Наши ледоколы - самые ледокольные в мире!

10.12.2017

Для обеспечения проводок судов по трассам Северного морского пути (СМП) и в замерзающие порты нашей страны используется ледокольный пассажирский флот, который консолидирован на базе государственной компании «Атомфлот». Кстати, наша страна является единственной страной в мире, обладающей таким пассажирским флотом атомных ледоколов. Базируется он на северо-западе нашей страны, в городе Мурманске, крупнейшем в мире городе, расположенном за Северным полярным кругом. При слове "ледокол" всегда возникают ассоциации мощи, загадочности, чего-то неизведанного, и когда у меня появилась возможность увидеть всю эту мощь, я, не задумываясь, согласился и рванул в Мурманск. Кроме этого, не буду скрывать, я давно искал возможности выхода на Госкорпорацию «Росатом», Вы же знаете, как я неровно дышу к энергетике и очень хочу побывать на АЭС, а ФГУП «Атомфлот» с 30 марта 2008 года, как раз в неё входит. Таким образом, я от этой поездки получил сильные впечатления и сделал первый шаг знакомства с «Росатомом». Ну, что давайте и Вам, дорогие мои, покажу, чем наша страна смело может гордиться:

Главной особенностью ледоколов, является то, что они способны не только работать в специфических природных условиях, а главное, они не нуждаются в регулярной дозаправке топливом. Заправился раз в пять лет и работай на благо Отечества. А кроме проводки судов на базе уникального атомного лихтеровоза «Севморпуть» идёт активное развитие непосредственно перевозки грузов. Ледоколы также задействованы в различных экспедиционных и научно-исследовательских проектах, особенно сейчас, когда идёт подъем интереса к изучению минерально-сырьевых ресурсов арктического шельфа, а для любителей путешествовать разрабатываются даже туристическое направление.

В настоящее время в состав действующего флота входят два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил. Это атомоходы: «Ямал» и «50 лет Победы» (с аналогичной мощностью - «Советский Союз» сейчас восстанавливают, а вот ледокол Россия, к сожалению, будет направлен на утилизацию. А как звучит парадоксально: «Советский союз» оказался живее всех живых. Дело в том, что Россия, на 4 года старше). Ещё два ледокола - «Таймыр» и «Вайгач» - с однореакторной установкой мощностью 40 тысяч лошадиных сил, а ещё есть атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Кроме этого в состав флота атомного технологического обслуживания входят две плавучие технические базы – «Имандра» и «Лотта», спецтанкер «Серебрянка» для жидких радиоактивных отходов, судно дозиметрического контроля «Роста-1», многофункциональной судно-контейнеровоз «Россита». На базе первого атомного ледокола - «Ленин» создан Арктический выставочный центр «Атомный ледокол «ЛЕНИН», который открыт для туристов, ещё в отстое в Мурманске базируются - «Арктика» и «Сибирь».

А как всё начиналось? Северные морские транспортные магистрали всегда считались перспективными для нашей страны, как с точки зрения логистики, так и в стратегическом плане. И вот, 20 ноября 1953 года, было принято решение Совета министров СССР о строительстве атомного ледокола. За два года в ЦКБ-15 (п/я 619) (ныне «Айсберг») был разработан проект атомохода. Уже 25 августа 1956 года он был заложен на Судостроительном заводе им. А. Марти (с 1957 - «Адмиралтейский завод») и 05 декабря 1957 года спущен на воду, а 03 декабря 1959 года окончательно сдан Министерству морского флота. Так атомный ледокол «Ленин» стал первым в мире судном с ядерной энергетической установкой. Ему мы посвятим отдельный пост, а сейчас продолжаем.

Ледокол «Ленин». Длина - 134 м, Ширина - 27,6 м, Высота борта - 16,1 м, Водоизмещение - 19 240 т, Мощность главной установки - 44 000 л.с., Скорость хода на чистой воде - 19,6 уз.

Вторым в мире стал атомный ледокол «Арктика» (заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде, на воду был спущен - 26 декабря 1972 года и был принят в эксплуатацию - 25 апреля 1975 года). Но и ему есть, чем похвастаться. Именно он 17 августа 1977 года первым достиг Северного полюса в надводном плавании. Это был, конечно, серьёзный прорыв, многие даже сравнивали это с полетом человека в космос. 14 сентября 1977 года атомный ледокол «Арктика» по этому поводу был награжден орденом Октябрьской Революции. Позднее по аналогичному проекту были построены ещё 5 ледоколов: «Сибирь» (1977), «Россия» (1985), «Советский Союз» (1989), «Ямал» (1992), «50 лет Победы» (2007).

Ледокол «Арктика». Длина - 147,9 м, Ширина - 29,9 м, Высота борта - 17,2 м, Водоизмещение - 23 000 т, Мощность главной установки - 75 000 л.с., Скорость хода на чистой воде - 20,8 уз.

Третий ледокол получил имя «Сибирь». Он, как я уже говорил, был построен тоже на Балтийском заводе и принят в эксплуатацию 28 декабря 1977 года. В настоящее время готовится к утилизации.

