160 лет со дня рождения Чехова: Откуда писатель брал сюжеты?

3 November 2019
558 full reads
996 story viewsUnique page visitors
558 read the story to the endThat's 56% of the total page views
5 minutes — average reading time

Дружба Чехова и Левитана представляет собой крайне интересное явление российской культуры. Они были одногодками (родились в 1860 году) из одного социального класса (творческая интеллигенция) и ушли из жизни с разницей всего в 4 года. Жизнь и творчество обоих связана преимущественно с Москвой и Подмосковьем (Истра, Звенигород, Новый Иерусалим, Мелихово, Поленово), но также с Центральной Россией (Тверь, Берново, Удомля, Кинешма, Плес, Юрьевец, Алексин), югом России (Кисловодск) и Крымом (Ялта). В этой заметке рассмотрим, как дружба Чехова и Левитана, обогатившая их обоих, легла в основу одной из известнейших пьес в истории российской культуры – «Чайка».

Провинциалы покоряют Москву

Как и, скажем, Роман Абрамович, Исаак Левитан происходил из бедной еврейской семьи из литовского местечка - Кибарты под Ковно (Каунас). Его родители переехали в Москву, и будущий художник поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у таких мастеров, как А.К. Саврасов и В.Г. Перов. Оба родителя рано умерли, и все четверо детей Левитанов, включая Исаака, в молодости крайне бедствовали. Вдобавок власти временно выселили евреев из Москвы, и в 1879-83 годах Левитан жил у сестры в подмосковной деревне Салтыковка.

Портрет А.П. Чехова работы его брата Н.П. Чехова, 1884.
Портрет А.П. Чехова работы его брата Н.П. Чехова, 1884.
Портрет А.П. Чехова работы его брата Н.П. Чехова, 1884.

Антон Чехов родился на этнической границе России Украины – в Таганроге. Его отец был купцом из бывших крепостных, однако торговля его шла плохо, и семья Чеховых жила бедно. Братья Чеховы один из другим переехали на учебу в Москву, где жили на съемных квартирках, включая подвальные помещения. Николай Чехов учился на художника вместе с Исааком Левитаном и познакомил его с братом Антоном. Широко известны два портрета Антона Чехова в молодости: выполненный в 1884 году братом Николаем и в 1885-86 годах – Левитаном.

 Портрет А.П. Чехова работы его друга И.И. Левитана, 1885-1886.
Портрет А.П. Чехова работы его друга И.И. Левитана, 1885-1886.
Портрет А.П. Чехова работы его друга И.И. Левитана, 1885-1886.

Хорошо знала Левитана и сестра Чеховых – Мария, которая оставила множество воспоминаний о художнике. Так она писала: «Левитан любил природу как-то особенно. Это была даже и не любовь, а какая-то влюбленность». Обе семьи не только дружили, но и вместе работали: Николай Чехов вместе с братом Исаака Левитана - Адольфом создавал иллюстрации для журналов, в которых печатался Антон Чехов.

Работа под Звенигородом и дачная жизнь на Истре

Москва-река в районе Звенигорода. (Фото автора).
Москва-река в районе Звенигорода. (Фото автора).
Москва-река в районе Звенигорода. (Фото автора).

Весной 1884 года Исаак Левитан был на этюдах в Саввино-Сторожевской слободе под Звенигородом, где в том время врачом работал Антон Чехов.

Звенигород. Саввинская слобода, И.И. Левитан.
Звенигород. Саввинская слобода, И.И. Левитан.
Звенигород. Саввинская слобода, И.И. Левитан.

Однако в тот период времени они не виделись. Зато этюд «Дуб и березка», подаренный художником писателю до сих пор можно увидеть в доме-музее А.П. Чехова в Ялте. В 1885-1887 годах Чеховы снимали дачу в Бабкино в Воскресенском уезде на Истре, где вместе с ним жил и Левитан. Антон и Исаак вместе ходили на рыбалку и охоту.

Но уже тогда у Исаака проявлялись приступы депрессии, о которых писал один из братьев Чеховых - Михаил: «Он брал ружье и уходил на неделю или на две из дому и не возвращался до тех пор, пока жизненная радость не охватывала его снова…». Он же отмечал такую особенность Левитана: «Левитан был неотразим для женщин, и сам он был влюбчив необыкновенно. Его увлечения протекали бурно, у всех на виду, с разными глупостями, до выстрелов включительно». Нередко на этюдах или во время охоты Левитан ночевал один в крестьянских домах, поэтому Чеховы выделили ему отдельный флигель.

Березовая роща, И.И. Левитан, 1885-89.
Березовая роща, И.И. Левитан, 1885-89.
Березовая роща, И.И. Левитан, 1885-89.

Уже в «бабкинский» период Антон Чехов выработал свой стиль описания пейзажей, отказавшись от подробных описаний в стиле Тургенева. Именно об этой манере Тригорина говорит Треплев в пьесе «Чайка»: «У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса, - вот и лунная ночь готова». Именно такое описание встречается в рассказе самого Чехова «Волк».

Голова больного Левитана, рисунок работы Н.П. Чехова, 1885.
Голова больного Левитана, рисунок работы Н.П. Чехова, 1885.
Голова больного Левитана, рисунок работы Н.П. Чехова, 1885.

