История промышленности России в фотографиях: Главный дизайнер АЗЛК

27.01.2018

Конструктор кузовов Игорь Зайцев поставил проектирование дизайна автомобилей на профессиональную основу. Зайцев создал на АЗЛК мощную дизайнерскую студию - Бюро художественного конструирования. Первую работу Игоря Зайцева - эскизный рисунок белилами на черном листе - оценил главный конструктор Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА) А.Ф. Андронов.

В начале 60-х годов, будучи студентом четвертого курса Московского автомеханического института (МАМИ), Игорь проходил практику на заводе. В то время Андронов привлекал к проектированию перспективных автомобилей талантливых молодых художников и конструкторов. По окончании института в 1962 году Зайцев пришел работать конструктором в Бюро кузовов МЗМА. Вскоре его отправили на курсы промышленного дизайна, которые открылись в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшем Строгановском). Там инженер-конструктор Зайцев освоил новую специальность — дизайнера. Жизнь сложилась так, что несколько лет Зайцеву пришлось проработать не на автозаводе, а на предприятии среднего машиностроения. Но, в конце концов, он понял, что его призвание — автомобили, и вернулся на АЗЛК. В начале 70-х годов Зайцев набирался опыта, проектируя интерьер перспективного седана "3-5-6" и джипа АЗЛК-2150. У художников-конструкторов тогда не было своего КБ, они входили в структуру Бюро кузовов. Большие перемены наступили с приходом на завод нового главного конструктора — И. К. Чарноцкого. Он был специалистом по агрегатам и честно признавался, что плохо разбирается в дизайне кузовов, а потому "доверяет профессионалам". В 1973 году И.А.Зайцев выдвигает идею выделить художников-конструкторов в отдельное бюро и добивается одобрения со стороны руководства завода.

В новом Бюро художественного конструирования сформировался дружный коллектив специалистов высокого класса. Стараниями И.А.Зайцева бюро оснащалось современным оборудованием для макетирования, новыми материалами. Игорь Андреевич взял на себя установление контактов со всеми участниками процесса создания автомобиля. Он согласовывал идеи дизайнеров с конструкторами-кузовщиками, производственниками, технологами, материаловедами. Одна из самых удачных работ Игоря Зайцева — "Москвич-214051". Машину модернизировали, рассчитывая на качественные импортные комплектующие, изготовленные из современных материалов. Разработка тех же деталей АЗЛК-2141 продвигалась с трудом. Пришлось ориентироваться на отечественные изделия, качество которых оставляло желать лучшего, постоянно идти на компромиссы. В 80-х годах у АЗЛК еще были силы и возможности догнать мировое автомобилестроение. Проектируя интерьеры АЗЛК-2141 "люкс", АЗЛК-2142, АЗЛК-2139, дизайнеры готовили оболочку для многофункциональных рулевых колес, электронных приборов, сидений с различными регулировками, электрических стеклоподъемников. Перестройка, распад СССР и отсутствие стратегии развития у руководства АЗЛК не позволили реализовать эти разработки. В настоящее время кандидат технических наук И.А.Зайцев — доцент кафедры "Дизайн" МГТУ МАМИ.

Опытный образец автомобиля с "временным" индексом "С1".

Подписывайтесь на мой канал, я Вам ещё много чего интересного покажу: https://zen.yandex.ru/zavodfoto

P.S. Уважаемые друзья!!! Большая просьба. Если у ВАС есть старые фотографии наших заводов присылайте на akciirosta@yandex.ru. Давайте ВМЕСТЕ создавать наш ФОТОАРХИВ - Промышленности России!

Я всегда рад новым друзьям, добавляйтесь и читайте меня в:

LiveJournal / Instagram / Facebook / ВК / Одноклассники / twitter  / Golos.io / Яндекс.Дзен