Кстати, и ему есть, что сказать. Именно это судно в 1989 году было впервые использовано в качестве туристического. Это потом, с 1991 года ледокол «Советский Союз» «зажигал», с 1993 года - атомный ледокол «Ямал», а сейчас ледокол «50 лет Победы» этим занимается.

Четвертым стал ледокол «Россия». Он также класса «Артика», заложен 20 февраля 1981 года, спущен на воду 2 ноября 1983 года и принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 года. Отличился тем, что именно на нём в 1990 году впервые в истории арктических путешествий совершил круизный рейс для иностранных туристов на Северный полюс. В настоящее время тоже готовится к утилизации.

На заднем плане как раз «Ямал»

Шестым стал - «Ямал». Был заложен в 1986 году и спущен на воду в 1989 году. Именно этот ледокол можно назвать самым распиаренным. На его носу изображена та самая акула.

Отдельно хотелось бы остановиться на ледоколе «Вайгач». Если до этого мы говорили о ледоколах класса «Арктика», которые используются для сопровождения грузовых и других судов по Северному морскому пути, то ледокол «Вайгач», как и ранее выпущенный «Таймыр», были построены специально для сопровождения кораблей в мелких водах и могут использоваться в устьях сибирских рек. Это достигается уменьшенной их осадкой. Ещё один момент, если другие ледоколы были сделаны в СССР, то над этими двумя трудились финны – компания «Хольстрем Хисталахти» концерна «Вяртсиля Морская Техника». Но доверили, конечно, не всё. Сталь и оборудование наше. Установка атомного оборудования производилась в Ленинграде, куда отбуксировались корпуса. «Таймыр» был введен в эксплуатацию в 1989 году, а «Вайгач» в 1990 году.

Ледокол «Советский союз» стал пятым. Спущен на воду он 31 октября 1986 года, а введён в эксплуатацию в 1989 году. Его же главная особенность, что он спроектирован так, что его за короткое время можно дооборудовать, и он превратится в боевой корабль. Например, на баке перед рубкой установлена РЛС управления огнём съёмной артиллерийской установки МР-123. На данный момент судно проходит этап модернизации с целью обеспечить плавный переход замены старых ледоколов на новые, которые сейчас строятся на мощностях ООО «Балтийский завод - Судостроение» в Санкт-Петербурге - ЛК-60Я (универсальный атомный ледокол нового поколения проекта 22220) и другие.

Ледокол «Советский Союз». Длина - 147,9 м, Ширина - 29,9 м, Высота борта - 17,2 м, Водоизмещение - 21 120 т, Мощность главной установки - 55 000 л.с., Скорость хода на чистой воде - 20,8 уз.

Ой, смотрите, что ещё мы запалить успели - Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов».

Фотографировать и ходить рядом с ледоколами, конечно, здорово, а вот побывать на нём - уж точно лучше. Что мы сейчас и сделаем. За день до этого, в док Мурманского судостроительного завода, прибыл самый крупный ледокол в мире - «50 лет Победы».

Ледокол «50 лет Победы» представляет собой модернизированный проект второй серии атомных ледоколов класса «Арктика». Был заложен 4 октября 1989 года под именем «Урал» и спущен на воду 29 декабря 1993 года. Потом были проблемы с финансированим, но не дождётесь. В 2003 году строительство было возобновлено, и 1 февраля 2007 года этот ледокол вышел в Финский залив на ходовые испытания, а 23 марта 2007 года принят в эксплуатацию. На борту судна, длина которого около 160 метров, установлена цифровая система автоматического управления нового поколения. Ледокол способен преодолевать лед толщиной 2,8 м и развивать скорость до 18 узлов в час. На судне предусмотрен экологический отсек, оснащенный новейшим оборудованием для сбора и утилизации всех отходов.

Размеры, конечно, аж дух захватывает!!!

Ледокол «50 лет Победы». Длина - 159,6 м, Ширина - 30 м, Высота борта - 17 м, Водоизмещение - 25 000 т, Мощность главной установки - 75 000 л.с., Скорость хода на чистой воде - 18 уз.

Только поднялись на борт, а тут уже нас встречает... снеговичок :)

Вид на бак с капитанского мостика

Первым делом пошли на запах

и отобедали с капитаном ледокола

Потом и кухню проверили

...и то как идёт процесс загрузки

Кабинет капитана

Зал совещаний. Всего экипаж составляет 108 человек

Сытые и добрые мы стали задавать вопросы, что здесь и как всё устроено, куда, зачем и на сколько...

На капитанском мостике

Носовой трап. Коридоры, лестницы, только отстанешь от группы и день, а может и не один, можно ходить, чтоб найти выход

Для туристов и команды имеется несколько залов отдыха. Вот, например, библиотека.

Бар

Да и танцпол тоже имеется

Уважаем спорт - и Вас удовлетворить есть чем!

Ну а после можно приступить и к водным процедурам - душ, сауна - легко!

Для гурманов и бассейн имеется

В общем, упакован ледокол по полной, осталось только 20 тысяч с хвостиком евро накопить и можно отправляться в незабываемое путешествие.

А кто любит статистику всякую, делюсь ещё и инфографикой напоследок.