ZAVODFOTO.RU
50 032 subscribers

Где делают поездатые туалеты

335 full reads

Первые отечественные вагоны стали делать с 1846 года, а туалетами их оборудовать - только с 1863 года. Тогда это были обычные ватерклозеты, которые работали, в общем, как наши классические унитазы, принцип их работы не менялся на протяжении практически 130 лет. Да и при советской власти в стране было не до развития вагоностроения, поэтому революционных прорывов в туалетостроении тоже не было. Мы же до сих пор помним, как ещё недавно выглядели туалеты в поездах, туда же заходить было страшно. Сама конструкция унитаза была предельно проста: содержимое, после нажатия на педаль, смывалось небольшим количеством воды прямо на рельсы и шпалы через открывающееся дно унитаза. Благо пришли, наконец другие времена, и в наших поездах появились вакуумные и биотуалеты. Итак, знакомьтесь - наш сегодняшний герой, это - ООО «НТЦ Курс» - основной отечественный разработчик и производитель санитарно-гигиенических комплексов нового поколения, автономных систем водоснабжения и нагрева воды для РЖД, армии, медицины, городской инфраструктуры и автомагистралей. Между прочим, сейчас на более чем 70 процентах наших поездов установлены именно их вакуумные автономные туалеты и сопутствующее оборудование.

Где делают поездатые туалеты

Компания ООО «НТЦ Курс» была создана в 1995 году. Тогда они размещались в совсем небольшом помещении в городе Жуковский, а начали свой трудовой путь с производства водяных насосов. На первых порах получалось делать всего несколько штук в неделю. В Раменское предприятие «переехало» в 2004 году на территорию бывшего завода «Техноприбор». Познакомившись с РЖД, стали их производить сотнями в месяц. Чуть позже сделали ставку на создание элементов и систем, связанных с системами водоподготовки и санитарно-гигиенических комплексов для пассажирских вагонов, водонагревателей, датчиков и автоматических кранов. Тема полетела, компанию стали узнавать. Спасибо экологической повестке и государственной программе по созданию поездов замкнутого экологического цикла, если проще, запретили гадить на пути. Успех пришёл к ним не за красивые глазки или кумовство, а за то, что их продукция надежна, даже если сравнивать с хвалёными зарубежными аналогами, а ещё и по цене сильно ниже. И вот так постепенно предприятие выросло в большое производство.

Где делают поездатые туалеты

ООО «НТЦ Курс» - это компания полного цикла - от идеи до серийного выпуска. Кроме, собственно, производства, есть у них своё конструкторское бюро, отдел перспективных разработок, включая схемотехников, программистов, специалистов по вакуумной и насосной технике. Как же так, ведь с виду туалет - вещь простая! А нет, вся его соль в большом количестве узлов и электронике управления, где есть свой умный процессор. Если честно, до приезда сюда, я даже не думал, что при производстве туалетов всё так сложно, тем интереснее было побывать на таком предприятии.

Конструкторский отдел

Где делают поездатые туалеты

Одна из интересных наработок компании - это туалетный комплекс с питанием от батареек. Представляете, более 180 тысяч смывов (где-то 4-5 лет эксплуатации), и на это дело хватает четырех обычных пальчиковых батареек.

Отдел перспективных разработок. Вот Александр тут как раз за главного .

Где делают поездатые туалеты

У компании «НТЦ Курс» экологически чистые туалетные комплексы (ЭЧТК) представлены тремя основными типами систем:

1) Туалет вакуумный с вакуумируемым баком - тип-ТВ. Они особенно хороши для железнодорожного транспорта, причём есть возможность масштабирования до 4-х унитазов. Из плюсов: малое количество компонентов, соответственно - простой монтаж. Из минусов - сложность конструкции вакуумируемого бака. Но ничего, и в этом вопросе специалисты компании всегда помогут.

2) Туалетный комплекс с промежуточной вакуумируемой емкостью - тип-ТК. По этому направлению масштабирование ограничено емкостью не вакуумируемого бака и местом под прокладку сливных магистралей. Зато расход воды при смыве весьма мал (всего 350-450 мл). Ещё важный момент, при нарушении герметичности прекращает работать только канал с нарушенной герметичностью. Что касается минусов, то для таких туалетных систем требуется дополнительное место для размещения модулей шлюза.

3) Туалетный комплекс с водокольцевым вакуумным насосом - тип-КВТО. А вот данные комплексы объединяют в себе достоинства двух предыдущих систем. Масштабируется до 8-ми унитазов. При этом в деле малое количество компонентов. Сам комплекс работает с любыми не вакуумируемыми баками. При этом предусмотрена электронная система контроля работы комплекса. Правда, предъявляются высокие требования к качеству материалов и монтажу сливной магистрали.

