"Русский Прери" и "Пасифик" - высшее воплощение инжерного мастерства начала ХХ века в паровозостроении

15 January

Двадцатый век - век бурного роста технического прогресса на железных дорогах, а вместе с ним и скоростей движения. Яркие символы очень краткого, но необычайного блеска России в 1907-1914 годах - это новые курьерские паровозы с изменённой колёсной формулой типа 1-3-1 и 2-3-1 вместо применявшейся ранее 1-3-0.

Что означает замена ноля на единицу?

Это означало то, что под будкой локомотивной бригады появилась поддерживающая колёсная пара и конструктор теперь соответственно мог расположить на главной раме паровоза более объёмную топку вместе с котлом - залог повышения общей мощности машины. Неистощимый котёл паровоза типа 1-3-1 серии С, прозванный за свои роскошные футуристические по тем временам ракетообразные формы передней части "Русским Прери" или "Гончей Малаховского" (от имени конструктора Малаховского Б.С.), действительно был сравним с лёгкими как у гончей. Паровоз позволял машинисту длительное время держать высокую скорость без страха остаться внезапно на перегоне в нужный момент без пара, где-нибудь на затяжном подъёме. Это был огромный рывок вперёд!

«Русский Прери» — курьерский паровоз серии С типа 1-3-1 мощностью в 1200 л.с., способный развивать скорость до 115 км/ч с пассажирским экспрессом. Фото 1910г.
«Русский Прери» — курьерский паровоз серии С типа 1-3-1 мощностью в 1200 л.с., способный развивать скорость до 115 км/ч с пассажирским экспрессом. Фото 1910г.

В декабре 1913 года была проведена опытная поездка паровоза серии С с поездом по маршруту от Петербурга до Москвы. Поезд прошёл этот путь всего за 7 часов 59 минут (!) со стоянками в Бологом и Твери. А участок Петербург — Луга на варшавском направлении, протяженностью 138 км, паровозы серии С проходили с международными поездами «Норд-Экспресс» всего за 1 час 50 минут!

Масштабная модель паровоза серии С типа 1-3-1. Фото из открытых источников в сети
Масштабная модель паровоза серии С типа 1-3-1. Фото из открытых источников в сети

Но и этого как оказалось со временем стало мало. Нужно было придумать ещё что то более быстроходное, удивительное и невероятное нежели курьерский паровоз серии С. И тогда грянул гром...

Воплощение русского инженерного торжества в паровозостроении

"Лебединой песней" русского дореволюционного паровозостроения стало последнее детище знаменитого конструктора В.И. Лопушинского, созданное в 1914 году, - курьерский паровоз серии Л типа 2-3-1, названный так по первой букве фамилии его конструктора.

«Русский Пасифик» курьерский паровоз серии Л типа 2-3-1 мощностью от 1500-1600 л.с., способный развивать скорость до 125 км/ч с пассажирским экспрессом.  Фото 1915г.
«Русский Пасифик» курьерский паровоз серии Л типа 2-3-1 мощностью от 1500-1600 л.с., способный развивать скорость до 125 км/ч с пассажирским экспрессом. Фото 1915г.

Он был создан на Путиловском заводе по заказу Владикавказской железной дороги, обслуживавшей черноморские и кавказские экспрессы, за что получил прозвище "Русский Пасифик" или "Владикавказский Пасифик" . Внедрение ещё одной бегунковой колёсной пары позволило паровозу лучше чем серии С вписываться в кривые участка пути на высокой скорости.

Это был замечательный для своего времени пассажирский паровоз, (самый мощный среди дореволюционных) настоящий атлет, воплощение русского инженерного торжества, способный водить поезда не хуже современных пассажирских тепловозов. «Пасифики», имевшие четырехцилиндровую машину, обладали очень мягким плавным ходом и развивали с экспрессами скорости до 125 км/ч. Особенностью этого паровоза было то, что он мог отапливаться только нефтью или мазутом. Даже топочных дверок котла не предусмотрел конструктор, чтобы исключить возможность переделки машины на твёрдое топливо. Далеко не каждая железная дорога могла покупать и тогда такое недешёвое топливо как нефть или мазут.

Масштабная модель паровоза серии Л типа 2-3-1. Фото из открытых источников в сети
Масштабная модель паровоза серии Л типа 2-3-1. Фото из открытых источников в сети

Машина получила законную симпатию и пассажиров, и паровозников. "Эльки" водили не самые длинные, но скоростные экспрессы на главных дорогах страны - Москва - Петроград (а затем и Москва-Ленинград), Ростов-на-Дону - Минеральные воды, Ростов-на-Дону - Новороссийск.

В советское время они продолжали строиться до 1926 года и проработали до 1960-х годов на родной Северо-Кавказской железной дороге в депо Грозный на участке Минеральные воды - Махачкала. Этой машиной закончился дореволюционный век русского паровоза. К сожалению ни одного экземпляра паровоза серии Л не сохранилось.

Статья подготовлена с использованием материалов из книг А.Б. Вульфова "История железных дорог Российской Империи" и "Повседневная жизнь российских железных дорог".

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!