Эксклюзивный паровозный фото-тур буднего дня по заповедной Бологое-Полоцкой железной дороге

27 August 2019
Пригородный поезд №6696 сообщением Бологое-Сонково отправляется с пятого пути станции Бологое-Московское. Фото: Алексей Алексеев
Пригородный поезд №6696 сообщением Бологое-Сонково отправляется с пятого пути станции Бологое-Московское. Фото: Алексей Алексеев

Бологое - крупнейший железнодорожный узел в Европе. Отсюда во все стороны света расходятся сразу пять направлений: на Москву, С.Петербург, Ярославль, Псков и на Великие Луки через провинциальный уездный Осташков. Здесь прекрасно одновременно уживаются современные скоростные поезда типа Сапсан или Ласточка с тяжелыми грузовыми поездами под мощными советскими тепловозами 2ТЭ116 или брутальным магистральным ТЭП70 с пассажирскими, следующими на неэлектрифицированные линии. Именно отсюда в будний день на исходе лета и началось наше сегодняшнее увлекательное путешествие по заповедной линии Бологое-Полоцк.

"Антитезы" или прошлое и настоящее вот так неожиданно встретились посреди Москвы и Петербурга. Фото: Алексей Алексеев
"Антитезы" или прошлое и настоящее вот так неожиданно встретились посреди Москвы и Петербурга. Фото: Алексей Алексеев

Во главе нашего ретро-поезда, состоящего всего из двух классных вагонов, но приятно окрашенных в классический зелёный цвет, был выделен послевоенный товарный паровоз серии Л с бортовым номером 3958 - знаменитая "Лебедянка" приписки ТЧЭ-12 С.Петербург-Финляндский. Локомотивная бригада из ТЧЭ-4 Бологое. Опытные ребята из вновь сформированной в прошлом году в бологовском депо паровозной колонны, регулярно совершающие подобные ретро-рейсы из Бологое на Осташков каждую субботу с пригородным поездом №6697/6698.

Вот так паровоз заходит под состав. Скорость перед прицепкой не более 3 км/ч, а в момент самой прицепки не более 1 км/ч. Фото: Алексей Алексеев
Вот так паровоз заходит под состав. Скорость перед прицепкой не более 3 км/ч, а в момент самой прицепки не более 1 км/ч. Фото: Алексей Алексеев

Отправление было запланировано строго на 09 часов 10 минут утра. Железная дорога серьёзная организация, а поэтому график движения срывать нельзя. Пока локомотивная бригада опробует тормоза, получает предупреждения и готовится к отправлению можно сделать несколько антуражных кадров.

Словно и не прошло никаких десятков лет, всё как встарь. Фото: Алексей Алексеев
Словно и не прошло никаких десятков лет, всё как встарь. Фото: Алексей Алексеев

На часах 09:10, звучит один длинный протяжный, прямо таки душераздерающий паровозный гудок на отправление. Поехали. В путь, - с Богом!

В тамбуре классного вагона. Это какая же машина нас сегодня там тащит? Настоящий ветеран стальных магистралей. Фото: Алексей Алексеев
В тамбуре классного вагона. Это какая же машина нас сегодня там тащит? Настоящий ветеран стальных магистралей. Фото: Алексей Алексеев

Тронулись. Сидя в кресле, очень хорошо чувствуется характерное паровозное подёргивание от работы дышлового механизма. Не очень плавное и равномерное, иногда очень резкое. Нужно понимать, что машина то как ни как нам досталась грузовая, это не пассажирский лайнер вроде сормовского Су или такого могучего красавца как коломенский П36 прозванный "Генерал". В распахнутые окна вагона врывается лёгкий прохладный ветерок и непередаваемый запах горящего в топке паровоза уголька. Ум, как он сладок и приятен мне - тот самый дух странствий.

Остановка. Первый фотостоп согласно плана поездки перед станцией Куженкино на 22 км дистанции пути. Народ спешно высыпается из вагона словно муравьи из муравейника, молодые люди, в том числе и девушки из числа профессиональных железнодорожных фотографов и блоггеров.