Эти системы объединяет высокая экономичность, автономность, антивандальность, масштабируемость и исключительная надежность. Понятное дело, что каждое техническое решение имеет набор характеристик позволяющих подобрать и адаптировать ЭЧТК под конкретные задачи.

Туалетный комплекс (ЭЧТК тип ТК)

Где делают поездатые туалеты

Само производство расположено на трех производственных площадках в Московской области, где имеется всё необходимое оборудование, от простых до сложных станочных комплексов, различного сварочного и гибочного оборудования, покрасочных камер и, конечно же, всяческих испытательных стендов.

Вот сотрудницу ОТК поймал за работой. Она осуществляет проверку параллельности плоскостей.

Где делают поездатые туалеты
Где делают поездатые туалеты

Хватит теории, идём, наконец же, на производство. Ага, станки заморские, знаю, Мazak - это отличный выбор.

Где делают поездатые туалеты

Производство туалетов начинается с листов железа (стали титаносодержащие, нержавеющие), которые первоначально кроятся вот на таких лазерных раскроечных машинах. На следующем этапе подключаются различные пресса, листогибы и т.д., которые заготовкам придают нужные формы. А попав в руки к сварщикам, будущее изделие практически приобретает готовый вид. Потом, если надо, что-то красится. Параллельно в сборочных цехах создаются «мозги», «руки-ноги» туалетов и т.д.. И всё ближе наш финиш, окончательная сборка и проверка.

Где делают поездатые туалеты

Так, мимо отечественного оборудования тоже просто так проходить не буду, ведь не секрет, что встретить наши станки на заводах, это, как зверька в природе из Красной книги.

Где делают поездатые туалеты
Где делают поездатые туалеты

Мировой опыт использования вакуумных унитазов насчитывает более 30 лет. Суть работы - в создании вакуума в накопительном баке с помощью электродвигателя, а когда мы нажимаем на смыв, то содержимое унитаза с жутким шумом исчезает в сливном отверстии под воздействием воздуха и воды, засасываемых в бак. Далее с помощью вакуума отходы засасываются в приемную камеру, а затем с помощью сжатого воздуха «выталкиваются» в накопительный бак. Естественно эта система оборудована дополнительным подогревом для использования в наших суровых условиях. Кстати, вакуум ещё и не позволяет распространятся неприятным запахам. Понятное дело, что в современных поездах это не просто один унитаз, а целая система с различными элементами, ведь даже душевые в поездах уже есть.

Штамповочный участок. На фото гидравлический пресс

Где делают поездатые туалеты

Вот такие образцы, благодаря прессам-помощникам, тут и получаются. Данные унитазы предназначены для работы с вакуумными системами. Они изготовлены из коррозионностойких материалов, а управляются электронными контроллерами. Да, на данный момент порядка 90 % выпускаемой продукции идёт на железную дорогу, но компания активно смотрит по сторонам. Сейчас компания выпускает до тысячи вагоно-комплектов санитарного оборудования в год. Если ещё глубже копнуть, то у «НТЦ Курс» в линейке порядка 300 позиций. Среди базовых - вакуумных унитазов и водонагревателей выпускают в среднем в месяц 300-500 штук, баков накопительных порядка 200, насосов где-то 500 и смесителей разного формата под 1000 штук. Понятное дело, что если рынок будет готов на большее, то местные умельцы тоже прибавят.

Где делают поездатые туалеты

Здесь делают готовые крышки для водонагревателей.

Где делают поездатые туалеты

Ещё один пример, что с прогрессом тут на "ты"! Кто не слушается, сами виноваты :).

Где делают поездатые туалеты
Где делают поездатые туалеты

Листогибочный участок.

Где делают поездатые туалеты
Где делают поездатые туалеты

Что ещё сразу бросается в глаза, так это наличие разнообразного сварочного оборудования. Вот машина сварки кольцевых швов.

Где делают поездатые туалеты
Где делают поездатые туалеты

Посмотрел в другую сторону, а тут уже машина сварки продольных швов работу делает свою.

Где делают поездатые туалеты
Где делают поездатые туалеты
Где делают поездатые туалеты
Где делают поездатые туалеты

Ещё одним направлением серийно-производимых устройств являются автономные системы водоснабжения и нагрева воды. Изделия обладают высокой надежностью, снабжены процессорными блоками управления и контроля и представлены линейкой с разными характеристиками объема, мощности и питающего напряжения в зависимости от потребности заказчика.

Где делают поездатые туалеты

Любят их изделия и военные. Как раз вот ребята работают над очередным заказом для Министерства обороны. Прежде всего, это мобильные модули полевых помывочных комплексов, бань на автомобильных шасси, душевые и туалетные комплексы для полевых объектов и прицепов.

