Почему локомотивы в депо именно "оборачивают", а не "разворачивают"? А также расскажу, что такое коренное и оборотное депо

7 June
8,4k full reads
10k story viewsUnique page visitors
8,4k read the story to the endThat's 83% of the total page views
3 minutes — average reading time

Не так давно я выкладывал на своём канале публикацию о том, как оборачивают паровозы при смене направления движения.

Ух, как же на меня набросились хейтеры по поводу слова "оборачивают", уж больно оно для них в данном случае кажется довольно непривычным и режущим слух. Каких только гадостей в комментариях мне тогда не понаписали:

"Автор, ты дурак, оборачивают колбасу в бумагу, а паровозы разворачивают!" - негодовали некоторые читатели.

Невежество и неграмотность к сожалению встречаются очень часто, порождая слухи и неверные домыслы, а всё почему — естественно от незнания сути вопроса и его истории. Такая же аналогичная ситуация вышла и на тему того, что у паровоза не будка локомотивной бригады, а как мне тут в комментариях опять же высказывали — кабина... Пришлось даже сделать целую публикацию, чтобы доказать обратное.

Но вернёмся же к сути поставленного вопроса, почему на жд транспорте принято говорить, что локомотивы именно оборачивают, а не разворачивают как автомобили. А для этого уясним для себя ещё несколько исключительно железнодорожных терминов.

Паровоз серии Л на поворотном кругу в локомотивном депо Осташков ТЧ-34, 70-80-е годы ХХ века. Фото из архива ВОЛЖД
Паровоз серии Л на поворотном кругу в локомотивном депо Осташков ТЧ-34, 70-80-е годы ХХ века. Фото из архива ВОЛЖД
Паровоз серии Л на поворотном кругу в локомотивном депо Осташков ТЧ-34, 70-80-е годы ХХ века. Фото из архива ВОЛЖД

«До места доедем, снабдимся водой, и топку почистим мы дружно»… поётся в одной песне, посвященной трудовым будням паровозной локомотивной бригады.

Испокон веков у паровоза как и локомотивной бригады было два «места» ещё со времён запуска первой железнодорожной магистрали Петербург-Москва — основное и оборотное депо.

Деповские стены корпусов мастерских бывшего локомотивного депо Осташков ТЧ-34. Фото: Алексей Алексеев
Деповские стены корпусов мастерских бывшего локомотивного депо Осташков ТЧ-34. Фото: Алексей Алексеев
Деповские стены корпусов мастерских бывшего локомотивного депо Осташков ТЧ-34. Фото: Алексей Алексеев

Основное депо в старину до революции называли коренное. В основном депо у паровоза и локомотивной бригады была приписка — то есть дом родной. После истечения домашнего отдыха, на явку в очередную поездку локомотивная бригада приходила в основное депо, например на станции Осташков, откуда она принимала паровоз и затем отправлялась куда-либо с поездом, скажем на Великие Луки.

Паровоз серии Л на станции Осташков перед отправлением с грузовым поездом на Великие Луки. Фото из архива ВОЛЖД
Паровоз серии Л на станции Осташков перед отправлением с грузовым поездом на Великие Луки. Фото из архива ВОЛЖД
Паровоз серии Л на станции Осташков перед отправлением с грузовым поездом на Великие Луки. Фото из архива ВОЛЖД

По прибытию на конечную станцию назначения в Великие Луки, после отцепки локомотива от состава поезда, бригада следовала в оборотное депо. Там она ложилась спать в доме отдыха для бригад или же, если позволяло рабочее время, меняла направление и сразу же отправлялась в обратный путь. В оборотном депо паровоз именно оборачивают (вот откуда пошло это слово!) на поворотном круге или на треугольнике для следования в обратную сторону. Поворотный круг — устройство, предназначенное для оборота единицы подвижного состава на 180 градусов.

Поворотный круг в локомотивном депо Великие Луки ТЧ-31. Фото: Алексей Алексеев
Поворотный круг в локомотивном депо Великие Луки ТЧ-31. Фото: Алексей Алексеев
Поворотный круг в локомотивном депо Великие Луки ТЧ-31. Фото: Алексей Алексеев

По прибытии в оборотное депо отмечали у дежурного маршрутный лист, сдавали ключик от регулятора (устройство для включения тяги на паровозе), чтобы при необходимости гоняльщики могли сделать манёвры, т.е. переставить паровоз в пределах депо, пока в "отдыхаловке" сладко спят уставшие труженики стальных магистралей. Регулятор непременно запирали на замок.

Ночью в локомотивном депо Бологое ТЧЭ-4. Фото: Алексей Алексеев
Ночью в локомотивном депо Бологое ТЧЭ-4. Фото: Алексей Алексеев
Ночью в локомотивном депо Бологое ТЧЭ-4. Фото: Алексей Алексеев

Снимали и запирали в шкафчиках на тендере фонари, инструмент, маслёнки.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

А в основном депо в дежурке висел стенд, на котором были написаны фамилии паровозников, и против каждой висела жестяная табличка разного цвета: «в поездке», «в отпуске», «дома», «на больничном» и т. д.

Одна из экспозиций в "Музее железных дорог России", С.Петербург, Балтийский вокзал. Фото: Алексей Алексеев
Одна из экспозиций в "Музее железных дорог России", С.Петербург, Балтийский вокзал. Фото: Алексей Алексеев
Одна из экспозиций в "Музее железных дорог России", С.Петербург, Балтийский вокзал. Фото: Алексей Алексеев

Возвращается из пункта оборота локомотивная бригада, сдаёт маршрутный лист — дежурный встаёт из-за стола, подходит к стенду и меняет одну табличку на другую. Тоже своеобразный ритуал был.

Ставьте лайк👍, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram