Красиво умереть не запретишь. А что с другой стороны? (Часть 2)

24 June 2019

Всем зашедшим на мой дзен канал, доброго времени суток!

С вами постоянная рубрика "Историческое досье" и тема сегодняшнего поста-Мода. Дама капризная и казалось бы далекая от консервативной костлявой. Но противоположностям свойственно сходиться. Ведь казнь штука серьезная и бывает раз в жизни! Тут уж надо лицом в грязь не ударить. Зачем Марии Стюарт заказали красные перчатки? Почему лондонцы перестали использовать желтый крахмал? И могли ли танцевать на кладбищах? Попробуем разобраться!

Итак, мы продолжаем.

А что с другой стороны?

И то верно, как исхитрялись украсить себя перед казнью преступники мы знаем, а что же рука правосудия? То есть палач? Как заплечных дел мастера одевались? Вот тут надо сразу отметить, что изображение средневекового палача в характерном колпаке с прорезями для глаз не более чем миф. Палачи совершали свою работу в повседневной одежде. Разве, что были особые требования к используемым цветам гардероба. Например, в Париже они носили одежды синего (отраслевого) цвета.

Где же знаменитый колпак?
Где же знаменитый колпак?

Или вот еще один представитель кровавой профессии

Как видите, специальной одежды для них не существовало, все требования сводились к удобству исполнения профессиональных обязанностей. Зачастую это была просто униформа служителя муниципалитета, ведь как это ни странно палач- это муниципальный работник (представляете, сейчас был бы кабинет палача, электронная очередь к нему). В Германии палачей обязывали носить знаки магистратуры на одежде. Иногда на рисунках появляются не колпаки, а маски. Что же, факт применения маски был, но только 1 раз - при исполнении приговора английскому королю Карлу Первому (1649 год Лондон).

Гравюра тех  лет, палач на эшафоте (слева) в маске.
Гравюра тех лет, палач на эшафоте (слева) в маске.

Особняком стоит Испания. Испанским мастерам заплечных предписывалось дополнять свой гардероб черным плащом с красной каймой, широкополой шляпой с изображением эшафота.

Шли годы...

В Итальянском музее криминалистики сохранилась служебная униформа самого знаменитого палача Папской области (516 казней) - Джова́нни Батти́ста Буга́тти или Mastro Tittа (от итальянского maestro di giustizia, «исполнитель правосудия» ). Его "работу" наблюдал в свое время лорд Байрон. Этот исполнитель начинал свою карьеру в конец 18 века и тогда в Италии практиковалось обезглавливание топором, что видно из комплекта одежды.

Топор, перчатки, длиннополая красная рубаха
Топор, перчатки, длиннополая красная рубаха

Бугатти перед исполнением приговора

Франция. Галантные французы всегда тщательно следили за модой, поэтому и палачам как людям публичным предписывалось во всем походить на аристократов: парик, пудра, завивка, изысканное платье. Эталоном изысканности был знаменитый Шарль Анри Сансон - 4-ый в династии французских палачей, помимо высокой производительности (около 3 000 казней), стремления к научному прогрессу (был палачом-испытателем гильотины) всегда изящно и модно одевался. Большинство современников отмечали его аристократичность во внешнем виде.

Безупречный месье! Шарль Анри Сансон
Безупречный месье! Шарль Анри Сансон
Иногда это приводило к курьезным моментам. Так, одна, аристократка обманувшись одеждой и манерами Сансона пригласила его в гости. Но когда узнала,что по профессии гость палач,то подала на него в суд. Палач - презренная профессия и столкнуться в повседневной жизни с ним считалось оскорблением чести и достоинства.

Мода революции

Казнь на гильотине стала общедоступной, быстрой и массовой. Среди ее "преимуществ" было полное отсутствие сословности. Теперь лезвие "национальной бритвы" рубило шеи всех граждан Франции без скидок на возраст, пол и вероисповедание. Так как революция была народной,то неудивительно,что помощники палачей и сами палачи использовали символику революции (трехцветные кокарды, фригийские колпаки). Теперь не требовалось сколько-нибудь квалифицированной техники исполнения, и палачами становились даже простые добровольцы.

Все признаки национальных символов: флаги, кокарды на головных уборах исполнителей.  Близость к народу подчеркивается одеждой- полосатые штаны.
Все признаки национальных символов: флаги, кокарды на головных уборах исполнителей. Близость к народу подчеркивается одеждой- полосатые штаны.

Вот типичный палач революции

Трехцветная кокарда, красное перо, полосатые штаны. Плоть от плоти народа!
Трехцветная кокарда, красное перо, полосатые штаны. Плоть от плоти народа!

Бывали и вариации

Впрочем, место династиям всегда оставалось.Тот же упомянутый выше Шарль Анри Сансон приложил руку к казни Людовика 16-го и его жены - Марии Антуанетты, мадам Дюбари (своей бывшей любовницы кстати). По крайней мере гильотинирование Людовика 16-го Сансон проводил в привычной ему изысканной одежде аристократа как видно из гравюр того времени.

В руке Сансона голова Людовика 16-го
В руке Сансона голова Людовика 16-го

Ближе к 20 веку

Шли годы, казни продолжались. Будучи обставленными как шоу для широких слоев населения, ее главными героями были палачи. Династию Сансонов сменила династия Дейблеров (вплоть до 1939 года). Обыватели и преступники с большим вниманием следили не только за самим процессом казни, но и как были одеты палачи. Эта мода диктовала мужчинам как следует одеваться. Палачи стали одними из эталонов моды.

И не скажешь,что идет подготовка к казни.
И не скажешь,что идет подготовка к казни.

Мода меняется и вот уже котелки вместо накрахмаленнных манишек и цилиндров

Палачи уже в котелках
Палачи уже в котелках

Интересные воспоминания оставил знаменитый русский певец Александр Вертинский, описывая свою бытность в Париже.

Певец стал свидетелем гильотинирования и ему стало дурно, чтобы запить неприятное воспоминание он спустился в подвал бара. Рядом с ним оказался поклонник его таланта, хорошо одетый, точно с бала – во фраке. Они вместе выпили, новый знакомый убеждал Вертинского больше не ходить на такие зрелища, они же не для нервов человека искусства!
Этот милейший человек позже оказался официальным палачом города Парижа.
И не ходите на казни, милейший!  Они не для людей искусства!
И не ходите на казни, милейший! Они не для людей искусства!

Остались фото самого знаменитого государственного палача Баварии - Иоганна Райхарта ( 3 165 казней )

1925 год Германия. Типичная униформа палача и  его подручных.
1925 год Германия. Типичная униформа палача и его подручных.

Мода на публичные казни прошла в Европе к середине 20 века (казни партизан и военных преступников во время и после войны - исключение). С тех пор все стало проходить в закрытом режиме, в специальных помещениях и как правило сотрудниками органов правопорядка. И униформа их отражала принадлежность к тому или иному министерству (обороны, внутренних дел). Как пример, палач, который привел в исполнение приговор Нюрнбергского трибунала - Джон Вудс.

Веселый такой человек!
Веселый такой человек!

Спасибо за прочтение! Если Вам понравился материал - то прошу (не требую) пишите комменты, ставьте лайки. Это помогает развитию моего канала. Читайте также:

-2) Необходимое зло. История продажной любви. Древний мир (часть 1)

-1) Казнь must go on! Или шоу должно продолжаться! Мировая бойня (часть 7)

0) Необходимое зло. История продажной любви. Гулящая Греция (часть 2)

1) Казнь must go on! Или шоу должно продолжаться! Беззаботный Париж. (часть 6)

2) И стыдно, и видно. История позорящих наказаний. Средние века-Новое время. (часть 2)

3) Казнь must go on! Или шоу должно продолжаться! Мракобесие. (часть 3)

4) И стыдно, и видно. История позорящих наказаний. Древний мир. (часть 1)

5) Казнь must go on! Или шоу должно продолжаться! Время прогресса. (часть 4)

6) "Кровавый" помидор. Когда овощ-ягода стал оружием.

7) Император, которого убивали всем миром. Сиятельные убийцы (часть 1).

8) Возмездие. Казнь главарей 3 Рейха.

9) Угнать за 60 секунд. Самая крутая история побега из концлагеря

10) Невероятные битвы. От удачи до разгильдяйства.

11) Смертельная глупость. (часть2)