Где делают поездатые туалеты

Ходят слухи, что на одних совместных учениях, по соседству стояли два аналогичных комплекса, так даже жены иностранных генералов бегали в наш клозет, буржуйский в поле боя оказался совсем не воин. Вот вам и ещё один аргумент, уважаемое НАТО, русских не победить!

Где делают поездатые туалеты
Где делают поездатые туалеты
Где делают поездатые туалеты
Где делают поездатые туалеты
Где делают поездатые туалеты
Где делают поездатые туалеты
Где делают поездатые туалеты
Где делают поездатые туалеты

Сегодня в компании работают порядка 230 человек.

Где делают поездатые туалеты
Где делают поездатые туалеты

Почти готовые баки для системы сбора «серой» воды. Они тоже пойдут на объекты для военных. Их уже сделами более 200 штук за последнее время. А так такой один бак рождается за сутки с нуля на одном посту (в команде работает сварщик и слесарь). В зависимости от необходимости и плана, над баками тут работают и два, и три поста и т.д. И тут мы выходим на ещё одну сильную сторону компании, что они, кроме низкой цены, дают своим клиентам полный комплекс, и у тех уже голова не болит. Например, тем же военным поставляется полностью санитарно-гигиенический блок (СГБ), в состав, которого входят: туалетный комплекс, система холодного и горячего напорного водоснабжения, система сбора «серой» воды, а также вспомогательные системы. Конструктивно всё перечисленное оборудование СГБ размещено в туалетном, душевом отсеках и техническом блоке.

Где делают поездатые туалеты

Несколько покрасочных камер тоже облегчают жизнь.

Где делают поездатые туалеты
Где делают поездатые туалеты
Где делают поездатые туалеты

Именно такие накопительные баки и подвешиваются под вагонами, чтобы наши отходы жизнедеятельности не попали на рельсы. Они оборудованы системой контроля и индикации уровня заполнения. При необходимости дополняются системами жидкостного, электрического обогрева и оборудованы теплоизоляционным кожухом.

Бак вакуумный, его объём тысяча литров, а вес 850 кг.

Где делают поездатые туалеты

На этом участке происходит сборка электромеханических кранов, они применяются в системе отопления в пассажирских вагонах. Вот и получается, благодаря в том числе и «НТЦ Курс», мы путешествуем в тепле и уюте.

Где делают поездатые туалеты

Датчики уровня жидкости. Они контролируют заполнение жидкости в баках.

Где делают поездатые туалеты
Где делают поездатые туалеты

Электронные микропроцессорные блоки, порционные смесители и краны, насосы, клапаны, пластиковые изделия, кабельная продукция, трубопроводы, уникальные компоненты вакуумной системы - вся продукция разработана конструкторами «НТЦ Курс». Более того у «НТЦ Курс» много своих различных патентов и сертификатов. Ведь по сути эту отрасль у нас в России им приходилось создавать практически с нуля.

Где делают поездатые туалеты
Где делают поездатые туалеты

Паяльный участок. Тут припаивают провода, платы находят свой дом и т.д. Вот на этом направлении работают чисто девочки.

Где делают поездатые туалеты
Где делают поездатые туалеты

Участок по сборке вакуумных установок.

Где делают поездатые туалеты
Где делают поездатые туалеты

Насос водокольцевой вакуумный на проверке. Данные изделия позволяют упростить туалетную систему как с вакуумируемым баком, так и с промежуточным. А ещё они помогают производить непосредственную транспортировку канализационных стоков.

Где делают поездатые туалеты

Компания производит для себя и насосы. Они построены по принципу центробежных машин, с плавающими рабочими колесами. Для привода применяются электродвигатели коллекторные и асинхронные. Асинхронные двигатели однофазные на 220 вольт. Трехфазные двигатели с инвертором запитываются от напряжений постоянного тока 50-110 вольт, а также от переменного тока 200 вольт 50 герц однофазной сети, в зависимости от рабочего напряжения электродвигателя. Чтоб быть совсем честным, часть электродвигателей в своих системах они используют белорусского производства. Всё дело в том, что электродвигатели такого формата и качества пока просто не производятся в России. Это асинхронные электродвигатели со своими частотными преобразователями. А на фото насос ЭЦН-2-15-220/3Ф МВИЮ.306563.004, который предназначен для подачи воды под давлением к санитарно-техническим системам. Входит в состав установки подачи воды УПХиГВ-3-0-0/220/3ф.

Где делают поездатые туалеты
Где делают поездатые туалеты

А это мы уже на участке сборки водонагревателей. Они проточно-накопительного принципа работы, со встроенным электронным блоком управления, контролирующим основные элементы и параметры водонагревателя.

