ни в коем случае не хочу ругать театральные институты, ведь честно говоря, обучение там было прекрасным. Лучшие годы, которые всегда вспоминаются с теплотой и трепетом. Вот только, за очень редким исключением, нас вообще не учат сниматься в кино! В дипломе у меня написано - актёр театра и кино, но у нас не было ни одного урока по съёмкам. Пару раз педагоги вскользь упоминали на занятиях о специфике работы с камерой, но не более. Мы изучали историю кино, великих режиссёров, операторов, актёров, но как сниматься нас не учили. Поэтому, попав на первые съёмки, я оказался в совершенно незнакомом мне мире, в котором буквально всё отличается от театра.

Недавно у нас было 10 лет выпуска и мы встретились с однокурсниками. Мы долго обсуждали именно эту тему, поскольку она волнует всех. Режиссёры, поэтому и не любят брать на весомые роли совсем «зелёных» выпускников и студентов, ведь надо тратить время и обучать из азам работы с камерой прямо на площадке. Более того, в кино совершенно другое существование - более жизненное, а в театре есть некая условность. Нас не учат работать с раскадровками и сценариями, не учат выбирать удачный ракурс, работать с микрофонами, дублёрами. А сколько киношных терминов не знает выпускник театрального вуза! Порой, чувствуешь большой стыд - помню как меня попросил оператор подать ему «софтбокс», а я смотрю на него и не понимаю о чём он.

Я (слева) на съёмках социального ролика. Тогда режиссёр потратил много сил, чтобы втолковать мне простейшие вещи, которым никто не учит в вузе
Я (слева) на съёмках социального ролика. Тогда режиссёр потратил много сил, чтобы втолковать мне простейшие вещи, которым никто не учит в вузе

Но самое большое испытание для выпускника, попавшего на съёмки - это озвучка. Этому вообще нигде не учат, но отснявшись, непременно придётся озвучивать свою роль. Это целое искусство, а если посмотреть современные сериалы и фильмы, то часто можно заметить несовпадение рта и голоса, интонаций и прочие огрехи. Есть те, кто всё это схватывает на лету, но и они в первый раз сильно тормозят процесс.

И вот что получается: профессиональный актёр театра и кино совершенно не готов к работе в кино. (Хорошо, что к работе на сцене мы хотя бы приспособлены). От этого очень страдает нынешнее кинопроизводство. Выпускники могут прекрасно показать себя на кастинге, обаять режиссёра талантом, а потом оказаться на площадке и испортить весь фильм. Или напортачить на озвучке. Мой однокурсник стал режиссёром, снимает большое кино и он говорит, что нынешние выпускники - это просто беда! Мало того, что они ничего не умеют, так ещё и самоуверенны до неприличия.

Я в дипломном спектакле «Бесприданница». А вот работать на сцене нас учат прекрасно
Я в дипломном спектакле «Бесприданница». А вот работать на сцене нас учат прекрасно

Старшие коллеги в театре и на съёмках рассказывали мне, что в их времена были в вузах хотя бы факультативные занятия по работе с камерой. Сейчас же этого совсем нет. Вопрос: почему же этому не учат? В театрах итак нет мест, и у выпускника куда больше шансов попасть на съёмки - хоть как-то укрепиться в очень конкурентной профессии. Но он не умеет сниматься. Конечно, режиссёры хотят работать с опытными артистами, которых уже обучили прям на площадке другие режиссёры, потратив свои нервы. А лучше взять «звезду» и не мучиться с неумехами. И зачем в дипломе пишут про кино?

Конечно, опыт приходит с работой, а кто-то из артистов сам посещает различные мастер - классы ведущих режиссёров или кастинг директоров, платит за курсы и частные уроки. Мы с однокурсниками бегали по бесплатным мастер - классам к Звягинцеву, Михалкову и другим. Но это делают елиницы, основная масса выпускников оказывается совершенно неподготовленными к работе и потом могут всю жизнь ждать своего счастья и не понимать почему их никто никуда не берёт.

Дорогие читатели, мне очень интересно что вы думаете об этой проблеме! Напишите, пожалуйста, свои мысли в комментариях. Замечали ли вы плохую озвучку наших фильмов и сериалов? Как по-вашему можно победить эту проблему? Спасибо!

Ставьте «лайк», если статья вам была интересна. Подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые. Удачи вам, здоровья и только прекрасных впечатлений от нашего кино!

Автор: Сергей Марочкин

До встречи!