Тайна клада «Бронзовой птицы»

16 August 2019
27k full reads
9,5 min.
46k story viewsUnique page visitors
27k read the story to the endThat's 59% of the total page views
9,5 minutes — average reading time
Тайна клада «Бронзовой птицы»

Многие в детстве с увлечением читали крайне популярную в советское время книгу А.Н. Рыбакова «Бронзовая птица» или смотрели одноименный фильм. Оно и понятно: по сюжету, герои-юные пионеры ведут поиски таинственного клада в старинной помещичьей усадьбе, оставленной ее владельцами. Какая именно усадьба и какой дворянский род послужили прототипами для этой легендарной книги советской эпохи?

Родился под Черниговом, умер в Нью-Йорке

Вначале пояснение для тех, кто не очень знаком с творчеством Анатолия Наумовича. В советское время он получил широкую известность как автор приключенческих произведений для подростков: «Каникулы Кроша», «Приключения Кроша», «Кортик», «Выстрел», «Бронзовая птица» и даже стал лауреатом Сталинской премии второй степени (1951). В позднесоветское время, на волне перестройки открылась другая грань его творчества – произведения о реальной жизни в сталинскую эпоху: были опубликованы романы «Дети Арбата», «Страх», «Тяжелый песок». В общей сложности, произведения автора вышли на более чем 50 языках общим тиражом около 20 миллионов экземпляров. С 1989 по 1991 год Анатолий Рыбаков был президентом советского ПЕН-центра, а впоследствии стал почетным доктором философии Тель-Авивского университета. Умер в Нью-Йорке, похоронен в Москве.

А.Н. Рыбаков в зрелом возрасте.
А.Н. Рыбаков в зрелом возрасте.

Как и многие другие писатели, Анатолий Наумович Рыбаков/Аронов (1911-1998) обычно не придумывал сюжетные линии своих произведений «с нуля», а видоизменял истории из реальной жизни. Например, в романе «Тяжелый песок» (1978), экранизированном в 2008 году, отражена реальная история его семьи из еврейского местечка Держановка в Черниговской губернии Российской империи.

А в его, пожалуй, самой известной книге «Дети Арбата» (1982), по которой в 2004 году был снят популярный телесериал, показаны судьбы реальных жителей центра Москвы той эпохи, причем главный герой Саша – это, конечно, сам Рыбаков. С 1919 года будущий писатель жил на Арбате в доме №51 и учился в бывшей Хвостовской гимназии в Кривоарбатском переулке. В 1930 году поступил в Московский институт инженеров транспорта, откуда был исключен три года спустя, арестован и Особым совещанием коллегии ОГПУ осужден на 3 года ссылки по статье 58-10 (Контрреволюционная агитация и пропаганда). Аналогичным образом, рассказанная в повести «Бронзовая птица» (1956) история про пионеров, которые сумели разобраться в тайне клада в старинной усадьбе, также имела под собой реальные основания.

Голыгинская гать

Любители творчества Анатолия Рыбакова пытались найти прототип усадьбы, описанной в книге «Бронзовая птица», в различных местах. Например, к северо-востоку от Москвы: следуя указанию, что в месте расположения усадьбы из книги протекает речка Утча («Генка и Славка сидели на берегу Утчи»), некоторые видели в ней реальную реку Уча к северу от Москвы. Тем более что в «Бронзовой птице» буквально пересказана легенда о князьях Хованских – «Голыгинская гать», а деревня Голыгино сейчас входит в состав Сергиево-Посадского района Московской области.

Заглавная страница повести "Бронзовая птица" 1957 года издания.
Заглавная страница повести "Бронзовая птица" 1957 года издания.

Вот так легенда выглядит в книге: «Там граф с сыном закопаны. Прямо в гати. Царица приезжала сюда, давно еще, до Наполеона. Вот царица приехала и казнила графа с сыном. А хоронить не позволила. Велела прямо в грязь закопать, на гати, чтобы все по ним ездили. Так они там закопанные и лежат... А в самую глухую полночь старый граф выходит на гать. Старый, борода до колен, белый весь, седой. Выходит и ждет. Увидит прохожего человека и говорит ему: "Пойди, говорит, к царице и скажи, пусть, мол, похоронят нас по христианскому обычаю. Сделай милость, сходи!". Так это просит слезно да жалостливо... А потом кланяется. А вместо шапки снимает голову».

А вот так эта страшная история выглядит в источнике, которым, судя по всему, пользовался Рыбаков, - в книге фольклориста М.Н. Макарова «Русские предания», изданной в 1838-1840 годах: «…Рассказывали, что под мостом близ деревни Голыгино (на Троицкой дороге) в каждую полночь жаловались и плакались души Хованских, казненных по домогательству (будто бы) царевны Софьи в селе Воздвиженское, и потом затоптанных в гати под Голыгино. Долго видели, что тени несчастных сына и отца Хованских выходили на Голыгинскую гать, останавливали проезжих и прохожих и требовали свидетельств к суду Божию на князя Василия Голицына, Хитрова, Хлопотова. Говаривали, что один из Хованских, кланяясь прохожему, снимал свою отрубленную голову, как шапку». На самом деле, история с Хованскими произошла еще при царевне Софье в 1682 году, причем казнены они были за организацию стрелецкого бунта, впоследствии названного «Хованщиной» (именно о нем Мусоргский написал одноименную оперу).

Сам Рыбаков не раз отдыхал в стародачных местах к северо-востоку от Москвы, в районе Пушкино и даже поместил сюда действие ряда своих произведений. Так что вроде бы данная версия географии событий «Бронзовой птицы» подтверждается.

«Правда, это Рязанская губерния, но и от Москвы недалеко…»

Между тем, в самом начале книги четко указывается, что ее события происходят в Рязанской губернии, где в старинной усадьбе, по соседству с пионерским лагерем, предполагается разместить трудовую коммуну одного московского детдома: «Их лагерь размещен в бывшей помещичьей усадьбе Карагаево. Правда, это Рязанская губерния, но и от Москвы недалеко. Усадьба пуста. В огромном помещичьем доме никто не живет».

Значит, искать надо именно здесь. Тем более что в центре сюжетной линии «Бронзовой птицы» находятся поиски клада, а Рязанская земля как раз богата на клады разных эпох. Самыми известными и ценными из них являются даже не клады помещиков, а сокровища городища Старая Рязань, которое по количеству, богатству и великолепию найденных кладов эпохи домонгольской Киевской Руси уступает только самому Киеву. В пользу этой версии говорит и то, что в 1938-1941 годах тогда еще опальный Рыбаков работал главным инженером Рязанского областного управления автотранспорта и, конечно, по роду деятельности, исколесил эту область вдоль и поперек.

Усадьба Кирицы. Южный фасад дома. Фотография 1898 года из архива Ф. О. Шехтеля (ГНИМА)
Усадьба Кирицы. Южный фасад дома. Фотография 1898 года из архива Ф. О. Шехтеля (ГНИМА)

Как ни странно, наиболее подходящий прототип усадьбы долго искать не надо. Это усадьба Кирицы Сергея Павловича фон Дервиза (1863-1943). Именно его владение с очень необычной архитектурой подробно описано в «Бронзовой птице»: «Перед ними, высоко на горе, в гуще деревьев, стоял двухэтажный помещичий дом. Казалось, что у него несколько крыш и много дымовых труб. Большая полукруглая веранда, огороженная барьером из белых каменных столбиков, разделяла дом на две равные части. Над верандой возвышался мезонин с двумя окнами по бокам и нишей посередине. К дому, пересекая сад, вела широкая аллея. Вначале ровная, земляная, затем в виде отлогих каменных ступеней, постепенно образующих каменную лестницу, двумя крыльями огибающую веранду».