Где делают поездатые туалеты

В их линейке есть водонагреватели на 3, 14, 30, 80 и даже 100 литров. Такие водонагреватели предназначены для нагрева воды в системах водоснабжения и автоматического поддержания её температуры в интервале +60°С…+70°С в санитарно-технических устройствах стационарных и подвижных объектов, в том числе и для пассажирских самолетов.

Где делают поездатые туалеты

И, конечно же, каждое изделие проходит проверку с пристрастием.

Где делают поездатые туалеты

Доказав всем, что они умеют делать такую нужную и надежную продукцию для РЖД и городской среды, «НТЦ Курс» активно взялись сейчас заинтересовывать собой и авиацию, например, тот же МС-21. Согласитесь, если мы стремимся сделать свой новый самолёт с максимальной локализацией, грех отдавать туалетную тему иностранцам. А вдруг они нам санкции и по этой теме включат :). Кстати, один иностранный туалет для самолётов стоит порядка 35 000 американских денег, а их ведь там несколько. Поэтому лично я желаю, пусть эти деньги останутся в России.

Участок по сборке туалетов. Скоро у них приятные хлопоты, переезд в новых цех, где и места побольше, да и вообще работать будет комфортней.

Где делают поездатые туалеты

Ещё один значимый бой намечается на флоте, где пока преобладает импорт. И поверьте, как же тут всё непросто. Уже много лет они пытаются выйти на этот рынок со своим уникальным предложением, и какое-то мощное лобби сверху просто блокирует все инициативы. Благо государство в последнее время взяло курс на импортозамещение, и картина начинает меняться. Даже ходаки из судостроительных компаний, наконец-то, стали приезжать к ним на аудит, и знаете сама продукция и предприятие-то им нравится. Ещё раз напомню, ведь их вакуумные туалетные комплексы прошли не один год эксплуатации в различных условиях, доказав свою надежность.

Где делают поездатые туалеты

А так в вакуумных туалетных комплексах для флота уже решены все проблемы вибрации и попадания в них посторонних предметов. Компоненты оборудования проработаны таким образом, что случайно выпавшая вещь в систему точно не пройдет. Она застрянет еще на входе, так как отверстие в чаше унитаза всего 38 мм. Такие туалеты могут выдерживать перегрузку до 5g, а это для скоростных судов самое то, так и хочется сказать: "Вам туалеты от «НТЦ Курс» сам доктор прописал!" Предусмотрена и специальная электроника, водостойкие корпуса, всё это позволяет избежать коротких замыканий, и, как следствие, пожара. Не забыли и про среду, например, про большое содержание солей в воздухе. Кстати, разработанный специально для флота контроллер вакуумного туалета, если что-то сломается, укажет ошибку на дисплее, и мастеру не нужно будет перебирать всю систему, удобная штука, однако.

Где делают поездатые туалеты

По мере продвижения в городах и селах комфортной среды, актуальность автономных туалетов, несомненно, набирает обороты. И «НТЦ Курс», конечно же, не стоит в сторонке, а предлагает свои великолепные решения. Их автономные туалетные модули при установке в заданном месте являются достаточно мобильными, и при этом требуют минимальной подготовки площадки под установку, минимум согласований и одну линию однофазного напряжения требуемой мощности. Прямо сейчас, например, их туалеты можно увидеть на Красной площади. А так, даже «Роскосмос» не отказал себе в поставке нескольких автономных туалетных модулей.

Где делают поездатые туалеты

Вакуумные туалеты по сравнению с традиционной гравитационной системой очень сильно экономят воду, примерно в 10 раз. В их работе используется воздух в качестве «транспортного средства» вместо воды. Также вакуумная туалетная система надежнее, а ещё и неприятных запахов в рамках функционирования значительно меньше.

Где делают поездатые туалеты

Обратная сторона медали, ой, туалета :). Ещё раз мы видим, как тут всё не просто.

Где делают поездатые туалеты

Большое спасибо ООО «НТЦ Курс» за открытость и тёплый приём! Дальнейшего вам роста и процветания, да что скромничать, мир туалетный завоевать!

Где делают поездатые туалеты

Ваш Промблогер №1 Игорь (ZAVODFOTO)! Подписывайтесь на мой канал, я Вам ещё много чего интересного покажу: https://zen.yandex.ru/zavodfoto

Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", смело приглашайте в гости. Для этого пишите мне сюда: akciirosta@yandex.ru Берите пример с лидеров!

На данный момент я уже лично посетил более 500 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

Я всегда рад новым друзьям, добавляйтесь и читайте меня в:

Яндекс.Дзен  /  LiveJournalFacebook  /  ВК  /  Одноклассники  /  Instagram