Кто такие путевые обходчики и почему их теперь нигде не видно? | "Заповедная магистраль" | Яндекс Дзен
19 949 subscribers

Кто такие путевые обходчики и почему их теперь нигде не видно?

20k full reads
26k story viewsUnique page visitors
20k read the story to the endThat's 77% of the total page views
6 minutes — average reading time
Путевой обходчик на перегоне с гаечным ключом и жёлтым свёрнутым флажком. Постановочное фото сделанное в наши дни. Автор: Зміцер Пахоменка Витебск
Путевой обходчик на перегоне с гаечным ключом и жёлтым свёрнутым флажком. Постановочное фото сделанное в наши дни. Автор: Зміцер Пахоменка Витебск
Путевой обходчик на перегоне с гаечным ключом и жёлтым свёрнутым флажком. Постановочное фото сделанное в наши дни. Автор: Зміцер Пахоменка Витебск

"По выходным ходил в обходы и поезда пускал я на проходы"

...Днём и ночью, в холод и в жару, в проливной дождь и в засуху, в осенний ветер и весеннюю распутицу выдвигается в обход пути человек в рыжем жилете и в форменной фуражке. На плечо он кладёт длинный молоток и гаечный ключ. И отправляется вдаль перегона по шпалам. Увидит ослабший костыль, которым рельс прибит к шпале, - подобьёт парой точных ударов молотка. Заметит хотя бы чуть разболтавшийся стык - затянет гайку ключом. Сколько таким вот образом было выявлено острых дефектов, сколько предотвращено крушений и аварий!

В случае обнаружения опасности (например, лопнувшего рельса) обходчик выхватывает красный красный флаг (ночью красный фонарь) и бежит с ним в сторону приближающегося поезда, а на рельсы кладёт три петарды, чтобы дать машинисту сигнал об остановке поезда. Если же всё хорошо, обходчик встречал приближающийся поезд, вытянув руку с жёлтым свёрнутым флажком. Почему именно свернутым, возможно спросите вы, а не развернутым? Развёрнутый жёлтый флаг это сигнал к уменьшению скорости. А вот если флажок свернул путевой обходчик, значит он сделал это сознательно и отдает себе в этом отчет, подавая тем самым сигнал - путь свободен, можешь себе поезд бежать дальше.

Стиль жизни путевых обходчиков был почти крестьянским. Он обеспечивался жильём в самой глуши на перегоне, а также материалом для его ремонта и покраски. И до сир пор, глядя в окно поезда, прямо посреди леса на перегоне пассажиры видят эти одиноко стоящие отрешённые домики. Зачастую полностью заброшенные, покосившиеся, с облупившейся краской и пустыми оконными глазницами. При этом невзначай, глубоко погрузивший под стук колес в свои мысли, иногда задаются вопросом - откуда они здесь взялись и почему теперь пустуют?

Заброшенный типовой сторожевой дом на 9 км Бологое-Полоцкой линии, перегон Бологое-Полоцкое-Куженкино, 2016г. Фото: Денис Доронин
Заброшенный типовой сторожевой дом на 9 км Бологое-Полоцкой линии, перегон Бологое-Полоцкое-Куженкино, 2016г. Фото: Денис Доронин
Заброшенный типовой сторожевой дом на 9 км Бологое-Полоцкой линии, перегон Бологое-Полоцкое-Куженкино, 2016г. Фото: Денис Доронин

Дальняя сторожка на краю пути

Это и есть те самые сторожевые дома (дома путевых обходчиков) в которых когда-то жили путевые обходчики. Деревянные типовые путейские дома на Бологое-Полоцкой линии, разбросанные на перегонах, мало чем напоминали крестьянские избы прошлых столетий. Они были в основном квартирного типа, без русской печки, горницы и резных наличников. Хотя архитектура при этом выглядела очень самобытно и красиво. Резной узор из досок вдоль всего здания, изящный фронтон под кровлей, вытянутые оконные рамы в проёмах. Вместо русской печи в них имелась простая каменная печь.

Один из таких домов путевого обходчика неплохо сохранился до настоящего времени на 71 км дистанции пути в силу своей труднодоступности, в районе бывшей станции Горовастица.