В этот период и Чехов, и Левитан уже стали признанными мастерами и могли позволить себе просто наслаждаться дачной жизнью. Например, по воспоминаниям родных, они изображали пантомиму «убийство мусульманина Левитана бедуином Чеховым». Или устроили «суд над купцом» Левитаном, которого подозревали в том, что он снабжает спиртным злоупотреблявшего алкоголем Николая Чехова. В Бабкине Левитан то ли в шутку, то ли всерьез сделал предложение Марии Чеховой. Она постеснялась ответить, и эта история ничем не кончилась. Впоследствии ни Исаак, ни его брат Адольф так и не женились. А Николай Чехов рано скончался от алкоголизма и туберкулеза, запомнившись окружающим тем, что брал задаток за картины и исчезал.

Чайка, убитая в Плесе

Плес. (Фото автора).
Плес. (Фото автора).
Плес. (Фото автора).

В 1889 году Левитан вместе с С.П. Кувшинниковой и А.С. Степановым, с которыми ранее был на этюдах под Звенигородом, ездил на этюды в Плес, откуда привез картины «Вечер. Золотой Плес» и «После дождя. Плес», прославившие его на всю Россию.

Плес. (Фото автора).
Плес. (Фото автора).
Плес. (Фото автора).

Левитан познакомился с Кувшинниковыми в 1886 году, когда Софье Петровне было 39 лет, а самому художнику – только 26. Несмотря на разницу в возрасте и мужа, мадам Кувшинникова стала ученицей и любовницей Левитана.

Плес. (Фото автора).
Плес. (Фото автора).
Плес. (Фото автора).

Что до места этюдов, то до сих пор актуальна поговорка «Плес прославил Левитана, Левитан прославил Плес». Интересно, что на месте Плеса могла быть какая-нибудь Солотча. Весной 1888 года в поисках места для этюдов троица во главе с Левитаном из-под Звенигорода отправилась в Рязань, сев на пароход по Оке. Но рязанцы сами все испортили. Кувшинникова так описывала рязанскую неудачу: «Попробовали остановиться в селе Чулкове… Когда же мы принялись за этюды, село не в шутку переполошилось. – Зачем господа списывают наши дома, овраги и поля? К добру ли это, и не было бы какого худа? Собрали сход, почему-то даже стали называть нас: «лихие господа»…».

Дом-музей в Плесе, где жила компания Левитана (Фото автора).
Дом-музей в Плесе, где жила компания Левитана (Фото автора).
Дом-музей в Плесе, где жила компания Левитана (Фото автора).

В итоге художники уплыли по Оке в Нижний Новгород, откуда поднялись по Волге до Плеса, где Левитан приступил к созданию таких картин, как «Вечер на Волге», «Уголок в Плесе», «Осень. Мельница», «Пасмурный день на Волге».

Дом-музей в Плесе, где жила компания Левитана (Фото автора).
Дом-музей в Плесе, где жила компания Левитана (Фото автора).
Дом-музей в Плесе, где жила компания Левитана (Фото автора).

Кувшинникова в своих мемуарах описала и случай с чайкой, убитой Левитаном в ожидании переправы через Волгу: «Меня ужасно рассердила эта бессмысленная жестокость, и я накинулась на Левитана. Он сначала растерялся, а потом тоже расстроился. – Да, да, это гадко. Я сам не знаю, зачем я это сделал. Это подло и гадко. Бросаю мой скверный поступок к вашим ногам и клянусь, что ничего подобного никогда больше не сделаю. – И он в самом деле бросил чайку мне под ноги». Впоследствии этот эпизод лег в основу чеховской «Чайки».

Дом-музей в Плесе, где жила компания Левитана (Фото автора).
Дом-музей в Плесе, где жила компания Левитана (Фото автора).
Дом-музей в Плесе, где жила компания Левитана (Фото автора).

В повести «Три года» Чехов описал то необычное впечатление, которое производили картины его друга на зрителей на выставках художников-передвижников. На какое-то время друзья разъехались: весной 1890 года Левитан вместе во своей ученицей Кувшинниковой уехал в Париж, откуда писал Чехову, что ему не понравились французские женщины, а сам писатель отправился «изучать колонизацию из преступников» на остров Сахалин. Он приглашал с собой вернувшегося из Италии друга-художника, но тот отказался. По пути писатель побывал в Плесе и оценил его в реальности. А уже после Сахалина также побывал в Париже и Италии. Летом 1891 года писатель и художник вновь встретились на даче под Алексиным, но ненадолго.

«Вечер. Золотой Плес», И.И. Левитан.
«Вечер. Золотой Плес», И.И. Левитан.
«Вечер. Золотой Плес», И.И. Левитан.

(Окончание следует).

О живописном Юршинском острове на Волге читайте здесь.

Об импрессионисте Коровине из Владимирской губернии читайте здесь.

О дачной жизни друга Коровина - оперного певца Шаляпина читайте здесь.

Об известном меценате Владимире фон Дервизе и его усадьбе в Кирицах Рязанской области читайте здесь.

Об известном меценате Савве Мамонтове и его усадьбе в Абрамцево под Сергиевым Посадом читайте здесь.

О поездке А.П. Чехова в Венецию и связанном с ней малоизвестном произведении писателя читайте здесь.