160 лет со дня рождения Чехова: кто был прототипами чайки и попрыгуньи?

921 full read
1,2k story viewsUnique page visitors
921 read the story to the endThat's 71% of the total page views
7 minutes — average reading time

(Начало читайте здесь).

160 лет со дня рождения Чехова: кто был прототипами чайки и попрыгуньи?

Проверка мужской дружбы женщинами

Левитан вместе со своей компанией уехал на лето в Тверскую губернию в имение Панафидиных. Там у него продолжался роман с его замужней ученицей Софьей Кувшинниковой (причем вместе с ними жили ее муж и отец), а также с подругой семьи Чеховых - «разведенкой» Ликой (Лидией) Мизиновой.

"У омута", И.И. Левитан.
"У омута", И.И. Левитан.
"У омута", И.И. Левитан.

Этим летом его главной работой стала картина «У омута». Чехов же, также испытывавший к Лике романтические чувства, посвятил союзу Левитана с Кувшинниковой и Мизиновой свою рассказ «Попрыгунья».

Лидия (Лика) Мизинова, возможный прототип Нины Заречной.
Лидия (Лика) Мизинова, возможный прототип Нины Заречной.
Лидия (Лика) Мизинова, возможный прототип Нины Заречной.

Мария Чехова не смогла найти по просьбе брата подходящее имение на Украине, куда хотел переехать Антон, и в итоге он приобрел дом в Мелихово неподалеку от Серпухова.

Имение Чеховых в Мелихово, где писатель работал над "Чайкой" и другими произведениями и откуда ездил бороться с эпидемией холеры среди местных крестьян. (Фото автора).
Имение Чеховых в Мелихово, где писатель работал над "Чайкой" и другими произведениями и откуда ездил бороться с эпидемией холеры среди местных крестьян. (Фото автора).
Имение Чеховых в Мелихово, где писатель работал над "Чайкой" и другими произведениями и откуда ездил бороться с эпидемией холеры среди местных крестьян. (Фото автора).

Весной следующего года туда в гости в первый, но далеко не в последний раз приехал и Левитан. Тогда же произошел случай на охоте, описанный Чеховым в рассказе «Тяга на вальдшнепов».

Левитан и Кувшинникова. Этюд работы Степанова.
Левитан и Кувшинникова. Этюд работы Степанова.
Левитан и Кувшинникова. Этюд работы Степанова.

Дружбу художника и писателя поставила под удар Софья Кувшинникова. Хотя внешне героиня «Попрыгуньи» была списана с Лики Мизиновой, жизненная ситуация героини повторяла историю именно Кувшинниковой. Сам Чехова так писал об этом: «…Одна знакомая моя, 42-летняя дама, узнала себя в 20-летней героине моей «Попрыгуньи», и меня вся Москва и живет она с художником». Кувшинникова не только навсегда отказалась принимать Чехова у себя дома, но и потребовала от Левитана прекратить с ним дружбу. Друзья сильно поссорились, и Левитан даже подумывал вызвать Чехова на дуэль.

И.И. Левитан на охоте. Во время отъездов художника его охотничья собака Веста гостила у Чеховых в Мелихово.
И.И. Левитан на охоте. Во время отъездов художника его охотничья собака Веста гостила у Чеховых в Мелихово.
И.И. Левитан на охоте. Во время отъездов художника его охотничья собака Веста гостила у Чеховых в Мелихово.

Раздосадованный Чехов писал Лидии Мизиновой в письме: «Напрасно Вы думаете, что будете старой девой. Держу пари, что со временем из Вас выработается злая, крикливая и визгливая баба, которая будет давать деньги под проценты и рвать уши соседским мальчишкам…». А своего друга в этом же письме писатель называл «еврейчиком с большой лысиной». Он все же собирался упрочить свои отношения с Ликой и планировал поездку с ней на Кавказ, но совместная поездка сорвалась. Скорее всего именно Мизинова стала прототипом Нины Заречной в «Чайке». После смерти брата Николая пытавшийся спасти его и сильно переживавший Антон Чехов уехал в Одессу на гастроли Малого театра, а оттуда в Крым. К счастью, его дружба с Левитаном из-за ссоры весной 1892 года прервалась только на время.