Схема Кирицкого имения из книги: Чижков А.Б., Графова Е.А. Рязанские усадьбы, 2013 г. 1. Главный дом. 2. Хозяйственный флигель. 3. Конюшня с каретным сараем. 4. Конный завод. 5. Постройка при конном заводе. 6. Место оранжереи. 7. Место теплицы. 8. Место парника. 9. Хозяйственные постройки и дома служащих в усадьбе. 10. Колодец. 11. Беседка. 12. Комлпекс парковых сооружений (лестницы, пандус, подпорные стенки, бассйен с фонтаном, верхний грот). 13. Нижний грот. 14. Бассейны. 15. Въезд на территорию. 16. Ограда усадьбы. 17. Арочный мост. 18. Место подвесного чугунного моста. 19. Хозяйственный двор. 20. Нижний парк (пейзажный). 21. Верхний парк (регулярный). 22. Липовые аллеи. 23. Аллея из голубых елей. 24. Сосновая аллея.
Схема Кирицкого имения из книги: Чижков А.Б., Графова Е.А. Рязанские усадьбы, 2013 г. 1. Главный дом. 2. Хозяйственный флигель. 3. Конюшня с каретным сараем. 4. Конный завод. 5. Постройка при конном заводе. 6. Место оранжереи. 7. Место теплицы. 8. Место парника. 9. Хозяйственные постройки и дома служащих в усадьбе. 10. Колодец. 11. Беседка. 12. Комлпекс парковых сооружений (лестницы, пандус, подпорные стенки, бассйен с фонтаном, верхний грот). 13. Нижний грот. 14. Бассейны. 15. Въезд на территорию. 16. Ограда усадьбы. 17. Арочный мост. 18. Место подвесного чугунного моста. 19. Хозяйственный двор. 20. Нижний парк (пейзажный). 21. Верхний парк (регулярный). 22. Липовые аллеи. 23. Аллея из голубых елей. 24. Сосновая аллея.

По ходу развития сюжета пионеры проникают в конюшню и другие подсобные помещения усадьбы. И снова в Кирицах мы видим «совпадение» - конюшню, каретник и конный двор (все фон Дервизы любили музыку, женщин и лошадей), причем они сохранились до нашего времени! Из книги мы также узнаем, что «в усадьбе раньше жил помещик, граф Карагаев. После революции он удрал за границу. Все с собой увез, а дом, конечно, оставил». Причем «есть охранная грамота на дом, как на историческую ценность». Сергей Павлович фон Дервиз действительно эмигрировал из России после того, как в его имении случились сильные крестьянские волнения, правда, это было после революции не 1917-го, а 1905-го года.

Далее следует самая главная характерная особенность усадьбы в Кирицах – та самая птица. Вот так она описана в книге Рыбакова/Аронова: «В нише, широко распластав крылья, стояла большая бронзовая птица с непомерно длинной шеей и загнутым книзу хищным клювом. Острыми когтями она цеплялась за толстый сук. Глаза, огромные, круглые, под длинными, как у человека, бровями, придавали птице странное и жуткое выражение». По сюжету книги, оказывается, что хищная птица нарисована на гербе графской семьи, а ее статуя якобы указывает на то место, где представителями семьи был спрятан ценный клад.

Орел на фасаде главного барского дома в Кирицкой усадьбе. Фото автора.
Орел на фасаде главного барского дома в Кирицкой усадьбе. Фото автора.

В то же время каждый, кто бывал в Кирицах, помнит чугунную статую орла с распростертыми крыльями, поддерживающую один из балконов главного барского дома. Больше того, по местным рязанским легендам, этого орла специально установили так, чтобы направление его взгляда показывало в сторону, где фон Дервизы закопали клад с сокровищами. На самом деле, орел «смотрит» в сторону бывшей главной подъездной аллеи, по которой от станции «Проня» владельцы и гости усадьбы проезжали мимо парадных Красных ворот и по арочному мосту над бывшим руслом речки Кирица.

