Завод, где делают Зенитно-ракетные комплексы «Тор».

20 июня 1957 года постановлением Совета министров СССР в Ижевске было основано новое уникальное предприятие по производству аппаратуры радиоуправления, сегодня это АО «Ижевский электромеханический завод «Купол» (ИЭМЗ «Купол»). С момента основания ими были освоены более 40 видов военной продукции, от блоков для первого войскового зенитного ракетного комплекса «Круг» до новейшего ЗРК «Тор-М2ДТ». Да, в том числе именно благодаря их работе, мы можем сейчас видеть мирное небо над нашей головой. Мне недавно удалось попасть на этот завод, но начать я всё же хотел с их музея.

У проходной завода установлена боевая машина ЗРК малой дальности «Оса» (индекс ГРАУ - 9К33, по классификации МО США и НАТО: SA-8 Gecko («Геккон»)). ЗРК «Оса» является всепогодным автономным самоходным средством ПВО, который предназначался для борьбы с пилотируемыми и беспилотными средствами воздушного нападения в условиях активного радиоэлектронного противодействия. Короче говоря, они прикрывали наши войска от низколетящих целей. Их разработка (на стадии проработки требований проект носил название «Эллипсоид») началась 27 октября 1960 года. Параллельно разрабатывался и аналогичный комплекс ЗРК «Оса-М» для защиты кораблей военно-морского флота. ЗРК «Оса» был принят на вооружение 4 октября 1971 года. Широкой общественности эти машины впервые показали на военном параде на Красной площади в Москве в ноябре 1975 года. Их серийное производство было развёрнуто на 2-х предприятиях. Сама боевая машина производилась на Ижевском электромеханическом заводе, а зенитные управляемые ракеты делали на Кировском машиностроительном заводе. Всего же с момента начала серийного производства было выпущено около 1,2 тыс. единиц данной техники. Кстати, ЗРК «Оса» и его модификации до сих пор состоят на вооружении ряда стран.

Помимо того, что данный комплекс может передвигаться своим ходом, он готов летать на грузовых самолётах ИЛ-76 или перемещаться на железнодорожном транспорте. Мощный двигатель способен обеспечить ЗРК максимальную скорость до 80 км/ч по шоссе. При этом по грунтовым дорогам едет со скоростью до 55 км/ч. В случае необходимости, ЗРК «Оса» способен даже сам плыть со скоростью до 10 км/ч. В данном случае, двигатель обеспечивает работоспособность специального водомёта. Их шасси может буксировать прицепы весом до 7 200 кг. Сам комплекс был оснащён четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9M33, модификация «Оса-АК» имеет 6 ракет 9М33М2, а «Оса-АКМ» - 6 ракет 9М33М3. Такие машины способны обнаруживать и опознавать воздушные цели в движении. С короткой остановкой, способны обстреливать одну цель двумя ракетами. Время развёртывания и свёртывания боевой машины не более 5 минут. Разработкой подобного зенитного комплекса занимались и в других странах. Первыми были англичане. Им удалось создать наземные ЗРК «Тайгер Кэт» и «Рапира», но по своим тактико-техническим характеристикам (ТТХ) они значительно уступали нашей «Осе».

3. Модель БМ ЗРК «Оса-АКМ» в музее.

Мемориал "Честь и слава участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг"

Работы по созданию дивизионного автономного самоходного ЗРК «Тор» начались в НИЭМИ в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, от 4 февраля 1975 года. Первый ЗРК 9К330 «Тор» появился только в 1983 году, но и то после ряда испытаний, его пришлось дорабатывать. Комплекс был окончательно принят на вооружение 19 марта 1986 года. Серийный выпуск «Торов» был налажен опять-таки на Ижевском электромеханическом заводе, но некоторые узлы поставлялись с других предприятий. Так, Минский тракторный завод (МТЗ) поставлял гусеничные шасси или платформу, Кировский машиностроительный завод занимался производством управляемых ракет, ещё несколько предприятий отвечали за другие более мелкие узлы.

5. Ещё одна серьёзная машина, которая установлена, но уже на территории завода, это ЗРК «Тор-М1» (индекс ГРАУ - 9К331, по классификации МО США и NATO - SA-15 Gauntlet («Латная рукавица»)).

Базой для размещения всех агрегатов ЗРК 9К330 «Тор» является боевая машина 9А330, которая производилась на шасси ГМ-355, производства Минского тракторного завода. На шасси размещалось специальное оборудование, а также поворотное пусковое устройство, на котором кроме пусковой установки для управляемых ракет размещались специальные антенны и локаторы. Масса боевой машины 9А330 составляла 32 тонны. Благодаря мощнейшему 840-сильному дизелю, боевая машина могла поддерживать высокий темп движения и не отставать от танков и БМП. Запас хода «Тора» достигал 500 км, а максимальная скорость по трассе - 65 километров.

Реакция мобильного комплекса на цель составляла 8,7 секунды, если система находилась в неподвижном состоянии, и 10,7 - при сопровождении войск. Переход мобильного комплекса из походного положения в боевое состояние происходил за 3 минуты. Чтобы загрузить комплекс новыми ракетами взамен израсходованных, нужно было затратить около 18 минут, причём загрузка управляемых ракет происходила с помощью специальной заряжающей машины - 9Т231. Ракеты, которыми оснащались ЗКР «Тор», назывались 9М330. Данные ракеты, имея вес в 165 кг и длину в 2,9 м, несли осколочно-фугасный заряд весом 14,8 кг. Поражение цели производилось многочисленными осколками боевой части. Вероятность поражения самолетов одной ракетой достигала 0,3-0,77 (где под единицей понимается 100 процентов), для вертолетов этот параметр составлял 0,5-0,88, для дистанционно пилотируемых летательных аппаратов - 0,85-0,955.

