Неизвестное о Венеции. История четвертая – откуда есть пошла гондола?

328 full reads
512 story viewsUnique page visitors
328 read the story to the endThat's 64% of the total page views
2 minutes — average reading time

(Продолжение. Начало здесь).

Неизвестное о Венеции. История четвертая – откуда есть пошла гондола?

Гондола неспроста является символом Венеции: этот тип лодок существует уже много веков, а процесс их изготовления и управления требует мастерства высокого уровня.

Название гондолы объясняют по-разному: от греческих слов kondy, kontyilion, cuntelas (лодка с веслами) или от латинского cymbula (лодочка) или concha, conchula – маленькая раковина. Впервые наименование гондолы в форме gondolam встречается в указе дожа Витале Фальера 1094 года: в нем дож временно освобождает жителей Лорео от обязанности присылать ему гондолы.

"Парковка" гондол на Большом канале.
"Парковка" гондол на Большом канале.
"Парковка" гондол на Большом канале.
Гондолы у площади Сан-Марко.
Гондолы у площади Сан-Марко.
Гондолы у площади Сан-Марко.

Длина современной гондолы – до 11 м, ширина – около 1 м 40 см, корпус красится черной краской в 7 слоев, согласно правилам, установленным законом Венецианской Республики еще в 1562 году и подтверждавшимся много раз до 1633 года. Дело в том, что ранее зажиточные владельцы гондол раскрашивали их в самые разные яркие цвета – для единообразия и были приняты эти правила.

Гондолы у моста Риальто.
Гондолы у моста Риальто.
Гондолы у моста Риальто.

Примерное количество гондол в Венеции в XVI веке оценивается в 10 000 (в конце XIX века их было около 4 000, сейчас - 400). Все они имели съемную кабинку фельце, название которой происходит от наименования папоротника: кабинки делали из тростника, перевязанного ветками или листьями папоротника. Современные гондолы лишены кабинки и имеют немного несимметричный корпус, чтобы уравновешивать вес единственного гребца, орудующего одним веслом из бука (ремо). Левая сторона лодки на 24 см шире правой, и корпус сидит в воде с небольшим уклоном. Между тем, на картинах Джованни Каналетто видно, что раньше венецианской гондолой управляли сразу двое гребцов, и она имела несколько иную форму корпуса.

На картинах Джованни Каналетто видно, что раньше венецианской гондолой управляли сразу двое гребцов, и она имела несколько иную форму корпуса.
На картинах Джованни Каналетто видно, что раньше венецианской гондолой управляли сразу двое гребцов, и она имела несколько иную форму корпуса.
На картинах Джованни Каналетто видно, что раньше венецианской гондолой управляли сразу двое гребцов, и она имела несколько иную форму корпуса.

Железный наконечник (ферро) на носу приобрел современный вид в XVIII веке: его 6 зубцов символизируют 6 сестьеров (районов) города на воде. Седьмой, отогнутый в сторону, - это остров Джудекка. Иногда добавляются три полоски: это острова Мурано, Бурано и Торчелло. Верхняя часть наконечника имеет сходство с головным убором венецианских дожей, нижняя часть, уходящая под днище, - символ Большого канала. Уключина (форкола – вилка) выполняется из единого куска вишни, груши или ореха.

Самый популярный маршрут включает проход под Мостом вздохов.
Самый популярный маршрут включает проход под Мостом вздохов.
Самый популярный маршрут включает проход под Мостом вздохов.

Каждая гондола имеет вес 600-700 кг и собрана из 280 деталей из разных видов дерева: используются вяз и его корни, разные сорта дуба, липа, лиственница, красное дерево, кедр, орех, вишня, ель. Изготовители гондол используют особую единицу измерений – пассетто (шажок), который примерно равен 1 м 4 см.

Мастерских, специализирующихся на гондолах, в Венеции осталось только три. Выглядят они примерно так же, как и мастерские с обычными лодками, как эта.
Мастерских, специализирующихся на гондолах, в Венеции осталось только три. Выглядят они примерно так же, как и мастерские с обычными лодками, как эта.
Мастерских, специализирующихся на гондолах, в Венеции осталось только три. Выглядят они примерно так же, как и мастерские с обычными лодками, как эта.

Изготовление и ремонт лодок производятся в специальных мастерских – скуеро. Причем с середины XX века городскими властями официально запрещено дальнейшее изменение конструкции. В среднем изготовление гондолы занимает два месяца, стоимость готовой лодки – около 38 000 евро.

Мастерских, специализирующихся на гондолах, в Венеции осталось только три.
Мастерских, специализирующихся на гондолах, в Венеции осталось только три.
Мастерских, специализирующихся на гондолах, в Венеции осталось только три.
Неизвестное о Венеции. История четвертая – откуда есть пошла гондола?

Венецианские гондольеры традиционно придерживаются левых взглядов, многие из них ранее состояли в коммунистической партии Италии. Неудивительно, что в годы засилья в стране фашистов гондольеры наотрез отказывались надевать на знаменитые исторические регаты в Венеции черные рубашки. Вместо них они надевали белые рубашки с синими полосками.

Магазинчик у моста Риальто, торгующий "униформой" гондольеров.
Магазинчик у моста Риальто, торгующий "униформой" гондольеров.
Магазинчик у моста Риальто, торгующий "униформой" гондольеров.

Гондольеры объединены в собственную гильдию, которая выдает лицензии на осуществление профессиональной деятельности после обучения длительностью 400 часов в течение полугода, периода стажерства и сдачи экзамена, в том числе на знание истории и традиций Венеции, а также иностранных языков.

Неизвестное о Венеции. История четвертая – откуда есть пошла гондола?

Сегодняшние гондольеры носят рубашки в синюю или красную полоску, красный шарф, широкополую шляпу и черные брюки. Зарплата гондольера может достигать 150 000 долларов в год.

Неизвестное о Венеции. История четвертая – откуда есть пошла гондола?

Практически все гондольеры – мужчины, только в 2010 году официальную лицензию их гильдии впервые получила женщина – Джорджия Босколо. Но еще с 2007 года некий Alex Hai выдавал себя за женщину-гондольера по имени Александра. Он не получил полноценной лицензии, так как не прошел некоторые тесты. В 2017 году выяснилось, что это трансгендер. Поныне он продолжает свою деятельность.

Неизвестное о Венеции. История четвертая – откуда есть пошла гондола?

В заметке использованы материалы из книги А.Т. Феи "Венецианские тайны", (ОГИ, Москва, 2018) и англоязычной Википедии, фото из открытых источников и фото автора.

(Продолжение следует).