Герб фон Дервизов с черными орлиными крыльями.
Герб фон Дервизов с черными орлиными крыльями.

Клад фон Дервизов в реальности искало не одно поколение жителей Рязанщины. В жизни, как и в книге, статуя птицы на фасаде усадьбы появилась потому, что она присутствует в гербе владельцев имения. Ведь дворянский герб фон Дервизов среди прочих элементов включал черные орлиные крылья. То есть автор «Бронзовой птицы» перенес в свою книгу именно Кирицы, и именно эта усадьба и ее владельцы стали главными (хоть и не единственными) прототипами.

В поисках алмаза Санси

По сюжету книги, главным сокровищем графского клада является некий особо крупный алмаз, возможно, даже знаменитый алмаз Санси, который «старый граф» спрятал от своего сына, рассорившись с ним. Якобы это тот самый алмаз, который был вывезен из Индии больше 500 лет назад и, сменив множество владельцев, был куплен в 1835 году Павлом Демидовым и, возможно, подарен императору Николаю Первому или получен одной из дочерей Демидова в качестве приданого, когда она вышла замуж за одного из представителей вымышленного семейства Карагаевых.

Современный вид Кирицкой усадьбы. Фото автора.
Современный вид Кирицкой усадьбы. Фото автора.

В реальности если особо ценный алмаз и был в семействе фон Дервизов, то, по всей вероятности, он происходил с Урала, и вот почему. В «Бронзовой птице» так описано посещение героями краеведческого музея (видимо, в Рязани) с экспозицией, посвященной графской семье: «Была здесь еще одна карта. Она изображала, каким богатством владел граф в России. Кроме Карагаева, у него были еще три имения и, помимо этого рудники на Урале… Старый граф упорно искал на Урале алмазы».

Сергей Павлович фон Дервиз действительно владел несколькими другими имениями, помимо Кириц, а также уральскими рудниками. В 1890 году он основал Инзерский чугуноплавильный завод у реки Большой Инзер в Верхнеуральском районе Оренбургской губернии на основе местного месторождения бурых железняков с 50 углевыжигательными печами системы Шварца. Только в 1899 году на заводе было выплавлено 858 тысяч пудов чугуна, на предприятии было занято 1025 рабочих. Вследствие революции 1917 года производство было сокращено, а затем остановлено в 1920-е годы. Интересно, что по соседству с Инзерскими рудниками располагается деревня Карагай, название которой послужило Рыбакову образцом для вымышленной фамилии графской семьи – Карагаевы и наименования их имения – Карагаево.

Рязанская земля – чрево ценных кладов

Наверняка неизвестно, искал ли на Урале реальный Сергей Павлович фон Дервиз алмазы, как его персонаж из «Бронзовой птицы», а если искал – нашел ли, а если нашел - спрятал ли их в качестве клада на территории имения Кирицы. Возможно, на автора книги оказала влияние широко известная история про алмаз индийского раджи, рассказанная британским писателем Стивенсоном, или общая атмосфера Рязанского края, который действительно полон кладов. Ведь знаменитое древнерусское городище Старая Рязань находится совсем рядом с усадьбой Кирицы. Еще в 1820-х годах на этом городище, бывшем в домонгольскую эпоху столицей Рязанского княжества, был обнаружен ряд ценнейший кладов, спрятанных жителями в преддверии штурма города зимой 1237 года татаро-монгольской ордой. Среди находок особого внимания заслуживают серебряные рязанские гривны новгородского типа и знаменитые золотые украшения «Рязанские бармы» - большие медальоны, усыпанные драгоценными камнями, которые, видимо, принадлежали женской половине рода рязанских князей.

