«Я придерживаюсь принципа: раз учишь — учись сам». Педагоги — о том, как оставаться в тренде

159 full reads
519 story viewsUnique page visitors
159 read the story to the endThat's 31% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Чтобы идти в ногу со временем, необходимо постоянно получать новые знания: читать профессиональную литературу, оканчивать курсы повышения квалификации и онлайн-программы. Особенно это касается тех, чья профессия — учить других. «Цех» поговорил с четырьмя учителями о том, что они делают для саморазвития, где черпают вдохновение и получают новую полезную информацию.

Кадр из фильма Bad Teacher / Columbia Pictures
Кадр из фильма Bad Teacher / Columbia Pictures
Кадр из фильма Bad Teacher / Columbia Pictures

«Я придерживаюсь принципа: раз учишь — учись сам». Педагоги — о том, как оставаться в тренде

Мы живем в быстро развивающемся и конкурентном мире, учиться и изучать новые технологии нужно постоянно. Я в свое время думал, что обойдусь одним высшим образованием, в результате получил четыре (кроме учителя информатики, у меня диплом инженера связи, специалиста по аналитике и социальным манипуляциям и руководителя образовательной организации) и окончил больше 78 курсов. Если будет возможность получить еще одно высшее или пройти еще какой-то курс, сделаю это с большим удовольствием.

Я однажды абсолютно случайно попал на курсы по управлению беспилотными летательными аппаратами, а в результате это пригодилось и в работе

Я стараюсь идти в ногу со временем, и мне в этом очень помогают не только мастер-классы и форумы, но и интернет-ресурсы. Например, на profil.mos.ru всегда есть информация о мероприятиях образовательных организаций по профильному обучению в Москве, snt.mos.ru позволяет принимать вместе с детьми участие в различных чемпионатах, на stepik.org — огромная база бесплатных онлайн-курсов по любым предметам. А еще я активно пользуюсь Московской электронной школой — этот ресурс очень помогает в подготовке к урокам, благодаря обширной библиотеке электронных материалов и сценариев, а также позволяет «подсмотреть» за коллегами. Из необычного — я однажды абсолютно случайно попал на курсы по управлению беспилотными летательными аппаратами (сертификат на обучение подарили друзья), а в результате это пригодилось и в работе. В 2016 году мы вместе с учениками приняли участие в Чемпионате Европы по этой компетенции и заняли первое место.

Свободного времени у меня практически нет, но если вдруг появляется, я посвящаю его бегу или чтению. Из последнего, что прочитал, понравилась книга Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей». Важно, что в ней не просто дается набор отдельных психологических приемов или новомодных инструментов саморазвития, а системный подход к развитию характера. Она помогает стать лучшей версией себя. Из всех соцсетей больше всего предпочитаю youtube, там я подписан сразу на несколько каналов: Информатик БУ, Computer Science Center, Академия Яндекса, Технострим MAILGROUP, Лекториум, Фоксфорд.

Последние годы в Москве проходит процесс модернизации школ. Главное требование к учителям — массовое качественное образование, а для этого необходимо выстроить правильную систему повышения квалификации и мотивации учителей. Раньше было много теоретических занятий и мало по формированию практических навыков, сейчас второму наоборот уделяют большее внимание, увеличивается количество значимых бесплатных профессиональных конкурсов и олимпиад для учителей. Я уже второй год подряд принимаю участие в олимпиаде «Новый учитель для новой информатики». В прошлом году стал призером по результатам увлекательных и непростых испытаний. Я считаю, главное — никогда не останавливаться на достигнутом.

«Я придерживаюсь принципа: раз учишь — учись сам». Педагоги — о том, как оставаться в тренде

Новые принципы системы образования помогают нашим детям достичь высоких результатов на международном уровне. Конечно, многое зависит от учителя. Если педагог не продолжает сам учиться и развиваться после школы, училища или вуза, то и его ученики будут ограничены ровно тем, какие знания он получил во время учебы. Важно не только углубляться в свою профессиональную область, но быть развитым всесторонне, чтобы уроки были интереснее. Мне кажется, нужно стремиться к метапредметным занятиям: когда на уроке, скажем, музыки вспоминают и историю, и физику.

Развиваться и повышать квалификацию учителю любой специальности значительно помогают ресурсы московского образования. На сайте dpomos.ru есть всё — от курсов логопедии и работы со школьной библиотекой до курсов по управлению организацией и подготовке к проверке ГИА (Государственной итоговой аттестации). Причем, курсы как оффлайн, так и онлайн, что очень удобно.

В Москве проводят очень много очных мероприятий. Главное — форум «Город образования», один из самых больших в мире. Там всегда много полезных лекций, мне в последний раз запомнилась лекция о мотивации учеников. Полученные на ней знания очень помогают в работе. В октябре РБК также организовывал интересную конференцию о трендах в образовании.

Моя главная страсть — путешествия. Мне нравится оказываться в совершенно незнакомом месте и узнавать, чем там живут люди. В свободное время я люблю собираться с друзьями и играть в настольные игры. Кстати, они сильно прокачивают умение понимать людей — это очень важно для любого педагога. На книги времени практически нет, но очень вдохновляют истории из сообщества «Подслушано у учителей». Там учителя советуются друг с другом, задают вопросы, жалуются на проблемы. Это мотивирует развиваться, чтобы потом помогать другим и менять образование к лучшему.

В сфере дополнительного образования сейчас происходит много интересного. Руководство города очень заинтересовано в развитии этой области, потому что во-первых, это помогает лучше подготовить учеников в олимпиадам, результаты которых влияют на рейтинг школы, и в целом делает жизнь учеников интереснее. В том же рейтинге есть такой показатель, как «удовлетворенность образовательной организацией», который зависит от того, какой процент детей остается в своей школе. И тут очевидно, что если у ребенка, помимо обязательных предметов, есть возможность посещать какие-то кружки, и он получает от этого удовольствие, то и родителям не захочется никуда его переводить.

