Весной 2019 года совершил первое плавание 6-звездочный круизный лайнер австралийской компании Scenic. Стоимость строительства корабля, способного совершать плавания в водах Арктики и Антарктики, оценивается в 230 миллионов долларов. 8 палубная мега-яхта построена на хорватской судоверфи Uljanik, чья история насчитывает более 150 лет. Однако при этом сама верфь давно балансирует на грани банкротства. Как такое возможно?
Австралийцы покоряют мир
Scenic Eclipse – лайнер с тоннажем 17000 тонн длиной 168 м и шириной 22 м. Судно имеет 8 палуб с 114 каютами (все класса «люкс», с площадью от 32 кв. м до 344 кв. м), рассчитанными на прием до 228 пассажиров. Кораблем оперирует австралийская компания, которую предприниматель Глен Морони основал в Ньюкасле в 1986 году. Scenic Company постепенно распространила свою деятельность за пределы Австралии – вначале на Новую Зеландию, затем на Африку, Канаду, Аляску, страны Азии и т.д. Фактически корабли компании представляют собой плавающие люксовые отели. К 2016 году речной флот Scenic Company включал 20 лайнеров, совершавших круизы по таким европейским рекам, как Сена, Майн, Рейн, Дунай и Волга. В Юго-Восточной Азии компания освоила такие реки, как Меконг и Иравади.
Роскошная яхта-ледокол
Однако даже на этом фоне мега-яхта Scenic Eclipse, первый круиз которой состоялся в апреле 2019 года, выглядит особенно роскошно и оригинально. (В 2020 году должен быть спущен на воду аналогичный лайнер - Scenic Eclipse II). Корабль имеет корпус ледового класса, который позволяет ему заходить в воды Арктики и Антарктики на период до 3 месяцев в году.
На борту размещены два вертолета и подводная лодка на 7 человек.
В кормовой части расположена аппарель для водных видов спорта. Во время полярных экспедиций судно может брать на борт до 200 пассажиров и совершать их высадки на моторных лодках.
За каждой каютой закреплен дворецкий. На борту имеются 6 ресторанов, 4 бара и кафе, театр на 240 мест, подогреваемый бассейн с раздвижной крышей, спа-центр площадью 450 кв. м с крытыми и открытыми джакузи и бассейнами, тренажерный зал с отделениями для йоги и пилатеса, каток, казино, боулинг, дискотека, библиотека, сауна, магазины, прачечная и пр.
Ценник на круизы – соответствующий. Так, 8-дневный круиз вокруг Иберийского полуострова от Лиссабона до Барселоны предлагается по цене от 8745 австралийских долларов – AUD (1 австралийский доллар = 0,7 американского доллара), а круиз по Южной Америке от Лимы до Сантьяго - от 9383 AUD. Есть и круизы по Балтийскому морю с заходом в такие портовые города, как Гданьск, Клайпеда, Таллин, Санкт-Петербург, Хельсинки, Стокгольм и пр.
Но, конечно, самые интересные и одновременно практически самые дорогие круизы – это плавания по заполярным широтам. 12-дневный круговой круиз вглубь Антарктики, начальная и конечная точки которого приходятся на Буэнос-Айрес, стоит от 17480 AUD, 11-дневный круиз по Арктике с началом и окончанием в Осло – от 17199 AUD, а 14-дневное плавание от Рейкьявика до Осло по арктическим архипелагам обойдется в сумму не менее 20791 AUD.
Заказы для императоров, кайзеров и не только
Понятно, что компания, выполнившая такой необычный и сложный заказ, сама должна быть неординарной. Судоверфь Uljanik (в дословном переводе - «Оливковый риф»), построившая мега-яхту Scenic Eclipse, имеет долгую и славную историю. Предприятие было основано еще в 1856 году, когда город Пула, где оно работает, входило в состав Австрийской империи.
Свое название оно получило по небольшому островку в гавани Пулы, где жители близлежащей деревни Премантура выращивали оливковые деревья. (Здешние места со времен Римской империи славились своим оливковым маслом, которое вплоть до XX века производили жившие здесь с незапамятных времен итальянцы – потомки римских колонистов).
Австрийцы выкупили этот остров под строительство военной верфи. Первый камень в фундамент заложила лично Елизавета Баварская (1837-1989, жена императора Австрии с 1854 года), широко известная в мире как императрица Сисси.
Почти через два года после закладки первого камня в основание было спущено на воду первое судно — «Кайзер» водоизмещением 5194 тонны с паровым двигателем мощностью 590 кВт.
В период вхождения Пулы в состав Австро-Венгрии (1856-1918) судоверфь «Ульяник» построила 56 кораблей для австрийского военно-морского флота с общим дедвейтом 53588 тонн.