Рязанские бармы - одни из ценнейших находок не только на Рязанщине, но и на всей территории бывшей Киевской Руси.
Рязанские бармы - одни из ценнейших находок не только на Рязанщине, но и на всей территории бывшей Киевской Руси.

Некоторые клады были найдены и во время пребывания Сергея Павловича фон Дервиза в Кирицах. Так, в 1897 году около села Старо-Стеклянное, входившего в Кирицкое имение, крестьянами был обнаружен клад серебряных монет царей Ивана Грозного, Федора Ивановича, Бориса Годунова, Василия Ивановича Шуйского, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. А в 1898 году на городище Старой Рязани был обнаружен клад медных византийских монет. Клады продолжали находить в этих местах и в советское время. Причем интересно, что в 1961 году клад серебряных монет царской чеканки 1817-1875 годов нашли ученики Кирицкой школы, которые, судя по всему, так впечатлились книгой Рыбакова, вышедшей в 1956/57 годах, что приступили к активным и, как видим, успешным поискам сокровищ.

Настоящее сокровище фон Дервизов

По сюжету «Бронзовой птицы», около 1923 года усадьба Карагаевых переходит во владение трудовой коммуны. В реальности, после крестьянских волнений 1905-1907 годов Сергей Павлович фон Дервиз продал имение в Кирицах и уехал в Италию. В 1918 году в его усадьбе было открыто сельскохозяйственное училище, реорганизованное в техникум, который просуществовал вплоть до 1934 года. После передачи имения Наркомздраву (тогдашнему Министерству здравоохранения) в нем открылся дом отдыха, а после - санаторий для детей, больных внелегочными формами туберкулеза. Именно это заболевание (костный туберкулез) преследовало род фон Дервизов.

Фотография Кирицкой усадьбы в период, когда в ней размещался техникум.
Фотография Кирицкой усадьбы в период, когда в ней размещался техникум.

Что до сокровищ «старого графа», то они тоже существовали в реальной истории, но не в виде алмазов. Хотя из всех изящных искусств фон Дервизы отдавали предпочтение музыке, они также ценили и хорошую живопись. В одном из их многочисленных имений – Домотканово под Тверью собирались такие мэтры российской школы живописи, как Исаак Левитан, Михаил Врубель, Валентин Серов. Семейство фон Дервизов собрало богатую коллекцию полотен таких художников, как братья Владимир и Константин Маковские, Карл Брюллов, Иван Айвазовский, Иван Шишкин и пр. Коллекция хранилась не только в России, но и во Франции, где на Лазурном побережье отец Сергея - Павел Григорьевич фон Дервиз построил обширное имение – замок Вальроз.

Портрет С.П. фон Дервиза кисти К. Маковского.
Портрет С.П. фон Дервиза кисти К. Маковского.

В 1904 году Сергей Павлович заказал каталог семейного собрания - «Галерея Сергея фон Дервиз» (издан в Санкт-Петербурге) в память о скончавшейся годом ранее матери и в преддверии постепенной распродажи коллекции. С 1906 года нуждавшиеся в деньгах фон Дервизы продавали свои картины в частные коллекции и музеи. Большая часть коллекции была продана в 1912 году в составе замка Вальроз. Последние дни Сергей Павлович доживал с семьей уже на скромной по его меркам вилле в Каннах, где и был похоронен в семейной усыпальнице на кладбище Гран-Жас.

Семейная усыпальница фон Дервизов на кладбище Гран-Жас в Каннах.
Семейная усыпальница фон Дервизов на кладбище Гран-Жас в Каннах.

Подробней о Кирицком имении читайте здесь.

Об имении фон Дервизов на Французской Ривеьере - замке Вальроз читайте здесь.

О еще одном известном писателе, воспевшем Рязанщину, - Константине Паустовском, читайте здесь.

О городище Старая Рязань читайте здесь.

Крайне интересную историю крупнейшего в Европе клада золотых монет читайте здесь.