Друзья мирятся

Из-за ссоры Левитан пропустил одно лето, не поехав к Чеховым в Мелихово, а отправившись вместе с Кувшинниковой в Городок Владимирской губернии, где была написана «Владимирка» - картина пустынной дороги, по которой веками гнали ссыльных в Сибирь.

"Владимирка", И.И. Левитан.
"Владимирка", И.И. Левитан.
"Владимирка", И.И. Левитан.

Следующим летом художник поехал вместе с Софьей Петровной в усадьбу Ушаковых на берегу озера Островно в Тверской губернии. На Удомельских озерах им была написана знаменитая картина «Над вечным покоем». Летом 1894 года Левитан и Кувшинникова снова поехали в Островно, где у художника случился новый роман с замужней женщиной старше него – Анной Николаевной Турчаниновой. После разрыва с Кувшинниковой художник переехал в имение Турчаниновых Горка, где поклонница его таланта выделила ему собственную мастерскую. Там же в Левитана влюбилась 18-летняя дочь Анны Николаевны – Варвара, которая даже предложила художнику вместе бежать. Нервозный и ранимый Левитан не придумал ничего лучше, чем совершить очередную попытку самоубийства.

По просьбе художника, в Тверскую губернию поддержать друга приехал Антон Чехов. Друзья помирились, но писатель не перестал изображать пассий Левитана в сатирическом свете в своих произведениях. Впоследствии А.Н. Турчанинова стала прототипом главной героини рассказа Чехова «Анна на шее» (она вышла замуж по расчету совсем молодой за человека с положением и слыла петербургской кокеткой). Возможно, «Дом с мезонином» также был навеян пребыванием в Горке на Удомельской земле в 1895 году. Краевед Д.Л. Подушков привел точные топографические совпадения, сходства черт героев и удомельских помещиков.

Левитан и «Чайка»

«Чайка» - главное произведение Чехова в 1895 году, в котором многие из его окружения узнали себя, в том числе и Левитан. Отправной точкой рождения замысла пьесы стал случай с вальдшнепом на охоте в Мелихово в апреле 1892 года и описанный Чеховым в письме Суворину: «Одним красивым влюбленным созданием стало меньше, а два дурака вернулись домой и сели ужинать», - писал писатель про себя и Левитана. Через три года он высказал эту мысль в «Чайке»: «Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как вот эту чайку». Об убитой чайке вспоминали Софья Кувшинникова и Михаил Павлович.

Дом в саду в Мелихово, где Чехов прятался от суеты друзей и родных. (Фото автора).
Дом в саду в Мелихово, где Чехов прятался от суеты друзей и родных. (Фото автора).
Дом в саду в Мелихово, где Чехов прятался от суеты друзей и родных. (Фото автора).

Черты Левитана угадываются в Тригорине, про которого один из героев говорит: - Сорок лет будет ему еще не скоро, но уже знаменит и сыт, сыт по горло… Теперь он пьет одно только пиво и может любить только немолодых. В начале года Чехов писал в письме Суворину, что Левитан «обожрался», а о способности любить только немолодых он сообщал Левитану еще 10 лет назад.

Рабочий кабинет писателя в доме-музее в Мелихово. (Фото автора).
Рабочий кабинет писателя в доме-музее в Мелихово. (Фото автора).
Рабочий кабинет писателя в доме-музее в Мелихово. (Фото автора).

Черты Левитана присущи и другому герою «Чайки» - Треплеву (неудачное самоубийство и убитая чайка). Болезненное самолюбие, творческая неудовлетворенность, нервность и крайняя чувствительность Треплева – также черты, доставшиеся ему от художника. Мария Чехова так характеризовала Левитана: «… ему вечно казалось, что он не передает и доли всего найденного, всего, что жило в его душе. Отсюда иногда мучительное недовольство собой, но в то же время глубокое негодование на товарищей-художников за то, что они не понимают и не видят ничего в том, что казалось ему именно верным и самым дорогим… Левитан был адски самолюбив, он понимал силу своего таланта, но ему все казалось мало…».