Дом путевого обходчика на 71 км Бологое-Полоцкой дороги с табличкой под кровлей, указывающей километр дистанции пути. Справа у дома дико разросшаяся яблонька. Перегон Осташков-Фирово. Фото: Сергей Смирнов
Дом путевого обходчика на 71 км Бологое-Полоцкой дороги с табличкой под кровлей, указывающей километр дистанции пути. Справа у дома дико разросшаяся яблонька. Перегон Осташков-Фирово. Фото: Сергей Смирнов
Дом путевого обходчика на 71 км Бологое-Полоцкой дороги с табличкой под кровлей, указывающей километр дистанции пути. Справа у дома дико разросшаяся яблонька. Перегон Осташков-Фирово. Фото: Сергей Смирнов
Типовой узор на деревянных строениях Бологое-Полоцкой линии. Фото: Алексей Алексеев
Типовой узор на деревянных строениях Бологое-Полоцкой линии. Фото: Алексей Алексеев
Типовой узор на деревянных строениях Бологое-Полоцкой линии. Фото: Алексей Алексеев
Чертеж  типового сторожевого дома из альбома типовых и исполнительных чертежей Бологое-Полоцкой ж.д., 1902-1906гг.
Чертеж типового сторожевого дома из альбома типовых и исполнительных чертежей Бологое-Полоцкой ж.д., 1902-1906гг.
Чертеж типового сторожевого дома из альбома типовых и исполнительных чертежей Бологое-Полоцкой ж.д., 1902-1906гг.

Как правило хозяйство путевого обходчика было снабжено штакетником, скамьями, колодцем, небольшим огородом, погребом, яблоневым садиком аккуратно высаженным перед домом, а иногда даже коровником и ледником. Обходчики непременно имели домашний скот и птицу. Благо, травы коси сколько хочешь по откосам вдоль пути.

Обжитой дом и хозяйство путевого обходчика в старые времена. Фото из открытых источников в сети
Обжитой дом и хозяйство путевого обходчика в старые времена. Фото из открытых источников в сети
Обжитой дом и хозяйство путевого обходчика в старые времена. Фото из открытых источников в сети

Обогревались жилые путевые здания далеко не всегда хорошо - тепла печи порой не хватало, и поэтому стены и углы в таком доме иногда бывали сырыми от конденсата. Провизию к самым глухим сторожкам подвозили на путейской дрезине или останавливался поезд с вагоном-лавкой. Закупали семьи обходчиков продукты мешками, потому что никакого магазина поблизости не было. За каждой мелочью приходилось далеко добираться.

Заготавливали сено, растили картошку, пололи грядки. Воду брали из колодцев - чистейшую (колодцы им копала при постройке железная дорога). На Бологое-Полоцкой согласно данным из Пояснительной записки к отчету о постройке линии значатся ни много ни мало 367 сооруженных колодцев на линии!

В каждом жилом путейском здании стоял служебный телефон, и оно имело номер по тому или иному километру (версте), на котором стояло.

Служебный телефон в одном из линейно-путевых зданий на Бологое-Полоцкой линии. Фото: Алексей Алексеев
Служебный телефон в одном из линейно-путевых зданий на Бологое-Полоцкой линии. Фото: Алексей Алексеев
Служебный телефон в одном из линейно-путевых зданий на Бологое-Полоцкой линии. Фото: Алексей Алексеев

Внимательные читатели и подписчики нашего канала "Заповедная магистраль" могли подметить, что логотипом канала служит типичная для прошлых времён картина, на которой путевой обходчик с жёлтым свёрнутым флажком у своей сторожки встречает паровоз серии Л с грузовым поездом.

Эта картинка использовалось для оформления подарочной видеокассеты формата VHS в пластиковом футляре с фильмом Алексея Вульфова "Бологое-Полоцкая", 1997г.
Эта картинка использовалось для оформления подарочной видеокассеты формата VHS в пластиковом футляре с фильмом Алексея Вульфова "Бологое-Полоцкая", 1997г.
Эта картинка использовалось для оформления подарочной видеокассеты формата VHS в пластиковом футляре с фильмом Алексея Вульфова "Бологое-Полоцкая", 1997г.

Надо сказать, что во времена обходчиков путь представлял собой образец аккуратности и порядка. Словно не путейцы, а парикмахеры какие-то его содержали. Всё ухожено, откосы выкошены, полотно выровнено "на пробор". Каждый пикетный столбик покрашен, понизу оконтурен по кругу, выложена звездочка из кирпича, цифры разборчиво прорисованы свежей краской. Сигнальные знаки - яркие, нарядные - чинно висят под навесами возле путейских казарм и сараев.

