3820 subscribers

Кто такие «русские прибалты»?

1,9k full reads
3,3k story viewsUnique page visitors
1,9k read the story to the endThat's 58% of the total page views
6 minutes — average reading time

Большинство современных русскоязычных жителей стран Балтии – это потомки тех, кого при советской власти переселили в Прибалтику после Второй мировой войны. Но есть и такие «русские прибалты», чьи предки проживали в Балтийском регионе уже не один век назад. Прежде всего, это староверы. Как известно, в 1650-х годах, в связи с церковной реформой патриарха Никона произошел раскол РПЦ, и старообрядцы-«раскольники» стали подвергаться преследованиям. Особенно жестокими они были при царевне Софье, чей указ «Двенадцать статей», принятый в 1685 году, ввел пытки и смертную казнь путем сожжения живьем для старообрядцев. Сторонников и укрывателей староверов приказано было бить кнутом, и, лишив имущества, ссылать в монастыри. Преследования «раскольников» продолжились и при Петре Первом, что вызвало их массовое бегство в дальние уголки России и соседние страны, в том числе на территорию современной Эстонии.

Улица в Муствеэ.
Улица в Муствеэ.
Улица в Муствеэ.

Особенно много деревень старообрядцев возникло в XVII-XVIII веках на западном берегу Чудского озера, которое веками служило естественной границей между эстами (чудью, как их называли новгородцы) и русскими.

Деревня Черная (эст. Муствеэ) основана у впадения одноименной речки в Чудское озеро.
Деревня Черная (эст. Муствеэ) основана у впадения одноименной речки в Чудское озеро.
Деревня Черная (эст. Муствеэ) основана у впадения одноименной речки в Чудское озеро.

Среди таких деревень: Черная (Муствеэ – в дословном переводе с эстонского «Черные воды»), Раюши (Рая), Кикита (Кюкита), Красные Горы (Калласте), Большие и Малые Кольки (Колькя), Казепель (Казепяэ), Воронья (Варнья).

Вид на Чудское озеро в Муствеэ.
Вид на Чудское озеро в Муствеэ.
Вид на Чудское озеро в Муствеэ.

Чудское озеро (эст. Peipsi jarv) составляет единый бассейн с расположенным южнее Псковским (эст. Pihkva jarv) – их соединяет узкое и глубокое Теплое озеро (эст. Lammijarv). Русское название озера происходит от новгородского наименования финно-угорских народов – чудь. Так же раньше называлось Чухломское озеро в Костромской области, где проживало племя меря и где также селились новгородцы.

Благоустроенный пляж на Чудском озере в Муствеэ.
Благоустроенный пляж на Чудском озере в Муствеэ.
Благоустроенный пляж на Чудском озере в Муствеэ.

Чудское озеро считается по своей площади четвертым в Европе после Ладожского и Онежского озер (в России) и озера Венерн (в Швеции). В него впадает около 240 речушек и рек, а вытекает только одна – Нарва. Веками здесь проходили один из маршрутов знаменитого торгового пути «из варяг в греки», а также западная граница русских земель.

Карта западной (эстонской) части Причудья.
Карта западной (эстонской) части Причудья.
Карта западной (эстонской) части Причудья.

Хотя при советской власти староверы и в самой Эстонии подверглись гонениям и репрессиям (тем более что часть их активно сотрудничала с немецкими оккупантами), в современной республике насчитывается около 15 тысяч их потомков. Впрочем, далеко не все местные жители – потомки именно старообрядцев, многие – просто выходцы из соседнего региона России, сохраняющие псковский диалект русского языка.

«Столица» старообрядчества на Чудском озере – Муствеэ.
«Столица» старообрядчества на Чудском озере – Муствеэ.
«Столица» старообрядчества на Чудском озере – Муствеэ.

«Столица» старообрядчества на Чудском озере – городок (или скорее деревенька) Муствеэ, больше половины населения которого поныне составляют русские. В этих живописных местах, популярных среди рыбаков и любителей пляжного отдыха, частично сохранилась старинная застройка русских поселенцев, прежде всего их церкви.

Церковь Святителя Николая Чудотворца в Муствеэ.
Церковь Святителя Николая Чудотворца в Муствеэ.
Церковь Святителя Николая Чудотворца в Муствеэ.

Прежде всего, это церковь Святителя Николая Чудотворца (относится к Эстонской Православной Церкви в подчинении Московского Патриархата), разрешение на строительство которой местные жители получили в 1861 году. Средства на ее возведение выделил Рижский консисторий, а деньги на покупку церковной утвари поступили в качестве добровольных пожертвований из России. К 1864 году по проекту архитектора Эделсона был построен храм и небольшой каменный дом для священника рядом. В 1878 году тут же появилась русская церковно-приходская школа, первым учителем в которой стал православный священник Александр Полетаев. Его дочь стала учительницей в открытой чуть позже школе для девочек. В 1899 году на основе ЦПШ была создана русскоязычная двухлетняя министерская школа.

Кирха в Муствеэ.
Кирха в Муствеэ.
Кирха в Муствеэ.

Интересно, что рядом с храмом Святителя Николая Чудотворца находится кирха евангелическо-лютеранского прихода. Местные эстонские жители хотели построить также в 1864 году, но этому помешал пожар. Вторую попытку стали предпринимать с 1873 года с поддержкой приходского учителя Торма по имени Карл Сельмар Ландезен и вместе с жителями соседней деревни Казепель (Казепяэ). Однако в 1878 году из-за просчетов с фундаментом башня кирхи рухнула, и здание было достроено только к 1880 году. Абрам и Михкель Каппель подарили храму алтарную картину «Воскресение Христа» работы тартуского художника В.Ф. Крюгера. Но несчастья продолжали преследовать кирху – в 1939 году он выгорела из-за пожара, возникшего по неосторожности рабочих. Только в 1950-х годах ее внутреннее убранство было обновлено.

Место расположения церкви Святителя Николая Чудотворца в Муствеэ.
Место расположения церкви Святителя Николая Чудотворца в Муствеэ.
Место расположения церкви Святителя Николая Чудотворца в Муствеэ.

Прямо на берегу Чудского озера в Муствеэ стоял другой русский храм, которому не повезло еще больше, чем кирхе. Еще до строительства церкви Святителя Николая Чудотворца, в 1830 году, местные русские жители озаботились созданием собственного храма – именно относящегося к РПЦ, не староверческого: до этого времени православный батюшка каждый раз приезжал на службы в Муствеэ из Тарту. Рыбаки Петр Болтов и Константин Красильников прямо на лодках отправились во Псков к главе тамошнего православного духовенства Нафанаилу с просьбой о помощи.

Историческое фото церкви Святителя Николая Чудотворца в Муствеэ.
Историческое фото церкви Святителя Николая Чудотворца в Муствеэ.
Историческое фото церкви Святителя Николая Чудотворца в Муствеэ.

Местная община собрала пожертвования, на которые к 1839 году и была возведена деревянная церковь Всех Скорбящих Радости: иконы и пару небольших колоколов для нее также привезли прямо на лодках из Пскова. К сожалению, она не сохранилась до нашего времени, как и созданное при ней кладбище, где хоронили в том числе погибших на Первой и Второй мировых войнах. Храм пережил обе эти войны, но был снесен из-за ветхости в 1952 году.

Памятник на могилах погибших в Первой и Второй мировых войнах.
Памятник на могилах погибших в Первой и Второй мировых войнах.
Памятник на могилах погибших в Первой и Второй мировых войнах.