Провал «Чайки» в Петербурге и успех в Москве

Автор появился только за 5 дней до премьеры «Чайки» в Александринском театре с В.Ф. Комиссаржевской в роли Нины Заречной и так оценил репетицию: - Ничего не выйдет. Скучно, неинтересно, никому это не нужно. Актеры не заинтересовались, значит – и публику они не заинтересуют. Чехов предполагал, что премьера провалится, но никто не ожидал, что провал будет таким унизительным. Публика шикала, зрители первых рядов демонстративно поворачивались спиной к сцене и громко разговаривали и смеялись. Чехов уехал из театра, не дожидаясь конца спектакля, а в ноябре 1895 года отправился в Мелихово. Комиссаржевская писала ему об успехе второго представления «Чайки»: - Антон Павлович, голубчик, наша взяла! Успех полный, единодушный, какой должен был быть и не мог не быть!

Вера Комиссаржевская в роли Нины Заречной.
Вера Комиссаржевская в роли Нины Заречной.
Вера Комиссаржевская в роли Нины Заречной.

Немирович-Данченко просил у Чехова дать поставить «Чайку» в МХТ еще с мая 1898 года (именно в этом театре писатель увидел актрису О.Л. Книппер из семьи обрусевших немцев). Болезнь лишила Левитана возможности присутствовать на премьере «Чайки» в Московском художественном театре 17 декабря 1898 года (постановка проходила в здании Эрмитажа»). На премьере была сестра Чехова Мария: успех был такой, что публика, узнав, что автора нет в зале, послала ему поздравительную телеграмму. В ней Немирович-Данченко добавил от себя: «Мы сумасшедшие от счастья» и решил поставить еще и пьесу «Дядя Ваня», о постановке которой Чехов уже договорился с Малым театром.

Ольга Книппер.
Ольга Книппер.
Ольга Книппер.

Левитан посмотрел пьесу только в январе 1899 года и также написал Чехову в Ялту о ее успехе: «…Вчера решил во что бы то ни стало посмотреть «Чайку» и добыл у барышника за двойную цену кресло… Скажу одно: я только ее понял теперь. В чтении она была не особенно глубока для меня. Здесь же отлично, тщательно срепетованная, любовно поставленная, обработанная до мельчайших подробностей, она производит дивное впечатление. Как бы тебе сказать, я не совсем еще очухался, но сознаю одно: я пережил высокохудожественные минуты, смотря на «Чайку»… От ее веет той грустью, которой веет от жизни, когда всматриваешься в нее. Хорошо, очень хорошо!...».

Печальный конец

С 1897 года оба друга больше болеют лечатся, чем работают. Летом 1899 года Левитан жил в деревне Окуловка Новгородской губернии, куда к нему приезжала А.Н. Турчанинова. Слабое здоровье превратило его из донжуана и сердцееда в аскета. Чехов, болевший туберкулезом и страдавший от сильных кровохарканий, мешавших ему работать, продал дом в Мелихово (в октябре 1898 года там умер его отец) и вместе с О.Л. Книппер переехал в Ялту.

Весной Левитан работал над картиной «Озеро. Русь», а лето собирался провести в Тверской губернии в имении Владимира Дмитриевича фон Дервиза – Домотканово, где часто бывали В.А. Серов и М.А. Врубель. Но этому помешала болезнь. У постели больного встретились Чехов, приехавший из Ялты, и Анна Николаевна Турчанинова, приехавшая из Петербурга. Турчанинова до смерти Левитана оставалась с ним, а Чехов, которого начало лихорадить, вернулся в Ялту. Левитан умер 22 июля 1900 года в возрасте 40 лет, оставив в мастерской 40 неоконченных картин. Чехов ушел 4 года спустя.

(В заметке использованы факты из книги Ю.А. Королевой «Соприкосновение судеб: А.П. Чехов и И.И. Левитан», Москва, Гелиос АРВ, 2014).