Музей-усадьба "Абрамцево" и русский модерн

1,3k full reads
2,3k story viewsUnique page visitors
1,3k read the story to the endThat's 55% of the total page views
4,5 minutes — average reading time
Музей-усадьба "Абрамцево" и русский модерн

Небольшая усадьба Абрамцево, расположенная к северо-востоку от Москвы, вблизи Сергиева Посада и Хотьково, широко известна в российских творческих кругах. Здесь неоднократно бывали Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.А. Серов, К.А. Коровин, М.А. Врубель и др. В советское время Абрамцево стало буквально меккой для представителей творческих профессий, особенно художников. Этот статус оно не потеряло и в наши дни.

«Аленький цветочек» и «Диалоги о рыбалке»

Усадьба «Абрамцево» вблизи Сергиева Посада возникла в первой половине XVIII века, хотя упоминания пустоши «Обрамково» встречаются в документах XVI века. Расцвет Абрамцево начинается с 1843 года, когда имение приобрел литературный и театральный критик, а также писатель С.Т. Аксаков (1791-1859), известный широкой публике прежде всего как автор сказки «Аленький цветочек».

В Абрамцеве он написал такие произведения, как «Детские годы Багрова-внука», «Записки об уженье», «Семейная хроника», «Аленький цветочек». В гости к Аксакову приезжали писатели Н.В. Гоголь и И.С. Тургенев, актер М.С. Щепкин, А.С. Хомяков, братья Киреевские. М.Н. Загоскин, М. П. Погодин, А. А. Шаховской, А. Н. Верстовский, Н. И. Надеждин и др.

Портрет Аксакова работы Крамского.
Портрет Аксакова работы Крамского.
Портрет Аксакова работы Крамского.

Аксаков стал известен как один из первых в России литературных и театральных критиков: до середины 1820-х годов публичная театральная критика в Российской империи была невозможна, так как актеры императорских театров считались находящимися «на службе его величества». К сожалению, реальные масштабы его деятельности на этом поприще неизвестны до сих пор, так как большинство критических статей Аксакова 1820-х-30-х годов публиковались под псевдонимами или без подписи, что было связано с его службой в цензурном ведомстве. Кроме того, Аксаков создал принципиально новый стиль руководств по рыбалке и охоте: его «Записки об уженье рыбы» и «Записки ружейного охотника» отличали высокий художественный уровень, поэтичные описания природы, точные характеристики рыбьих и птичьих повадок.

Абрамцевский кружок Аксаковых в течение нескольких десятилетий был центром притяжения для большого круга писателей, журналистов, ученых и театральных деятелей. В частности, Аксаков с 1832 года дружил с Гоголем и именно под его воздействием обратился к реалистической прозе. Великий писатель не раз становился участником «аксаковских суббот» в Абрамцеве.

Пруды при усадьбе в Абрамцеве.
Пруды при усадьбе в Абрамцеве.
Пруды при усадьбе в Абрамцеве.

Репинские «Запорожцы», серовская «Девочка с персиками» и не только

После смерти Аксакова усадьба стала приходить в запустение, и в 1870 году дочь писателя Софья Сергеевна продала ее промышленнику и меценату С.И. Мамонтову (1841-1918). Имение было не в лучшем состоянии и потребовало множества переделок. Поэтому считается, что Мамонтов приобрел его из интереса и уважения к этому месту как центру притяжения творческой элиты той эпохи. В дневниках 18-летнего Саввы Мамонтова также сохранились восторженные впечатления о книгах Аксакова.

Современный вид станции "Абрамцево" на железной дороге Москва-Ярославль.
Современный вид станции "Абрамцево" на железной дороге Москва-Ярославль.
Современный вид станции "Абрамцево" на железной дороге Москва-Ярославль.

Вдобавок Абрамцево привлекло Мамонтова и своим географическим положением: оно было удобно расположено для его деловых поездок. Отец Саввы Иван Федорович Мамонтов не только построил в Москве несколько гостиниц, но и стал главным вкладчиком акционерного общества, занимавшегося строительством Московско-Ярославской железной дороги. После смерти отца Савва унаследовал ее акции и в 28 лет стал членом правления общества этой дороги, а в 1872 году был избран его директором.

