Где детские мечты становятся реальностью

10.12.2017

Путешествуя по Дальнему Востоку и встречаясь с получателями дальневосточных гектаров, мы заехали в село Бардагон Амурской области. Село, как село, но, оказывается, там есть станция Пионерская, конечная станция Свободненской детской железной дороги. Нас спросили, не хотите ли прокатиться до города Свободного? Конечно же, хотим! Но в моём представлении детская железная дорога - это некий розовый паровозик с вагончиками, катаюший маленьких деток. Я была в недоумении, как же мы поедем? Но когда подъехали к станции, я ахнула!!! Это же самая настоящая железная дорога! А сейчас обо всём поподробнее.

В 1939 году в городе Свободном по инициативе школьников и работников Управления Амурской железной дороги было начато строительство первой на Дальнем Востоке детской ЖД, четырнадцатой по счёту в Советском Союзе. Согласно проекту, дорога должна была соединить город с пионерским лагерем, в котором ежегодно отдыхало более 2000 детей железнодорожников Амурской ЖД. Протяжённость дороги должна была составить 13,5 км и стать самой большой в стране. И осенью 1939 года началась стройка. В школах города в помощь строителям был создан инициативный комитет в количестве 12 человек с председателем из учеников старших классов, также было организовано 25 технических кружков по изучению железнодорожного дела, в которых стали обучаться почти 500 ребят. К концу декабря 1939 г. было уже готово около 6 километров земляного полотна и уложено 4 километра пути.

4 августа 1940 г. стало большим праздником для амурских ребят - первая на Дальнем Востоке детская железная дорога вступила в строй. Весной и летом 1941 года протяженность пути выросла еще на два километра и составила 6,1 км. А потом началась война... По проложенной осенью 1941 года временной ветке до совхоза Свободненский юные железнодорожники обеспечивали доставку строевого леса, угля, дров и соли для совхозного мясокомбината, а обратно везли мясо и овощи. Всего же за годы войны по детской дороге было перевезено более 26 тысяч тонн народнохозяйственных грузов.

И только летом 1950 года возобновились работы по продлению детской дороги до пионерских лагерей. К 1 июня 1951 года протяженность достигла 10,5 км. Тогда же было построено здание вокзала станции Пионерская.

На Свободненской (или по-другому Малой Забайкальской) железной дороге ежегодно летнюю практику проходят около 600 ребят, это учащиеся 5-9 классов. Большинство детей из Свободного, остальные с линейных станций: Буреи, Завитой, Поздеевки, Серышева, Арги, Шимановска, Магдагачей, Ушумуна, Талдана, Благовещенска. Летний сезон поделен на смены. Юные железнодорожники работают по 4 часа в день. Свободненские ребята трудятся 10 дней. Смена у приезжих детей короче - 5 дней.

В августе 2012 года подвижной состав Свободненской ДЖД пополнился новым ТУ10-014.

Что еще очень важно - обучение в школе бесплатное. Больше половины учеников из малообеспеченных семей. Иногородние мальчишки и девчонки проживают в общежитии, их обеспечивают трехразовым питанием и бесплатным проездом на практику и домой. Местных детей также кормят обедом и даже довозят автобусом «на работу» и обратно. По окончании учебы юным железнодорожникам выдается свидетельство, которое прибавит баллов при поступлении в техникумы или ВУЗы. Я считаю, это мощнейшая профориентация!!! Ребята попробуют себя в деле, и уже решат, стоит ли свою жизнь связывать с железной дорогой или нет.

В 2014 году состав пополнился новенькими вагончиками

Как настоящий, только чуть меньше

Засмущали мы ребят своим вниманием :) Но обязанности свои они не забыли: "Уважаемые пассажиры, приобретаем билеты!"

Мы приобрели - 50 руб. за путешествие с каждого

Дан сигнал, и мы погнали! Всего 35 минут в пути, но зато каких!!! Я была в полном восторге от всего происходящего!

Вот в моем детстве было бы такое, я обязательно бы в этом участвовала! И форма-то у них, и взрослая такая работа, не игра, и всё-то они уже умеют. Эх, обзавидовалась я этой детворе)))

А мы незаметно прибыли в город Свободный, нас встречает главная станция "Юность". Здесь находится диспетчерский пост, зал ожидания, учебные классы и музей.

А этот локомотив уже отбегал своё, теперь стоит на запасном пути

Стрелочники, кондукторы, проводники, диспетчеры - дети, но машинисты - взрослые.

Зал ожидания

А это музей.

Малая железная дорога воспитала около 20 тысяч кадров. Среди них есть и выдающиеся личности, и целые династии. Например, окончивший Свободненскую детскую железную дорогу Эдуард Поддавашкин занял впоследствии кресло заместителя министра МПС, а его брат около 15 лет возглавлял локомотивное депо Белогорска. Кто знает, может и среди этих ребят растет новый министр МПС.

Хочется от души пожелать этим девчонкам и мальчишкам удачи и успехов в достижении всех поставленных целей. И выразить огромный респект РЖД эа такую социальную деятельность.