«Я придерживаюсь принципа: раз учишь — учись сам». Педагоги — о том, как оставаться в тренде

Как говорит Владимир Михайлович Лизинский (кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии АПКиППРО — Прим. «Цеха»): «Учитель — это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить». Я придерживаюсь того же принципа: раз учишь — учись сам.

Вообще, город предоставляет учителю огромное количество возможностей и ресурсов для самореализации. Так, в 2019 году «Московский центр качества образования» провел акцию «5 на 5» — тренинг для учителей в формате ЕГЭ по любым пяти выбранным предметам. Победители отправились в Финляндию обмениваться опытом с зарубежными коллегами.

Если учитель подготовил два сценария урока в МЭШ (Московская Электронная Школа — Прим.«Цеха») и получил за них грант, то он смело может подавать заявку на повышение квалификационной категории. Вообще МЭШ — это один из самых успешных проектов за последнее время, он даже вошел в 100 лучших проектов в мире. Там есть абсолютно все, что нужно для проведения урока, поэтому на подготовку теперь уходит минимум времени. И главное, что авторы всех уроков, учебных пособий, приложений и тестов —практикующие учителя.

Чтобы быть актуальным и оставаться в курсе главных тенденций в сфере образования, я стараюсь посещать различные мастер-классы своих коллег, вебинары, форумы — например, «Город образования», который проводят в Москве каждый год. Недавно я закончил курсы от МЦРКПО «Азбука управления» — о том, как начинающему руководителю образовательного учреждения стать успешным. Занятия проводили директора, заместители и сотрудники департамента образования.

Работа с подрастающим поколением требует от педагога железной выдержки, гибкости, быстроты реакции и психологической грамотности. Что касается последнего, я посетил психологические тренинги во время всероссийского форума «Учитель будущего» в 2013 году. Он оказался очень полезным, на нем выступали известные в сфере образования люди, авторы-составители материалов ЕГЭ. Многие средства, приемы и новаторские методики я успешно применяю в своей работе и по сей день.

Меня вдохновляет моя работа, я каждый день открываю для себя что-то новое. Особенно в детях, которых обучаю: их победы, улыбки и простое «спасибо». Ради этого стоит приходить на работу.

Что касается соцсетей, я зарегистрирован в инстаграме и фейсбуке, но использую их в основном для общения с коллегами, учениками и выпускниками. Много читаю, но в основном, классическую литературу — благодаря ей, я приобретаю для себя гораздо больше, чем когда читаю научные, мотивационные или психологические книги. Например, недавно перечитал «Героя нашего времени» Лермонтова.

«Я придерживаюсь принципа: раз учишь — учись сам». Педагоги — о том, как оставаться в тренде

Быть учителем — значит ни на минуту не переставать учиться самому. В начале декабря я защитила магистерскую диссертацию по педагогике и уже подумываю над следующим образованием по специальности менеджмент в образовании, осталось только определиться с вузом. Кстати, современные технологии — то, что позволяет сделать уроки более интересными, полезными и вдохновляющими. Я пользуюсь порталом МЭШ и разными приложениями, например, Words, Duolungo или fluentU для учеников постарше.

Вообще, к саморазвитию и самомотивации учителей подталкивает сама образовательная система — в 2020-м вступят в силу очередные обновления в схеме повышения квалификации. Так, для оценки коммуникативных и психологических навыков педагогам предложат записать видео-урок по план-конспекту и выполнить кейс — составить план действий на основе вымышленной ситуации, например, социализации детей из неблагополучных семей.

Я каждый месяц хожу на тренинги и форумы, активно участвую в проекте «Управленческая среда молодого педагога», в начале ноября посетила тренинг по профориентации для школьников, а в апреле планирую пройти курс ораторского мастерства в школе «Король говорит». Мне было важно понять, что тайм-менеджменту сейчас надо начинать обучать уже в школьном возрасте. Даже при составлении плана урока преподавателю стоит думать о том, сколько времени ученик затратит на выполнение того или иного задания. А еще вместе с классом я регулярно посещаю «Субботы московского школьника», например, на очереди у нас — посещение Mosobr.TV.

Меня всегда вдохновляли учителя, которые «горят» своим делом и которым есть, чем поделиться с коллегами и учениками. Сейчас я состою в нескольких группах во «ВКонтакте», в том числе Teaches who care и Ege expert, где мы обмениваемся информацией и создаем вебинары. На очереди — вебинар по подготовке к ЕГЭ. Кстати, если говорить о современных технологиях, я стараюсь использовать их и во время уроков. Это позволяет сделать их более интересными, полезными и вдохновляющими. Я пользуюсь порталом МЭШ и разными приложениями, например, Words, Duolungo или fluentU для учеников постарше.

Еще я подписана на Ted Talks и Teen Talks в youtube и много читаю. Из последнего очень запомнилась книга народного учителя России Ю.В. Завельского «Еще раз об учителе. Мысли вразброс» про смысл педагогики. Ее точно будет интересно прочитать педагогам, руководителям образовательных учреждений и вообще всем, кто неравнодушен к проблемам воспитания.

Сусанна Агабабян

Материал опубликован при поддержке Департамента образования и науки города Москвы.

«Цех» — медиа о непрерывном образовании взрослых людей. Мы целиком захвачены идеей постоянного развития личности — профессионального, интеллектуального, эмоционального и даже духовного. Мы исследуем, как, чему и где лучше всего учиться и, главное, зачем. Если вам понравился этот материал, подпишитесь, пожалуйста, на нашу почтовую рассылку.