Найти в Дзене

Как судоверфи-банкроту удается строить круизные лайнеры класса «люкс»?

Весной 2019 года совершил первое плавание 6-звездочный круизный лайнер австралийской компании Scenic. Стоимость строительства корабля, способного совершать плавания в водах Арктики и Антарктики, оценивается в 230 миллионов долларов. 8 палубная мега-яхта построена на хорватской судоверфи Uljanik, чья история насчитывает более 150 лет. Однако при этом сама верфь давно балансирует на грани банкротства. Как такое возможно?

Австралийцы покоряют мир

Scenic Eclipse – лайнер с тоннажем 17000 тонн длиной 168 м и шириной 22 м. Судно имеет 8 палуб с 114 каютами (все класса «люкс», с площадью от 32 кв. м до 344 кв. м), рассчитанными на прием до 228 пассажиров. Кораблем оперирует австралийская компания, которую предприниматель Глен Морони основал в Ньюкасле в 1986 году. Scenic Company постепенно распространила свою деятельность за пределы Австралии – вначале на Новую Зеландию, затем на Африку, Канаду, Аляску, страны Азии и т.д. Фактически корабли компании представляют собой плавающие люксовые отели. К 2016 году речной флот Scenic Company включал 20 лайнеров, совершавших круизы по таким европейским рекам, как Сена, Майн, Рейн, Дунай и Волга. В Юго-Восточной Азии компания освоила такие реки, как Меконг и Иравади.

Роскошная яхта-ледокол

Мега-яхта Scenic Eclipse.
Мега-яхта Scenic Eclipse.

Однако даже на этом фоне мега-яхта Scenic Eclipse, первый круиз которой состоялся в апреле 2019 года, выглядит особенно роскошно и оригинально. (В 2020 году должен быть спущен на воду аналогичный лайнер - Scenic Eclipse II). Корабль имеет корпус ледового класса, который позволяет ему заходить в воды Арктики и Антарктики на период до 3 месяцев в году.

Вертолет на борту Scenic Eclipse.
Вертолет на борту Scenic Eclipse.

На борту размещены два вертолета и подводная лодка на 7 человек.

Внутри подводной лодки "Нептун" в составе Scenic Eclipse.
Внутри подводной лодки "Нептун" в составе Scenic Eclipse.

В кормовой части расположена аппарель для водных видов спорта. Во время полярных экспедиций судно может брать на борт до 200 пассажиров и совершать их высадки на моторных лодках.

Антарктическая экскурсия на лодках "Зодиак" с борта Scenic Eclipse.
Антарктическая экскурсия на лодках "Зодиак" с борта Scenic Eclipse.

За каждой каютой закреплен дворецкий. На борту имеются 6 ресторанов, 4 бара и кафе, театр на 240 мест, подогреваемый бассейн с раздвижной крышей, спа-центр площадью 450 кв. м с крытыми и открытыми джакузи и бассейнами, тренажерный зал с отделениями для йоги и пилатеса, каток, казино, боулинг, дискотека, библиотека, сауна, магазины, прачечная и пр.

Ценник на круизы – соответствующий. Так, 8-дневный круиз вокруг Иберийского полуострова от Лиссабона до Барселоны предлагается по цене от 8745 австралийских долларов – AUD (1 австралийский доллар = 0,7 американского доллара), а круиз по Южной Америке от Лимы до Сантьяго - от 9383 AUD. Есть и круизы по Балтийскому морю с заходом в такие портовые города, как Гданьск, Клайпеда, Таллин, Санкт-Петербург, Хельсинки, Стокгольм и пр.

Одни из маршрутов Scenic Eclipse с посещением Санкт-Петербурга.
Одни из маршрутов Scenic Eclipse с посещением Санкт-Петербурга.

Но, конечно, самые интересные и одновременно практически самые дорогие круизы – это плавания по заполярным широтам. 12-дневный круговой круиз вглубь Антарктики, начальная и конечная точки которого приходятся на Буэнос-Айрес, стоит от 17480 AUD, 11-дневный круиз по Арктике с началом и окончанием в Осло – от 17199 AUD, а 14-дневное плавание от Рейкьявика до Осло по арктическим архипелагам обойдется в сумму не менее 20791 AUD.