Так выглядел путь на Бологое-Полоцкой линии во времена путевых обходчиков. Фото: Алексей Алексеев
Так выглядел путь на Бологое-Полоцкой линии во времена путевых обходчиков. Фото: Алексей Алексеев
Так выглядел путь на Бологое-Полоцкой линии во времена путевых обходчиков. Фото: Алексей Алексеев
"Сигнальные знаки - яркие, нарядные - чинно висят под навесами возле путейских казарм и сараев". Станция Селижарово, Тверская обл. Фото: Алексей Алексеев
"Сигнальные знаки - яркие, нарядные - чинно висят под навесами возле путейских казарм и сараев". Станция Селижарово, Тверская обл. Фото: Алексей Алексеев
"Сигнальные знаки - яркие, нарядные - чинно висят под навесами возле путейских казарм и сараев". Станция Селижарово, Тверская обл. Фото: Алексей Алексеев

Тем не менее после ухода с горизонта перегонов казавшегося вечным силуэта путевого обходчика с гаечным ключом и молотком состояние пути, а лучше сказать - его содержание, конечно, не улучшилось. Смотрите и оценивайте всё сами на фото ниже.

Пример того как сегодня выглядит путь на Бологое-Полоцкой линии, 85 км дистанции пути, 2014г. Фото: Алексей Вульфов
Пример того как сегодня выглядит путь на Бологое-Полоцкой линии, 85 км дистанции пути, 2014г. Фото: Алексей Вульфов
Пример того как сегодня выглядит путь на Бологое-Полоцкой линии, 85 км дистанции пути, 2014г. Фото: Алексей Вульфов

Куда же исчезли путевые обходчики?

Времена менялись. Однажды на путевых обходчиков ополчился весьма прогрессивный по результатам своей деятельности министр путей сообщения СССР Б.П. Бещев (на посту министра был в 1948-1977 годах):

"Как ни поеду с объездом, всё они в стороне от пути со своими флажками стоят и ничего не делают".

Путевой обходчик на линии встречает товарный поезд с жёлтым свёрнутым флажком
Путевой обходчик на линии встречает товарный поезд с жёлтым свёрнутым флажком
Путевой обходчик на линии встречает товарный поезд с жёлтым свёрнутым флажком

Опытные командиры-путейцы тех лет (конец 1950-х годов), суровые профессионалы с огромным военным опытом строительства и восстановления путей, пытались урезонить министра, доказывая ему обратное и нужность этой профессии.

Но министр был неумолим: к концу 1960-х годов профессия путевого обходчика, имевшая столь же почтенный возраст, как и ж.д. транспорт, полностью прекратила своё существование и была заменена профессией монтера пути. Прав ли был министр?

Было-стало. Сторожевой дом на 210 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии, перегон Андреаполь-Торопец. Фото: Олег Алексеев
Было-стало. Сторожевой дом на 210 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии, перегон Андреаполь-Торопец. Фото: Олег Алексеев
Было-стало. Сторожевой дом на 210 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии, перегон Андреаполь-Торопец. Фото: Олег Алексеев

Стоит сказать, что профессия путевого обходчика отжила своё уже к тому времени вместе с балластным песком, деревянными шпалами и костылями. Её вытеснил неумолимо идущий вперёд, в том числе и на железной дороге, научно-технический прогресс. Внедрение технологии укладки бесстыкового пути, различных современных путевых машин, замена песчаного балласта щебнем, а деревянных шпал железобетонными сделали ненужной эту профессию на транспорте. Точно также как профессии главного и хвостового кондуктора, кочегара на локомотиве, шлакоуборщика, круговоротчика на паровозном кругу, стрелочника на путях с централизованными стрелочными переводами или водолива. Выходит, недаром министр, вовремя предугадавший это, ополчился на путевых обходчиков...

Брошенный сторожевой дом на участке Осташков-Бологое на Бологое-Полоцкой линии, 1984г. Фото из Фотогалереи паровоза ИС
Брошенный сторожевой дом на участке Осташков-Бологое на Бологое-Полоцкой линии, 1984г. Фото из Фотогалереи паровоза ИС
Брошенный сторожевой дом на участке Осташков-Бологое на Бологое-Полоцкой линии, 1984г. Фото из Фотогалереи паровоза ИС

В начале ХХI века на сети российских железных дорог осталось не более 25% служебного жилого фонда, построенного до революции. Огромное количество казарм и будок путевых обходчиков после того, как их обитатели покинули родные места или просто умерли, было растаскано на доски, кирпич и металл с кровли. Железная дорога потеряла очень, очень многое из своего исконного исторического облика.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

При подготовке статьи были использованы материалы из книги А.Б. Вульфова "Повседневная жизнь российских железных дорог".