Дистанционное обучение в школе. Почему я всерьез об этом задумываюсь?

Последнее время я все чаще стала думать о переводе старшей дочери на дистанционное обучение в школе через интернет (она сейчас в 6 классе). И мысли эти, если честно, не дают мне покоя около года… Но начну все по порядку. Первый раз мы попробовали семейную форму обучения (так она называется в законе об образовании), когда уезжали в отпуск на 2 недели в течение учебного года. Нет, мы не писали в школе никаких заявлений о переводе на семейное обучение, так как планировали вернуться в школу. Мы просто взяли у всех учителей темы, которые должны пройти за это время. А в путешествии занимались каждое утро по 2 часа, чтобы не отстать. Но что я заметила… Дети, занимаясь самостоятельно, были более сосредоточены и лучше усваивали материал, да и времени на занятия они тратили меньше, чем в школе. Когда мы вернулись из отпуска, то оказалось, что мы даже несколько перегнали детей в школе по программе, а оценки остались на том же уровне (4 и 5). Но как-то тогда я не акцентировала на этом внимание…

Чуть позже мы стали замечать у детей странную тенденцию… Они постоянно говорили о том, что не хотят ходить в школу, хотя учились хорошо и проблем с учителями и одноклассниками у них не было. Старшая дочь стала часто жаловаться, что учиться ей неинтересно и на уроках ее постоянно отвлекают. Причем, пообщавшись с родителями одноклассников дочери, поняла, что все дети из класса говорят одно и тоже, как попугайчики. Если честно, меня эта мысль тревожила, так как лично мне в ее возрасте в школу ходить очень нравилось.

В последние 2 года появилось еще несколько факторов, которые стали меня откровенно напрягать.

Первый – и наверно самый главный, складывается ощущение, что все мероприятия в школе проводятся для галочки, только для того, чтобы отчитаться, а не заинтересовать ребенка. Причем это исходит не от учителей и администрации школы. Система образования выстроена так, что сверху приходит конкретный план мероприятий, который школа обязана провести и отчитаться о проведении. Учителя только и пишут отчеты… А пообщаться с учениками, самим придумать и провести мероприятие, которое интересно детям… Да у учителей на это просто нет ни времени, ни сил! И получается очень странная закономерность… Везде говорят о том, что нужно проявлять инициативу, быть активным! А на деле, когда ребенок подходит с какой-то идеей, его отправляют куда подальше, а не помогают воплотить его идею в жизнь. Естественно, что даже самый упрямый и мотивированный ребенок через 2-3 таких раза просто перестанет проявлять всякую инициативу. А мы потом будем говорить о том, что у нас выросло инфантильное поколение, которому ничего не надо. И почему же оно такое выросло???

Второй – постоянная пропаганда в школе. У нас абсолютно аполитичная семья. Мы просто стараемся воспитать детей думающими, рассуждающими и трезво оценивающими ситуации. Меня, если честно, откровенно раздражают лозунги по типу: «Россия - лучшая!!! Мы самые сильные! Нас все бояться!!!». Ну ведь это очень далеко от истины… И даже моя 13 летняя дочь понимает, что правды в этих громких лозунгах кот наплакал… А она регулярно слышит нечто подобное в школе. И возникновения когнитивного диссонанса тут не избежать…

Третий, на самом деле близко граничит со вторым – псевдопатриотическое воспитание. О чем я собственно? В школе очень много мероприятий посвященных военно-патриотическому воспитанию (от бесед до смотров песни и строя). Но опять же, все для галочки… Может в меня сейчас полетят тухлые помидоры (нельзя этого исключать), но мне кажется, что любовь к Родине нужно воспитывать бережно, аккуратно, как новый росток, который только появился после зимы. А как ты это сделаешь? Только мягким душевным разговором, вызывая эмоции у ребенка. У нас же в школах такое эмоциональное воспитание вообще отсутствует. Дети не испытывают никаких эмоций по отношению к своей родной стране, но участвуют в разных патриотических и волонтерских акциях (из под палки конечно, а не по желанию). Для меня было своеобразным шоком то, что на одной из линеек в школе детей заставляли петь гимн города (учителя бегали вдоль строя на детей и шипели, что надо петь). Все бы ничего, но дети не знают гимна города. Как они должны его петь? Просто рот открывать, создавать красивую иллюзию? Получается, что больше ничего и не нужно… И как я должна ответить своему ребенку на вопрос, который она задала после линейки: «Мама, а почему нас заставляли петь то, что я не знаю? Почему, если мы должны это петь, нам не выдали слова за несколько дней? Я бы выучила и спела, а так, я даже не знала, что делать и чувствовала себя виноватой и плохой?» Какое же тут воспитание патриотизма? По-моему, это воспитание отвращения?

Четвертый– незаинтересованность ребенка в учебе. Дочери скучно и неинтересно на уроках… Разве цель учителя не заинтересовать, увлечь ребенка своим предметом? Влюбить в предмет? Нет, все только для галочки, что урок проведен, материал выдан. Я не говорю о том, что учителя плохие. В школе, где учатся мои дети, очень много отличных учителей… Но забитых системой… Они думают не о том, как максимально интересно и увлекательно провести урок, а о том, когда бы им успеть заполнить очередной отчет, сделать очередное мероприятие для галочки, и вообще, хватит ли у него денег до конца недели, чтобы прокормить свою семью… Или я не права?

Пятый – отсутствие качественного общения в школе с одноклассниками, учителями… И не нужно винить во всем гаджеты и телефоны! Почему ребенок сидит в телефоне? Потому что ему там интереснее, а не в реальной жизни! Он там испытывает сильные эмоции, а не здесь… рядом с учителями и одноклассниками. Мы, взрослые, не учим своих детей испытывать эмоции, переживать, чувствовать, жить… Мы не учим их этому дома, в школе их тоже этому не учат… Все заняты… Всем некогда… А потом мы удивляемся откуда у нас вообще такое понятие появилось, как псевдодебильность… Точно!!! Это гаджеты виноваты!!! А дома, во дворе я наблюдаю совсем другую картину. Дети действительно общаются, дружат и наличие школы здесь совершенно не при чем… На сегодняшний день Вы вряд ли получите качественное общение в школе. Достаточно спросить своего ребенка о чем он разговаривал сегодня со своими одноклассниками в школе, какие темы они обсуждали…

Шестой – личностный фактор учителей. Слава богу мой ребенок с этим не столкнулся, но периодически слышу разные истории на тему конфликтов между учителями и учениками.

Вот кратенько то, что напрягает меня в современной системе образования… И заставляет задуматься о переходе на дистанционное обучение. Благо количество таких школ растет и направление дистанционного обучения развивается.

Когда я написала пост в своем инстаграм на эту тему, то получила интересный комментарий на тему: «А как же мотивация ребенка»? Получается, что школа заставляет ребенка учиться и тем самым мотивирует??? Как-то странно на мой взгляд получается… Вопрос мотивации в обучении школьника очень важен (и это наверно на целую статью), но школа не имеет к этому никакого отношения. А в современных условиях, когда знания, полученные в школе, оказываются уже устаревшими и совершенно не нужными в жизни вопрос мотивации как никогда актуален!

Так что, свои мысли вылила на бумагу (точнее монитор J). Было бы интересно пообщаться на эту тему в моем инстаграм @anna.kayukova82 (жаль, что в дзен нет комментариев…). А может быть у кого-то есть опыт дистанционного обучения в школе? Было бы интересно почитать Ваше мнение. Жду ваших писем в директ инстаграм или на почту annakayukova82@gmail.com с пометкой «Дзен».