Первый фотостоп 23 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии, перегон Бологое-Полоцкое-Куженкино. Фото: Алексей Алексеев
Первый фотостоп 23 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии, перегон Бологое-Полоцкое-Куженкино. Фото: Алексей Алексеев

Фототехника у всех в руках разная, у кого то дальнобойные телевики, кто-то с хорошим широкоугольником. Мне же с моим стандартным кит-объективом особо тут делать оказалось и нечего. Поэтому решил схитрить, уйти от общей толпы подальше вперёд, ближе к станции, и уже после самого фотостопа спокойно в одиночку заснять паровоз с поездом на перегоне. Так и поступил. А что при этом у меня в итоге получилось - смотрите сами.

Ретро-поезд следует на 23 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии, перегон Бологое-Полоцкое-Куженкино. Фото: Алексей Алексеев
Ретро-поезд следует на 23 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии, перегон Бологое-Полоцкое-Куженкино. Фото: Алексей Алексеев

Всё хорошо, но вот только поезд ушёл дальше без меня... Да именно так как на этом фото. Представляете? Не беда, я это всё конечно же заранее предполагал. Старый машинист на своей родной линии никогда не пропадёт. Станция Куженкино отсюда уже совсем недалеко, в километре примерно. Можно прогуляться километр другой и пешком. Ради такого эффектного кадра думаю стоило. Знаю, что поезд на станции долго ещё будет стоять, отправится только после того как пройдёт на обгон пригородный на Великие Луки и прибудет на соседнюю станцию Баталино. И только потом отправится ретро-поезд. Так что минут 40 в запасе у меня есть точно, можно было ни о чём не переживать.

Дошёл по автомобильной дороге пешком до станции Куженкино. Подробно что из себя представляет музейный комплекс я рассказывать вам не буду, тем более уже делал у себя на канале публикацию об этом месте. Если есть желание, то можете прочесть здесь о том, что можно посмотреть туристу на станции Куженкино.

Маленький клён. Прижился, я очень этому рад. Два года назад поздней осенью в 2017г. автор канала лично совместно с небезызвестным Алексеем Вульфовым заботливо посадил его здесь. Фото: Алексей Алексеев
Маленький клён. Прижился, я очень этому рад. Два года назад поздней осенью в 2017г. автор канала лично совместно с небезызвестным Алексеем Вульфовым заботливо посадил его здесь. Фото: Алексей Алексеев

А вот и наш стальной конь, "пьёт" воду из под хобота гидроколонки. Здание вокзала, водонапорная башня, старинный керосиновый погреб всё это было открыто для свободного посещения и доступно.

Краски уходящего лета. Фото: Алексей Алексеев
Краски уходящего лета. Фото: Алексей Алексеев

Я всё это много раз уже здесь видел, но тем не менее, погрузиться в атмосферу ушедшей железнодорожной эпохи, почувствовать дух того времени всегда приятно. Присматриваюсь к деталям скамьи в зале ожидания и вижу надпись "МПС" - знаменитая аббревиатура, того самого могущественного государства в государстве, главного ведомства, которое единолично на протяжении более 160 лет заведовало всеми железными дорогами в нашей стране.

"Ещё в 80-90-х годах прошлого века в зданиях вокзалов на Бологое-Полоцкой стояли массивные скамьи с прямыми спинками и резными вензелями, а также имелись титаны для холодной воды с кружкой на цепочке".

Резные вензеля с надписью "МПС" на скамье в зале ожидания на вокзале в Куженкино. Фото: Алексей Алексеев
Резные вензеля с надписью "МПС" на скамье в зале ожидания на вокзале в Куженкино. Фото: Алексей Алексеев

Отмечу лишь то, что не только снаружи вокзальное здание и служебные постройки приведены в полный порядок, но и внутри интерьер полностью соответствует духу того времени.

Помещение дежурного по станции в старом вокзале. Фото: Алексей Алексеев
Помещение дежурного по станции в старом вокзале. Фото: Алексей Алексеев

Особый интерес представляет интерьер водонапорной башни. Это необычное служебное помещение зачастую остаётся скрытым от посторонних глаз. А здесь в Куженкино мы можем в неё даже заглянуть и увидеть, что же там находится внутри. Интерьер водонапорной это некий ансамбль из системы подающей и разводящих труб. Также имеется печь для отопления в холодное время года и крутая винтовая лестница, ведущая наверх к бакам.

Атмосфера внутри типовой старинной водонапорной башни на Бологое-Полоцкой, станция Куженкино. Фото: Алексей Алексеев
Атмосфера внутри типовой старинной водонапорной башни на Бологое-Полоцкой, станция Куженкино. Фото: Алексей Алексеев

Ну а нам нужно отправляться дальше в путь по Бологое-Полоцкой дороге. Последние уходящие дни августа на излёте очень короткого в наших краях лета баловали нас отличной солнечной погодой.