После распада Австро-Венгерской империи полуостров Истрия, включая Пулу, вошел в состав Италии (1918-1945). В этот период верфь занималась ремонтом и утилизацией кораблей, а также строительством субмарин.
По окончании Второй мировой войны предприятие работало в составе Югославии, в частности за период с 1956 по 2012 год собрало более 390 корабельных дизельных двигателей. На верфи также проектировались и строились танкеры для перевозки нефти и нефтепродуктов, паромы для перевозки пассажиров, контейнеров и автомобилей и пр. В период с 1947 года до конца 1998 года на судоверфи Uljanik для заказчиков со всего мира построено свыше 194 судов с общим дедвейтом свыше 6 млн тонн. После распада Югославии верфь отошла к Хорватии.
А не прикупить ли нам судоверфь?
В июне 2019 года в рамках Петербургского международного экономического форума министр экономики, предпринимательства и ремесел Республики Хорватия Дарко Хорват в ходе встречи с председателем совета директоров Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Георгием Полтавченко предложил рассмотреть возможность финансового участия в оздоровлении двух судостроительных предприятий республики – Верфи имени 3 мая в Риеке (с 2013 года входит в группу Uljanik JSC ) и Uljanik в Пуле. Хорватский министр отметил, что инвестор может поддержать обе верфи, для чего они могут быть объединены в судостроительную группу.
Но не все так просто. Не зря представитель Хорватии добавил: «все долги предприятий погашены государством», а представитель России весьма осторожно сказал: «Нам надо более подробно изучить ваше предложение».
Казалось бы, лакомый кусочек, тем более для современной России, где невиданное расслоение общества создало все условия для строительства роскошных мега-яхт. Тем более что хорватская судоверфь из Пулы уже выполняла заказы для стран, ранее входивших в состав СССР. Например, Госслужба морского и речного транспорта Туркменистана делает заказы верфи Uljanik на строительство автомобильно-пассажирских паромов типа Ro-Pax. В 2011-2013 годах при финансовой поддержке Альфа-Банка на верфи «Ульяник» был построен траулер «Таурус» с тремя рыбофабриками на борту, ныне работающий в составе флота ГК «ФЭСТ». А к порту Мурманска приписаны два морозильных рыболовных траулера, построенные на верфи Uljanik ЗАО «Мурмансельдь-2».
Дело в том, что предприятие со столь славной историей и строящее столь пафосные лайнеры, по сути является банкротом. Когда-то гремевшая своей славой судостроительная отрасль Европы и Северной Америки, уже не первое десятилетие переживает глубокий кризис (в отличие от азиатской). Он даже нашел свое отражение в политических движениях (польский профсоюз «Солидарность», созданный вокруг гданьской судоверфи) и известных художественных произведениях (главный герой столь любимого женщинами фильма «Красотка» под воздействием своей пассии решает переквалифицироваться из финансового спекулянта в инвестора судостроительной компании, фактически обрекая себя на банкротство, о чем авторы фильма благоразумно умалчивают, оставляя его эпичный фейл за рамками сюжета).
Проворовались…
Еще в 2016 году верфь Uljanik, испытывая трудности с выплатой зарплаты сотрудникам, обратилась за финансовой помощью к правительству Хорватии. Но оно не сильно помогло.
Периодически предприятие стало останавливать работу из-за забастовок недовольных сотрудников. В итоге компания пострадала еще больше - от расторжения нескольких контрактов на строительство судов вследствие простоев.
Именно поэтому во время переговоров с российской стороной в рамках Петербургского международного экономического форума летом 2019 года Дарко Хорват сказал: «Мы ищем партнера, который мог бы с помощью финансовых вложений завершить строительство судов, которые уже заложены на данных верфях».
Между тем, проблемы предприятия оказались связаны не только с общим кризисом судостроительной отрасли. В марте 2019 года хорватские полицейские арестовали 12 человек в рамках коррупционного дела руководства верфи. Фигурантами расследования стали бывший президент предприятия Джанни Россанду, его предшественник Антон Брайкович и еще 10 лиц, которых подозревают в нанесении материального ущерба компании на сумму более 182 миллионов американских долларов. А пока легендарная верфь так и зависла на грани банкротства.
О противостоянии югославского маршала Тито и советского генералиссимуса Сталина читайте здесь.
О том, какое отношение итальянские фашисты имели к Венецианскому кинофестивалю и при чем здесь дочь Шаляпина, читайте здесь.
О древней истории югославских земель читайте здесь.
О бывшей главной базе военно-морского флота Российской империи на Балтийском море читайте здесь.
О борьбе итальянских фашистов и югославских коммунистов во Вторую мировую войну читайте здесь.
О римском амфитеатре в Пуле читайте здесь.
О римском амфитеатре в Вероне читайте здесь.
Об элитном курорте на Брионском архипелаге вблизи Пулы читайте здесь.