В правление российского императора Николая Первого на староверов, которых власти временно оставили в покое, снова начали «давить». С 1820-х годов велся строгий погодный учет численности старообрядцев, запрещалось строительство новых молелен, закрывались старые. В Причудье почти все деревенские моленные были опечатаны, кроме молельни в Казепяэ. С 1840-х годов велась политика единоверия – насильственного объединения старообрядцев с РПЦ. С этой целью возводились так называемые единоверческие церкви, к числу которых относится еще один храм в Муствеэ, также расположенный на берегу Чудского озера. В 1877 году на средства казны был возведен храм, переданный местному Свято-Троицкому Единоверческому приходу.

Старинное пожарное депо в Муствеэ.
Старинное пожарное депо в Муствеэ.
Старинное пожарное депо в Муствеэ.

Интересно, что в 1860-х годах причудские староверы, воспользовавшись более либеральной политикой правительства, стали возводить новые моленные. С 1880-х годов обновились моленные в Тарту, Калласте, Казепяэ, Раюшах и Кикита. Возврщаясь к единоверческому храму в Муствеэ: в 1957 году он был закрыт, а в 1978 году передан баптистам. Только в начале 2000-х годов церковь вновь вернулась в распоряжение местных православных жителей, хотя церковную утварь в нее так и не возвратили.

Свято-Троикая православная (бывшая единоверческая) церковь в Муствеэ.
Свято-Троикая православная (бывшая единоверческая) церковь в Муствеэ.
Свято-Троикая православная (бывшая единоверческая) церковь в Муствеэ.

Также на берегу Чудского озера в Муствеэ расположен самый большой староверческий храм в Эстонии – Троицкий. Проект его создания появился еще в 1914 году, но планам помешала Первая мировая война и последующий распад Российской империи. Поэтому Троицкая старообрядческая церковь была построена только в 1927-1930 годах. Храм проектировал инженер Й. Янсен, в его украшении приняли участие причудские иконописцы Г. Фролов, П. Софронов и М. Солнцев. Изначально здание было построено из бревен, а затем перестроено в камне. В 1940 году после насильственного прихода на территорию стран Балтии советской власти службы в церкви были прекращены, но возобновлены по окончании Второй мировой войны.

Троицкий старообрядческий храм в Муствеэ.
Троицкий старообрядческий храм в Муствеэ.
Троицкий старообрядческий храм в Муствеэ.

В наше время число старообрядцев в Эстонии не превышает 5000 человек, причем многие, как и обычные православные, могут считаться верующими только с большой натяжкой. Ходившие в 1960-х годах между Муствеэ и Тарту и Псковом скоростные суда на подводных крыльях «Ракета», давно остались в прошлом.

Баркас на берегу.
Баркас на берегу.
Баркас на берегу.

После восстановления российско-эстонской границы в связи с распадом СССР существовавшие в Причудье рыболовецкие колхозы, которые поставляли рыбу в Ленинград, позакрывались.

Заброшенный рыболовецкий колхоз в Муствеэ - путешествие в советские времена.
Заброшенный рыболовецкий колхоз в Муствеэ - путешествие в советские времена.
Заброшенный рыболовецкий колхоз в Муствеэ - путешествие в советские времена.

Сейчас ловить рыбу в Чудском озере можно только на расстоянии 12 километров от эстонского берега, так как прямо по озеру проходит граница РФ и ЕС (характерно, что в 2003 году большинство жителей Причудья проголосовали против вступления Эстонии в ЕС).

Пограничники зорко следят за рыбаками со своей базы.
Пограничники зорко следят за рыбаками со своей базы.
Пограничники зорко следят за рыбаками со своей базы.

Зато в последнее время здесь активно развивается экотуризм. Тем более что попасть сюда из России можно на любом автобусе, следующем по маршруту Санкт-Петербург-Рига (разумеется, при наличии Шенгенской визы в загранпаспорте, но она есть почти у всех питерцев).

В последнее время здесь активно развивается экотуризм.
В последнее время здесь активно развивается экотуризм.
В последнее время здесь активно развивается экотуризм.

О русских монахах на венгерском озере Балатон читайте здесь.

О русском следе на шведском острове Готланд читайте здесь.

О центре старообрядчества в самой России - городе Боровск в Калужской области читайте здесь.