Главный усадебный дом в Абрамцеве.
Главный усадебный дом в Абрамцеве.
Главный усадебный дом в Абрамцеве.

Он продолжил дело отца, реализовав Северный железнодорожный проект: в 1897 году было закончено строительство железной дороги Москва-Архангельск. Прокладка этой дороги стала первым в России опытом железнодорожного строительства в условиях Крайнего Севера, среди болот и тундры. Одновременно были проложены дороги Ярославль-Рыбинск (1898), Москва-Савёлово (1900), Иваново-Вознесенск-Тейково (1896) и др.

В 1872 году семья Мамонтовых побывала в Италии. Там они познакомились со скульптором М.М. Антокольским, художником В.Д. Поленовым и историком искусства А.В. Праховым. Эта встреча и положила начало Абрамцевскому (Мамонтовскому) кружку. В память о поездке и встрече осенью 1873 года в Абрамцеве была разбита Римская роща, изображенная затем на акварели Поленова. В 2012 году роща была восстановлена.
В 1872 году семья Мамонтовых побывала в Италии. Там они познакомились со скульптором М.М. Антокольским, художником В.Д. Поленовым и историком искусства А.В. Праховым. Эта встреча и положила начало Абрамцевскому (Мамонтовскому) кружку. В память о поездке и встрече осенью 1873 года в Абрамцеве была разбита Римская роща, изображенная затем на акварели Поленова. В 2012 году роща была восстановлена.
В 1872 году семья Мамонтовых побывала в Италии. Там они познакомились со скульптором М.М. Антокольским, художником В.Д. Поленовым и историком искусства А.В. Праховым. Эта встреча и положила начало Абрамцевскому (Мамонтовскому) кружку. В память о поездке и встрече осенью 1873 года в Абрамцеве была разбита Римская роща, изображенная затем на акварели Поленова. В 2012 году роща была восстановлена.

В 1872 году во время поездки в Италию Мамонтов познакомился в Риме с художниками В. Д. Поленовым и М. М. Антокольским, а также историком искусства и реставратором А. В. Праховым. В 1874 году, после возвращения в Россию, Мамонтов приглашает их в свой московский дом на Садовой-Спасской улице и в имение Абрамцево.

Портрет Саввы Мамонтова работы Врубеля.
Портрет Саввы Мамонтова работы Врубеля.
Портрет Саввы Мамонтова работы Врубеля.

Так вокруг мецената и промышленника возник Абрамцевский (Мамонтовский) кружок, объединивший множество известных творческих людей той эпохи и просуществовавший 20 лет - с 1873 по 1893 год. В Абрамцеве и его окрестностях были созданы картины «Богатыри» и «Аленушка» В.М. Васнецова, «Видение отроку Варфоломею» М.В. Нестерова, «Крестный ход в Курской губернии», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Не ждали» И.Е. Репина, «Девочка с персиками» В.А. Серова. Здесь писали пейзажи художники В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, К.А. Коровин и др. Музей в Абрамцеве был создан еще в 1918 году, причем вплоть до 1926 года его заведующей была младшая дочь С.И. Мамонтова – Александра Саввишна.

