Как устроен тендер паровоза и почему зимой в морозы вода в нём никогда не замерзает или это не так?

11 November 2019

При интенсивной работе мощные паровозы последних серий выпусков расходуют только за один час 20 000-25 000 кг воды и до 5 000 кг угля! Но где же разместить запасы воды и топлива, которых бы хватило на несколько часов непрерывной работы паровоза? Для размещения запасов воды, топлива, а также смазки к паровозу прицепляется отдельная повозка, называемая тендером.

Экипировка водой тендера паровоза серии Л зимой на станции Осташков, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев
Экипировка водой тендера паровоза серии Л зимой на станции Осташков, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Тендер - неотъемлемая часть любого магистрального паровоза. Тендеры паровозов большой мощности в 2 500-3 000 л.с. такие как серий ФД, ИС, П36 имеют водяные баки, ёмкость которых доходит до 50 куб. м.; это целое водохранилище или бассейн, как хотите, глубиной более 2 метров!

Трафареты с указанием массы запасов воду и угля на тендере мощного тованого паровоза серии ФД. Фото: Алексей Алексеев
Трафареты с указанием массы запасов воду и угля на тендере мощного тованого паровоза серии ФД. Фото: Алексей Алексеев

Для удобства наблюдения за уровнем воды водяные баки снабжены указателями поплавкового типа, шкала которых вынесена в контрбудку. Большую часть объёма тендера паровоза, примерно 2/3, как мы видим на рисунке ниже, занимают запасы воды и лишь 1/3 приходится на запасы топлива.

В средней части тендера размещён бункер для топлива. Задняя и боковые стенки угольного бункера наклонные. Это способствует естественному ссыпанию угля на дно бункера в корыто механического углеподатчика (стокера) или к лотку в контрбудке по мере расходования топлива.

Бункер для топлива на паровозе серии Л. Фото из открытых источников в сети
Бункер для топлива на паровозе серии Л. Фото из открытых источников в сети

Водяному баку придаётся П-образная форма. Такая форма оказывается наиболее удачной для удобного совместного размещения запасов воды и топлива. Сверху на тендере паровоза имеются заправочные люки с фильтрующими сетками для экипировки паровоза водой, расположенные для удобства подвода гидроколонки с каждой стороны и посередине.

Водяной бак разделен перегородками с отверстиями на ряд отсеков. Отверстия в соседних перегородках, как видно на рисунке выше, смещены относительно друг друга. Перегородки смягчают удары от колебания воды при движении паровоза, особенно при внезапных изменениях скорости, например при резком торможении.

 Товарный паровоз с тендером серии Э в разрезе. "Музей железных дорог России", С.Петербург, Балтийский вокзал. Фото: Алексей Алексеев
Товарный паровоз с тендером серии Э в разрезе. "Музей железных дорог России", С.Петербург, Балтийский вокзал. Фото: Алексей Алексеев
Тендер паровоза в разрезе у депо "Подмосковная". Фото из открытых источников в сети
Товарный паровоз с тендером серии Э в разрезе. "Музей железных дорог России", С.Петербург, Балтийский вокзал. Фото: Алексей Алексеев

И наконец меня часто спрашивают в комментариях к паровозным публикациям читатели:

"Почему вода в тендере паровоза не замерзает зимой?"

Всё просто. Не замерзает вода в нём до дна по той же самой причине, что и зимой вода в пруду. Каковы объёмы воды в тендере паровоза мы уже с вами сегодня выяснили. Это огромные бассейны в несколько десятков кубических метров глубиной до 2 и более метров на мощных паровозах!

Пассажирский паровоз серии Су и меневровый тепловоз ТЭМ18Д на станции Осташков, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев
Пассажирский паровоз серии Су и меневровый тепловоз ТЭМ18Д на станции Осташков, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Охлаждённые верхние слои воды на поверхности в тендере конечно же может прихватить зимой коркой льда в сильный мороз при длительной стоянке паровоза где-нибудь на станции или в депо, но не более того. В целом же водяные баки тендера представляют собой закрытую конструкцию, предохраняющую воду в нём от полного промерзания. Да и на ходу паровоза происходит сильная качка, в результате которой массы воды в тендере находятся постоянно в движении.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК