Почему мы любим грустные фильмы

Почему мы любим грустные фильмы, песни и стихи, смотрим и читаем ужастики и антиутопии? Отрицательное в искусстве кажется более интересным, трогательным и даже красивым, чем его отсутствие.

Негативные эмоции сильнее привлекают внимание, мы их лучше запоминаем, они ощущаются ярче. То есть отвечают задачам искусства и поэтому служат главным источником для творчества. Винфрид Меннингхаус (Winfried Menninghaus), сотрудник одного из Институтов им. Макса Планка, в сотрудничестве с другими учеными разработал модель «дистанции и принятия», которая основана на двух факторах. Первый: мы по-разному воспринимаем одни и те же ситуации в искусстве и в повседневной жизни. Искусство создает особое пространство, где можно безопасно испытывать не самые приятные чувства. Второй: мы перерабатываем эти негативные переживания в позитивный опыт. Они обогащают нашу внутреннюю жизнь, мы испытываем удовольствие от сильных эмоций, даже если это грусть и сожаление.

Для эстетических переживаний важны разнообразие и динамика, так что сочетание счастливых и грустных моментов в одном произведении делает его ярче и привлекательнее. Мы просто не почувствуем возбуждения, интереса к истории, если не будем волноваться за героев и напряженно ждать опасных поворотов сюжета. Горе, страх или гнев в момент эстетического восприятия произведения помогают оценить красоту музыки и слов, выбор красок. Так объясняется любовь к трагедиям и хоррорам.