Знаменитую картину «Девочка с персиками» Валентин Серов написал в 1887 году в Абрамцеве. По воспоминаниям Михаила Нестерова, дочь Саввы Мамонтова Вера после обеда задержалась за столом, и Серов попросил ее попозировать. Семейная легенда Мамонтовых гласит, что Серов увидел Веру, вбежавшую в дом после игры в казаки-разбойник, и решил написать ее портрет. Работа над картиной продолжалась больше месяца, и в награду за сидение подвижной Вере полагалась порция персиков». Картину Серов подарил матери Веры - Елизавете. Кстати, на картине «Аленушка» изображена она же. В 1903 году Вера Саввична вышла замуж и родила троих детей, но уже в 1907 году умерла в Москве от воспаления легких. Вскоре скончалась и ее мать. К этому времени Савва Мамонтов уже развелся с женой и жил с другой женщиной.
Знаменитую картину «Девочка с персиками» Валентин Серов написал в 1887 году в Абрамцеве. По воспоминаниям Михаила Нестерова, дочь Саввы Мамонтова Вера после обеда задержалась за столом, и Серов попросил ее попозировать. Семейная легенда Мамонтовых гласит, что Серов увидел Веру, вбежавшую в дом после игры в казаки-разбойник, и решил написать ее портрет. Работа над картиной продолжалась больше месяца, и в награду за сидение подвижной Вере полагалась порция персиков». Картину Серов подарил матери Веры - Елизавете. Кстати, на картине «Аленушка» изображена она же. В 1903 году Вера Саввична вышла замуж и родила троих детей, но уже в 1907 году умерла в Москве от воспаления легких. Вскоре скончалась и ее мать. К этому времени Савва Мамонтов уже развелся с женой и жил с другой женщиной.
Знаменитую картину «Девочка с персиками» Валентин Серов написал в 1887 году в Абрамцеве. По воспоминаниям Михаила Нестерова, дочь Саввы Мамонтова Вера после обеда задержалась за столом, и Серов попросил ее попозировать. Семейная легенда Мамонтовых гласит, что Серов увидел Веру, вбежавшую в дом после игры в казаки-разбойник, и решил написать ее портрет. Работа над картиной продолжалась больше месяца, и в награду за сидение подвижной Вере полагалась порция персиков». Картину Серов подарил матери Веры - Елизавете. Кстати, на картине «Аленушка» изображена она же. В 1903 году Вера Саввична вышла замуж и родила троих детей, но уже в 1907 году умерла в Москве от воспаления легких. Вскоре скончалась и ее мать. К этому времени Савва Мамонтов уже развелся с женой и жил с другой женщиной.

К северо-западу от главной усадьбы появился «культурный поселок», где были построены лечебница для крестьян и школа для их детей. При школе жена Саввы Елизавета Григорьевна устроила в 1876 году столярно-резчицкий класс, где создавались эскизы резной мебели и утвари, а местные крестьяне работали над заказами и получали прибыль от них. В 1873 году Савва открыл в Абрамцеве студию-мастерскую, где сам занимался лепкой.

Студия-мастерская в Абрамцеве (1873 год) с деревянной резьбой В.А. Гартмана в «русском стиле». Здесь работали Мамонтов, Васнецов, Репин, Серов и др.
Студия-мастерская в Абрамцеве (1873 год) с деревянной резьбой В.А. Гартмана в «русском стиле». Здесь работали Мамонтов, Васнецов, Репин, Серов и др.
Студия-мастерская в Абрамцеве (1873 год) с деревянной резьбой В.А. Гартмана в «русском стиле». Здесь работали Мамонтов, Васнецов, Репин, Серов и др.

В 1890-х годах по инициативе Мамонтова была произведена реконструкция Ярославского вокзала в Москве. За основу при реконструкции вокзала был взят проект Федора Шехтеля. Декоративные украшения из цветной майолики были изготовлены в абрамцевской мастерской, главный вестибюль декорирован пейзажами Константина Коровина, который вместе с Валентином Серовым ездил по предложению Мамонтова на север России.

Мамонтов также предложил Васнецову написать панно для железнодорожных вокзалов, при этом художник получил полную творческую свободу. В результате появились полотна «Бой скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». Более десяти лет Васнецов с семьей жил в Абрамцеве (в основном в «Яшкином доме»), где изучал древнерусское искусство и писал этюды.