Сразу после принятия на вооружение комплекса 9К330 «Тор» началась разработка его модернизированного варианта под обозначением 9К331 «Тор-М1». Данный Комплекс был принят на вооружение в 1991 году. Он быстрее реагировал на цель (всего на 1-2 секунды) и появилась возможность обстрела сразу двух целей.

Модель боевой единицы ЗРС «Тор-М1Т» буксируемый вариант

Музей был открыт в 2007 году, повод был серьёзней некуда, заводу исполнилось 50 лет. Сегодня на площади 470 кв. метров разместились более 100 тематических стендов, около 500 различных экспонатов, много альбомов, фотографий, наград, продукции. Всё это по полной погружает в историю и настоящую жизнь завода. Особенно впечатляют модели военной техники, которые завод производил и делает сейчас. Они не только копируют оригиналы, пусть и в меньших масштабах, так они могут ездить и даже стрелять. Очень круто!

Зенитная управляемая ракета ЗУР 9М330. Её стартовая масса составляла 165 кг (в том числе БЧ -14,8 кг), длина ракеты - 2898 мм, диаметр корпуса -235 мм, размах крыла - 650 мм. В ракете используется твердотопливный ракетный двигатель. ЗУР 9М330 выполнена по конструктивной схеме «утка». Ракеты находились в пусковом устройстве боевой машины без транспортных контейнеров и запускались вертикально с помощью пороховых катапульт. Дальность поражения цели ракетой 12 км. Время готовности ракеты к пуску составляло 5 сек. Максимальная скорость ракеты – 850 м/с

Зенитная управляемая ракета ЗУР 9М33 для зенитного комплекса «Оса». Масса ракеты составляла 128 кг, в том числе 15 кг - боевая часть, Средняя скорость ЗУР равнялась 500 м/с. Длина ракеты составляла 3158 мм, диаметр - 206 мм, размах крыла - 650 мм. Дальность поражения цели 10 км.

С 2012 года вместо 9К331 «Тор-М1» наша армия начинает закупать зенитные ракетные комплексы «Тор-М2У» и далее «Тор-М2Э». В их системе обнаружения целей уже используется новейшая оптико-электронная система. Мощные современные процессоры комплекса способны одновременно отследить 48 целей, распределив их по степени опасности. Одновременно комплекс может атаковать до 4 целей, используя для этого до 8 ракет.

«Тор-М2К» (9К332МК) - это зенитный ракетный комплекс с боевой машиной на колесном шасси. Шасси разработано белорусским предприятием «Минский завод колёсных тягачей». В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина 9А331МК, зенитный ракетный модуль 9М334 с восемью зенитными управляемыми ракетами 9М9331 управляемых по четырем каналам.

12. Модель БМ ЗРК «Тор-М2К».

Модель Артиллерийский радиолокационный комплекс разведки и обслуживания стрельбы наземной артиллерии, АРК-1М «Рысь».

Модель Автономного боевого модуля ЗРК «Тор-М2КМ» и Боевая машина Зенитно-ракетной системы «Тор-М1».

«Тор-М2ДТ» (9K331МДТ) - это арктический вариант зенитного ракетного комплекса с боевой машиной на базе двухзвенного гусеничного транспортёра ДТ-30. Впервые представлен был широкой публике на военном параде Победы на Красной площади 9 мая 2017 года.

15. Макет боевой единицы ЗРК «Тор-М2ДТ»

В истории завода были разные времена. Например, в непростые 90-е приходилось выпускать даже игрушки. Завод свою историю хорошо помнит и совсем не стесняется. Отдельные стенды посвящены и этой теме.

"Хочешь жить, умей вертеться! И предприятие начинает производить в широком ассортименте товары народного потребления: большим спросом у населения стали пользоваться их светильники, электронные игрушки, детский настольный теннис, пьезозажигалки Искра , отопительные системы обогрева садовых домиков, коттеджей, теплиц и и т.д.

Кроме изделий стратегического назначения, завод активно работает и сейчас по направлению гражданской продукции. Сегодня «Купол» - это одно из самых диверсифицированных предприятий Удмуртии. Они с головой ушли в нишу тепло- и климатотехники, систем кондиционирования и вентиляции, оборудования для пищевой промышленности и нефтянки, изделий из пластмассы для косметики и медицины, производство нанокомпозитов и инфузионных растворов и т.д.

Вот, например, Карусельный разливной автомат ижевского завода «Купол», который успешно работает на Сарапульском ЛВЗ, на котором я также побывал.

Большое спасибо всей пресс-службе АО «Ижевский электромеханический завод «Купол» за отличную экскурсию по предприятию и музею! А в следующий раз я покажу сам завод.

Ваш Промблогер №1 Игорь (ZAVODFOTO)! Подписывайтесь на мой канал, я Вам ещё много чего интересного покажу: https://zen.yandex.ru/zavodfoto

Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

Я уже лично посетил около 400 предприятий, а вот и мои репортажи оттуда. Только вопрос, почему до сих пор нет вас в этом списке?

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html
Я всегда рад новым друзьям, добавляйтесь и читайте меня в:

LiveJournal / Instagram / Facebook / ВК / Одноклассники / twitter  / Golos.io / Telegram / Яндекс.Дзен /