Один из люксов на борту Scenic Eclipse с панорамным остеклением.
Один из люксов на борту Scenic Eclipse с панорамным остеклением.

Заказы для императоров, кайзеров и не только

Понятно, что компания, выполнившая такой необычный и сложный заказ, сама должна быть неординарной. Судоверфь Uljanik (в дословном переводе - «Оливковый риф»), построившая мега-яхту Scenic Eclipse, имеет долгую и славную историю. Предприятие было основано еще в 1856 году, когда город Пула, где оно работает, входило в состав Австрийской империи.

Верфь "Ульянек" стала вторым символом портового города Пула после римского амфитеатра.
Верфь "Ульянек" стала вторым символом портового города Пула после римского амфитеатра.

Свое название оно получило по небольшому островку в гавани Пулы, где жители близлежащей деревни Премантура выращивали оливковые деревья. (Здешние места со времен Римской империи славились своим оливковым маслом, которое вплоть до XX века производили жившие здесь с незапамятных времен итальянцы – потомки римских колонистов).

В Пуле найдены многочисленные римские амфоры для перевозки изготавливавшегося здесь оливкового масла.
В Пуле найдены многочисленные римские амфоры для перевозки изготавливавшегося здесь оливкового масла.

Австрийцы выкупили этот остров под строительство военной верфи. Первый камень в фундамент заложила лично Елизавета Баварская (1837-1989, жена императора Австрии с 1854 года), широко известная в мире как императрица Сисси.

Портрет императрицы Сисси.
Портрет императрицы Сисси.

Почти через два года после закладки первого камня в основание было спущено на воду первое судно — «Кайзер» водоизмещением 5194 тонны с паровым двигателем мощностью 590 кВт.

Историческое фото верфи "Ульянек".
Историческое фото верфи "Ульянек".

В период вхождения Пулы в состав Австро-Венгрии (1856-1918) судоверфь «Ульяник» построила 56 кораблей для австрийского военно-морского флота с общим дедвейтом 53588 тонн.

Карта северо-восточных границ Италии в период между двумя мировыми войнами.
Карта северо-восточных границ Италии в период между двумя мировыми войнами.

После распада Австро-Венгерской империи полуостров Истрия, включая Пулу, вошел в состав Италии (1918-1945). В этот период верфь занималась ремонтом и утилизацией кораблей, а также строительством субмарин.

Строительство субмарины на верфи "Ульянек".
Строительство субмарины на верфи "Ульянек".

По окончании Второй мировой войны предприятие работало в составе Югославии, в частности за период с 1956 по 2012 год собрало более 390 корабельных дизельных двигателей. На верфи также проектировались и строились танкеры для перевозки нефти и нефтепродуктов, паромы для перевозки пассажиров, контейнеров и автомобилей и пр. В период с 1947 года до конца 1998 года на судоверфи Uljanik для заказчиков со всего мира построено свыше 194 судов с общим дедвейтом свыше 6 млн тонн. После распада Югославии верфь отошла к Хорватии.

А не прикупить ли нам судоверфь?

В июне 2019 года в рамках Петербургского международного экономического форума министр экономики, предпринимательства и ремесел Республики Хорватия Дарко Хорват в ходе встречи с председателем совета директоров Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Георгием Полтавченко предложил рассмотреть возможность финансового участия в оздоровлении двух судостроительных предприятий республики – Верфи имени 3 мая в Риеке (с 2013 года входит в группу Uljanik JSC ) и Uljanik в Пуле. Хорватский министр отметил, что инвестор может поддержать обе верфи, для чего они могут быть объединены в судостроительную группу.

Российско-хорватские переговоры на Петербургском международном экономическом форуме летом 2019 года.
Российско-хорватские переговоры на Петербургском международном экономическом форуме летом 2019 года.

Но не все так просто. Не зря представитель Хорватии добавил: «все долги предприятий погашены государством», а представитель России весьма осторожно сказал: «Нам надо более подробно изучить ваше предложение».

В международный пассажирский порт Пулы нередко заходят такие красавцы-лайнеры. Скоростной паром доплывает отсюда до Венеции всего за 3 часа.
В международный пассажирский порт Пулы нередко заходят такие красавцы-лайнеры. Скоростной паром доплывает отсюда до Венеции всего за 3 часа.