«Избушка на курьих ножках» построена в 1883 году по проекту В.М. Васнецова. Использовалась как детский домик и парковая беседка. Это одно из первых архитектурных произведений национально-романтического направления русского модерна. Избушка стоит на подклете по образцу деревянных домов Русского Севера: небольшой сруб из сосновых бревен установлен на обрубках пней. Домик украшен изображениями совы и летучей мыши, популярными в русском модерне.
«Избушка на курьих ножках» построена в 1883 году по проекту В.М. Васнецова. Использовалась как детский домик и парковая беседка. Это одно из первых архитектурных произведений национально-романтического направления русского модерна. Избушка стоит на подклете по образцу деревянных домов Русского Севера: небольшой сруб из сосновых бревен установлен на обрубках пней. Домик украшен изображениями совы и летучей мыши, популярными в русском модерне.
«Избушка на курьих ножках» построена в 1883 году по проекту В.М. Васнецова. Использовалась как детский домик и парковая беседка. Это одно из первых архитектурных произведений национально-романтического направления русского модерна. Избушка стоит на подклете по образцу деревянных домов Русского Севера: небольшой сруб из сосновых бревен установлен на обрубках пней. Домик украшен изображениями совы и летучей мыши, популярными в русском модерне.

Илья Репин впервые появился в Абрамцеве в 1877 году. В Абрамцеве Репин писал пейзажи, портреты, жанровые зарисовки и создал эскизы для таких картин, как «Не ждали» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

И.Е. Репин. Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве, 1879.
И.Е. Репин. Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве, 1879.
И.Е. Репин. Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве, 1879.

Михаил Врубель в 1890 году какое-то время жил в кабинете Саввы Ивановича в Абрамцеве, где написал «Сидящего демона» и другие картины. Мамонтов постоянно заказывал ему новые работы и сам их покупал. Врубель и Васнецов также были среди художников, создававших декорации для постановок Частного театра Саввы Мамонтова, к работе в котором меценат привлекал таких грандов, как Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов.

Скамья Врубеля, установленная в 1915 году в Абрамцеве на месте Таньонов нос. Часть изразцов сохранилась от Врубеля, остальное – результат реставрации, особенно замечательны птицы-сирины. М.А. Врубель (1856-1910) – художник и мастер декоративно-прикладного искусства, оказал большое влияние на развитие модерна и национально-романтического стиля. Одной из главных тем творчества этого стиля стали сюжеты древней истории, былин, сказок, легенд. По словам Врубеля, русский сказочный эпос будил душу от мелочей будничного, помогал услышать национальное, создать «музыку цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада». В Абрамцеве, наряду с имением княгини М.К. Тенишевой под Смоленском и мастерскими Строгановского училища, где преподавал Врубель, проводились новаторские работы в области декоративно-прикладного искусства с изучением и использованием старинных народных ремесел, для чего были организованы учебные и художественно-промышленные мастерские.
Скамья Врубеля, установленная в 1915 году в Абрамцеве на месте Таньонов нос. Часть изразцов сохранилась от Врубеля, остальное – результат реставрации, особенно замечательны птицы-сирины. М.А. Врубель (1856-1910) – художник и мастер декоративно-прикладного искусства, оказал большое влияние на развитие модерна и национально-романтического стиля. Одной из главных тем творчества этого стиля стали сюжеты древней истории, былин, сказок, легенд. По словам Врубеля, русский сказочный эпос будил душу от мелочей будничного, помогал услышать национальное, создать «музыку цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада». В Абрамцеве, наряду с имением княгини М.К. Тенишевой под Смоленском и мастерскими Строгановского училища, где преподавал Врубель, проводились новаторские работы в области декоративно-прикладного искусства с изучением и использованием старинных народных ремесел, для чего были организованы учебные и художественно-промышленные мастерские.
Скамья Врубеля, установленная в 1915 году в Абрамцеве на месте Таньонов нос. Часть изразцов сохранилась от Врубеля, остальное – результат реставрации, особенно замечательны птицы-сирины. М.А. Врубель (1856-1910) – художник и мастер декоративно-прикладного искусства, оказал большое влияние на развитие модерна и национально-романтического стиля. Одной из главных тем творчества этого стиля стали сюжеты древней истории, былин, сказок, легенд. По словам Врубеля, русский сказочный эпос будил душу от мелочей будничного, помогал услышать национальное, создать «музыку цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада». В Абрамцеве, наряду с имением княгини М.К. Тенишевой под Смоленском и мастерскими Строгановского училища, где преподавал Врубель, проводились новаторские работы в области декоративно-прикладного искусства с изучением и использованием старинных народных ремесел, для чего были организованы учебные и художественно-промышленные мастерские.