Отправляемся дальше, следующая станция Баталино. Фото: Алексей Алексеев
Отправляемся дальше, следующая станция Баталино. Фото: Алексей Алексеев

Остановка 33 км мост через реку Шлина. В этом году благодаря частым затяжным дождям река как никогда полноводна, бежит себе бодро через свои извилистые пороги. Это любимое место туристов для сплава на байдарках. Пора занимать наиболее интересные места для фото и -киносъёмки.

Любители железных дорог на заповедной железной дороге Бологое-Полоцк. Фото: Алексей Алексеев
Любители железных дорог на заповедной железной дороге Бологое-Полоцк. Фото: Алексей Алексеев

Локомотив устремлён в приволье перегона, где ветер ему навстречу и свежий запах листвы, где ждёт его знакомый край...

Красавец паровоз на 33 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии. Фото: Алексей Алексеев
Красавец паровоз на 33 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии. Фото: Алексей Алексеев

Начиная с 33 км и по 39 км от Шлины до самого Баталино начинается затяжной подъём длинною нетрудно посчитать в 6 км. На его вершине запланирован очередной паровозный фотостоп.

В баталинский подъём. Фото: Алексей Алексеев
В баталинский подъём. Фото: Алексей Алексеев

Неспешно вкатились на станцию Баталино. Чудом уцелевший типовой вокзал-близнец, точь в точь как в Куженкино - излюбленное место для подобного рода фотостопов. Сколько же здесь поколений любителей железных дорог останавливались ради вот такого кадра.

Станция Баталино 40 км дистанции пути, излюбленные годами старинные мотивы этой линии. Фото: Алексей Алексеев
Станция Баталино 40 км дистанции пути, излюбленные годами старинные мотивы этой линии. Фото: Алексей Алексеев

Следующую станцию Фирово проследовали ходом. За ней начинается длинный перегон протяженностью в 56 км до самого Осташкова. Раздельных пунктов (станций или разъездов) на этом участке больше нет, лишь платформы остановочных пунктов и закрытые станции Горовастица и Чёрный Дор.

Живописную Сорогу из моего топ 6 самых притягательных мест на линии мы конечно же не смогли пропустить. Все дружно спустились к болотистому берегу извилистой реки чтобы сделать одни из лучших кадров в этой поездке. Паровоз, осадив с поездом обратно в сторону Бологого за мост, очень эффектно с отсечкой пара под возгласы громогласного гудка стрелой полетел вперёд.

По истине просто левитановские пейзажи открываются здесь на 103 км  у реки Сорога. Фото: Алексей Алексеев
По истине просто левитановские пейзажи открываются здесь на 103 км у реки Сорога. Фото: Алексей Алексеев
"Охотники за паровозами". По лесам по кустам. Фото: Алексей Алексеев
"Охотники за паровозами". По лесам по кустам. Фото: Алексей Алексеев

Последней точкой для фотостопа оказалась протока через селижаровский плёс знаменитого озера Селигер. Снимки оттуда я считаю получились просто шикарные. А вы что на это скажете? Как вам, понравилось?

Жд мост через протоку селижаровского плёса озера Селигер. Фото: Алексей Алексеев
Жд мост через протоку селижаровского плёса озера Селигер. Фото: Алексей Алексеев

"Наш паровоз - вперёд лети!" Фото: Алексей Алексеев
"Наш паровоз - вперёд лети!" Фото: Алексей Алексеев

Наша поездка вот так не заметно подошла к концу. Прибываем в некоронованную столицу Бологое-Полоцкой дороги на станцию Осташков - эта конечная. Здесь наш паровоз вновь пополнит запасы воды в тендере и обернётся на разворотном треугольнике, перед отправлением в обратный путь на Бологое. На этом сегодня всё. Жду ваши лайки и комментарии.

Автор канала "Заповедная магистраль". Фото: Алексей Алексеев
Автор канала "Заповедная магистраль". Фото: Алексей Алексеев

Автор выражает личную благодарность пресс-секретарю СПб-Витебского региона Октябрьской жд Дмитрию Графову за приглашение принять участие в фото-туре и компании ОАО "РЖД" за организацию уникального мероприятия.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК