Самолетный музей в Праге.

Собственно, любой музей, сохраняющий самолеты и летательные аппараты (а так же танки, паровозы, вагоны и корабли, машины и прочую технику) привлекателен для определенной категории человечества, имя которой - мальчишки (и не важно сколько лет мальчику - техника - это любимая игрушка). А уж если он еще и бесплатный... Нет для русского человека более притягательного слова, чем "халява". Именно этим условиям и отвечает музей авиации Чешских ВВС в Праге на аэродроме Kbely. Понятно, что русский мальчишка (ваш покорный слуга) не мог не отправится туда. Добраться туда не сложно, но надо напрячься - об этом в самом низу.

Музей огромен по количеству экспонатов(по некоторым данным их 275), поэтому выложу здесь те экземпляры, которые мне почему-то понравились. Вот чисто интуитивно выберу. А потом (быть может) разнесу по темам и эпохам, как это сделано в самом музее.

Итак, начнем.

1. Проехать мимо музея сложно, т.к. прямо возле остановки автобуса и на входе на аэродром (а музей на территории аэродрома, там какие-то завешенные борта стоят и висят флаги НАТО и Чехии) установлен этот красавец МиГ-21.

2. На отдельной стоянке стоит шикарнейший самолет - Ил-18. Правда очень облезлый и без части плоскостей. "Крылья" обрезали по самые гондолы крайних двигателей. Постарался сделать его вид более эстетичным. Надеюсь, самолет стоит для восстановления, т.к. многие экспонаты в изумительном состоянии.

3. Учебный самолет, реактивный, очень известный. До сих пор в мире далеко не одна пилотажная группа использует его. И, самое важное для музея, он - чешский. Л-39 "Альбатрос". В раскраске, посвященной 40-летию полетов этого типа с изображением на киле портрета главного конструктора (так мне сказали служители, точнее я их так понял). А вот с именем сложнее - скорее всего Зденек Рублич, тот же конструктор, что проектировал и более старшую модель.

4. А вот как раз и старший брат - Л-29 "Дельфин". Его точно проектировала группа во главе со Зденеком Рубличем.

5. Еще один Ильюшин. Редко теперь встречающийся Ил-14.

6. Традиционно такую фотографию стараются назвать мимимишной. Просто потому, что здесь один за другим выстроились вертолеты КБ Миля. По мере удаления Ми-24, Ми-8, Ми-4, Ми-2, Ми-1.

7. Внезапно среди военной техники (А Kbely - аэропорт военный) возникает Ту-104 в ливрее Чехословацких авиалиний. Видимо, одно время аэропорт обслуживал и гражданские рейсы. Другого объяснения у меня нет.

8. А вот это фотография вызывает тяжелый вздох. И если с силуэтами на киле я еще как-то смирюсь - там изображены практически все типы, использовавшиеся в ВВС Чехословакии и Чехии, то надпись на двигателе... нет лучше бы ее не видеть.

9. Кабина (как утверждается) МиГ-23. Отрезанная от самолета, поэтому для меня неопознаваемая.

10. И заключительная фотография - МиГ-29. Почему-то (если я правильно прочитал герб на киле) - словацкий.

Подведу небольшой итог. Если судить по фотографиям других авторов, сделанных ранее - самолеты перемещаются по территории музея, часть самолетов убрали - то ли насовсем, то ли на реставрацию. Об этом же, косвенно, говорят большие пустые пространства между различными группами и ангарами. Зато в некоторых ангарах вроде как визуально стало больше места. Похоже музей постоянно совершенствуется.

Как добраться (будем двигаться от Вацловской площади, как традиционного центра Праги). Спускаемся на станцию метро Музей (красной ветки) и спокойно ждем поезда до конечной Letnany, но надо внимательно смотреть доходит ли до нее поезд. Садимся в первый головной вагон. На выходе нас интересует тот, который расположен прямо и направо. Именно он выводит на остановку автобусов №№ 185, 209, 302, 375, 376, 378. Любой из них довезет до авиабазы - это всего три остановки, но надо слушать внимательно, т.к. все три остановки - ПО ТРЕБОВАНИЮ и на первых двух автобус может не остановиться, но объявляют их обязательно.

А на этом все, всем спасибо за внимание, прочтение, подписки и пальцы вверх.