Непростой бизнес Саввы Мамонтова

Кроме Северного проекта, у Саввы Мамонтова было много и других. В частности, еще в 1878 году была сдана в эксплуатацию Донецкая каменноугольная дорога, связавшая шахтерские поселки Донбасса с портом в Мариуполе. Рентабельность этого проекта Саввы Мамонтов ставилась под сомнение некоторыми современниками, но дорога окупила вложенные средства и стала прибыльной. В Абрамцеве сохранилась половецкая баба, которую Савва привез из степей бывшего Дикого поля на Донбассе.

Облигация Донецкой железной дороги.
Облигация Донецкой железной дороги.
Облигация Донецкой железной дороги.

В 1899 году Мамонтов, не сумевший расплатиться с кредиторами, был арестован и заключен в Таганскую тюрьму. Его обвинили в незаконном изъятии из кассы железной дороги крупной денежной суммы и злоупотреблениях при строительстве линии Вологда-Архангельск. В одиночной камере он занимался лепкой. Весной 1900 года в тюрьму поступило письмо со словами поддержки от представителей Абрамцевского кружка, среди которых были Поленов, Репин, Антокольский, Серов, Врубель и др. В том же году суд, на котором Мамонтова защищал известный адвокат Ф. Н. Плевако, оправдал промышленника, однако промышленник был фактически разорен.

Члены Абрамцевского (Мамонтовского) кружка.
Члены Абрамцевского (Мамонтовского) кружка.
Члены Абрамцевского (Мамонтовского) кружка.

Мамонтов поселился в доме рядом с Бутырской тюрьмой, при гончарной мастерской, перевезенной из Абрамцева. Здесь изготавливали на заказ или на продажу небольшими партиями печные изразцы, посудные формы, мелкую бытовую пластику. Савву Ивановича навещали Поленов, Серов, Васнецов. В 1902 году его особняк на Садовой-Спасской улице, стоявший опечатанным после ареста, был выставлен на торги вместе с художественной коллекцией хозяина. Некоторые произведения попали в Третьяковскую галерею, другие были приобретены Русским музеем. К этому времени Мамонтов развелся с женой и жил с учительницей из Торжка Евгенией Решетиловой, которая была младше его на 38 лет.

 Поленовская дача в Абрамцеве, где в наши дни проводятся различные арт-мероприятия.
Поленовская дача в Абрамцеве, где в наши дни проводятся различные арт-мероприятия.
Поленовская дача в Абрамцеве, где в наши дни проводятся различные арт-мероприятия.
 Поленовская дача в Абрамцеве, где в наши дни проводятся различные арт-мероприятия.
Поленовская дача в Абрамцеве, где в наши дни проводятся различные арт-мероприятия.
Поленовская дача в Абрамцеве, где в наши дни проводятся различные арт-мероприятия.

В 1907 году скончалась дочь Мамонтовых Вера. Вскоре умерла бывшая жена Мамонтова Елизавета Григорьевна. В 1915 году ушел из жизни сын Мамонтовых Сергей. Сам Савва Иванович умер от простуды зимой 1918 года. Гроб с телом мецената перевезли из Москвы в Абрамцево. В газетных некрологах Мамонтова называли «московским Медичи», «Саввой оперным», «последним из могикан».

Дело Саввы Мамонтова живо и сейчас: в соседнем с Абрамцево Хотьково работают художественные мастерские.
Дело Саввы Мамонтова живо и сейчас: в соседнем с Абрамцево Хотьково работают художественные мастерские.
Дело Саввы Мамонтова живо и сейчас: в соседнем с Абрамцево Хотьково работают художественные мастерские.

В статье использованы открытые данные и иллюстрации, а также фото автора.

О поездке Михаила Врубеля в Венецию для работы над Кирилловской церковью в Киеве и его любовном треугольнике читайте здесь.