Казалось бы, лакомый кусочек, тем более для современной России, где невиданное расслоение общества создало все условия для строительства роскошных мега-яхт. Тем более что хорватская судоверфь из Пулы уже выполняла заказы для стран, ранее входивших в состав СССР. Например, Госслужба морского и речного транспорта Туркменистана делает заказы верфи Uljanik на строительство автомобильно-пассажирских паромов типа Ro-Pax. В 2011-2013 годах при финансовой поддержке Альфа-Банка на верфи «Ульяник» был построен траулер «Таурус» с тремя рыбофабриками на борту, ныне работающий в составе флота ГК «ФЭСТ». А к порту Мурманска приписаны два морозильных рыболовных траулера, построенные на верфи Uljanik ЗАО «Мурмансельдь-2».

Вид на гавань Пулы. Справа видна территория верфи "Ульяник".
Вид на гавань Пулы. Справа видна территория верфи "Ульяник".

Дело в том, что предприятие со столь славной историей и строящее столь пафосные лайнеры, по сути является банкротом. Когда-то гремевшая своей славой судостроительная отрасль Европы и Северной Америки, уже не первое десятилетие переживает глубокий кризис (в отличие от азиатской). Он даже нашел свое отражение в политических движениях (польский профсоюз «Солидарность», созданный вокруг гданьской судоверфи) и известных художественных произведениях (главный герой столь любимого женщинами фильма «Красотка» под воздействием своей пассии решает переквалифицироваться из финансового спекулянта в инвестора судостроительной компании, фактически обрекая себя на банкротство, о чем авторы фильма благоразумно умалчивают, оставляя его эпичный фейл за рамками сюжета).

Территория верфи "Ульяник" в наши дни.
Территория верфи "Ульяник" в наши дни.

Проворовались…

Еще в 2016 году верфь Uljanik, испытывая трудности с выплатой зарплаты сотрудникам, обратилась за финансовой помощью к правительству Хорватии. Но оно не сильно помогло.

Демонстрация бастующих сотрудников верфи "Ульянек" осенью 2018 года.
Демонстрация бастующих сотрудников верфи "Ульянек" осенью 2018 года.

Периодически предприятие стало останавливать работу из-за забастовок недовольных сотрудников. В итоге компания пострадала еще больше - от расторжения нескольких контрактов на строительство судов вследствие простоев.

Демонстрация бастующих сотрудников верфи "Ульяник" осенью 2018 года.
Демонстрация бастующих сотрудников верфи "Ульяник" осенью 2018 года.

Именно поэтому во время переговоров с российской стороной в рамках Петербургского международного экономического форума летом 2019 года Дарко Хорват сказал: «Мы ищем партнера, который мог бы с помощью финансовых вложений завершить строительство судов, которые уже заложены на данных верфях».

Исторические постройки на территории верфи "Ульянек" в наше время.
Исторические постройки на территории верфи "Ульянек" в наше время.

Между тем, проблемы предприятия оказались связаны не только с общим кризисом судостроительной отрасли. В марте 2019 года хорватские полицейские арестовали 12 человек в рамках коррупционного дела руководства верфи. Фигурантами расследования стали бывший президент предприятия Джанни Россанду, его предшественник Антон Брайкович и еще 10 лиц, которых подозревают в нанесении материального ущерба компании на сумму более 182 миллионов американских долларов. А пока легендарная верфь так и зависла на грани банкротства.

О противостоянии югославского маршала Тито и советского генералиссимуса Сталина читайте здесь.

О том, какое отношение итальянские фашисты имели к Венецианскому кинофестивалю и при чем здесь дочь Шаляпина, читайте здесь.

О древней истории югославских земель читайте здесь.

О бывшей главной базе военно-морского флота Российской империи на Балтийском море читайте здесь.

О борьбе итальянских фашистов и югославских коммунистов во Вторую мировую войну читайте здесь.

О римском амфитеатре в Пуле читайте здесь.

О римском амфитеатре в Вероне читайте здесь.

Об элитном курорте на Брионском архипелаге вблизи Пулы читайте здесь.

Рекомендуем почитать