ЛуАЗ 1301 – советский внедорожник с пневмоподвеской и салоном от «Таврии», из конца 80-х.

К середине 80-х годов, маленький луцкий внедорожник ЛуАЗ-969 окончательно устарел. Как морально, так и конструктивно. Его угловатые формы относили куда-то в ранние 60-е, а селяне покупали машину от безысходности. Другой всё равно не было, да и эта постоянно находилась в дефиците.

Потребность в совершенно новом автомобиле понимали и на заводе. Первый прототип изготовили ещё в 1984-ом году. По сути, это была всё та же «Волынь», но в более современной обёртке. На старое шасси повесили другой кузов. Правда, двигатель позже поставили от «Таврии», но ситуацию это не спасало.

Иллюстрация i.mycdn.me    (первый прототип)
Иллюстрация i.mycdn.me (первый прототип)

Кроме самого предприятия из Луцка, в конкурсе на обновлённый ЛуАЗ участвовал и ленинградский филиал НАМИ. Несмотря на одинаковое техническое задание, машины у них получились совершенно разные. О ЛуАЗ-Proto, который смастерили в Северной столице, я уже писал раньше, и оставлю ссылку в конце статьи.

Какой автомобиль получился у луцких инженеров?

С питерскими коллегами их объединяет то, что за основу они взяли стальной несущий каркас, на который «одели» пластиковые панели. Вместо торсионов поставили пружинную подвеску и добавили блокируемый межосевой дифференциал.

Иллюстрация drive2.com       (Образец 1989 года)
Иллюстрация drive2.com (Образец 1989 года)

Самая удивительная часть конструкции ЛуАЗ 1301 – пневмоподвеска. Конструкторы установили пневмобаллоны, которые позволяли увеличивать дорожный просвет с 200 до 270 мм. Совершенно непонятно, зачем на дешевый народный внедорожник додумались поставить такое сложное оборудование, и кто бы стал обслуживать его в селе. Но работники завода своим решением гордились.

А вот с интерьером салона мудрствовать не стали, и просто перенесли руль, сиденья, панель приборов и многое другое с «Таврии». Крышу и боковины в задней части кузова можно было снимать, чтобы поставить тент.

Иллюстрация denisovets.ru  (Модель 1994 года)
Иллюстрация denisovets.ru (Модель 1994 года)

При габаритных размерах - 3380х1570х1600 мм (ДхШхВ), габаритная масса составляла 850 кг.

Как сложилась судьба машины?

Впервые, на страницах журналов ЛуАЗ-1301 появился в 1989-ом, обогнав Proto. Ленинградский вариант украинского джипа, читающая публика смогла увидеть только годом позже.

Но официальная презентация модели «1301» состоялась только в 1994-ом, на московском автосалоне. За несколько лет, конструкторы из Луцка модернизировали свой автомобиль. В частности, поменяли оптику.

Иллюстрация autocentre.ua     (Машина 2002 года)
Иллюстрация autocentre.ua (Машина 2002 года)

Модель собирались запускать в производство чуть ли не каждый год, но денег заводу не хватало. Пока руководство искало финансы, инженеры продолжали творить. Например, придумали грузовик с колёсной формулой 6x4, который мог перевозить 800 кг.

В последний раз, ЛуАЗ 1301 показали в 2002-ом году. Ему снова подправили внешность, и заверили, что серийный выпуск начнётся с 2004-го, и даже объявили конкурс на имя модели. Продавать внедорожник собирались за 3000-3500 долларов.

Иллюстрация fraza.ua
Иллюстрация fraza.ua

Но правительство Украины так долго решало – выделять ли заводу деньги или нет, что наступил уже 2006-й год. Время было окончательно упущено, и даже сам директор ЛуАЗа признал, что производить сейчас модель 20-летней давности бессмысленно.

Тем не менее, в отличие от ЛуАЗ-Proto, который так и остался концептом, в Луцке успели собрать несколько десятков джипов ЛуаЗ 1301.

Иллюстрация cs9.pikabu.ru  (версия 6x4)
Иллюстрация cs9.pikabu.ru (версия 6x4)

Советую посмотреть:

ЛуАз-Proto - советский ответ джипам Suzuki, и несостоявшийся конкурент "Нивы" из Ленинграда.

Чем Nissan Terrano отличается от Renault Duster, и стоит ли за него переплачивать?

4 российских автомобиля, которые были скопированы с иномарок.

Друзья, блог "Зато не в кредит" возвращается! Каждый день я пишу о народных автомобилях - интересно и полезно. Чтобы не пропустить новые статьи, можно подписаться на канал.