Успеть за полторы минуты: правила презентации в лифте

15 August 2019

В Голливуде действует негласное правило: сценарист должен уметь рассказать идею фильма за 3-5 минут. Продюсеру же хватит и 45 секунд на решение, инвестировать ли деньги в проект. Навык краткой презентации пригодится не только работнику киноиндустрии, но и любому начинающему предпринимателю, офисному сотруднику или соискателю. «Цех» рассказывает, о чем и как говорить, наткнувшись на главу компании вашей мечты в лифте.

Shutterstock
Shutterstock

Молекулярный биолог Джон Медина утверждает: нам проще вначале усвоить главную мысль, прежде чем углубиться в детали. Поэтому при устной презентации так важно уделять внимание тому, что в киноиндустрии называется «логлайном» — это одно-два предложения, в которые укомплектована основная идея проекта. Само собой, логлайн должен быть точным и «цепляющим». От него зависит степень дальнейшей заинтересованности вашего собеседника.

Презентацией в лифте обычно называют небольшой рассказ о себе, своем деле и амбициях в надежде заинтересовать потенциального инвестора или работодателя. Это заготовленная речь, которая пригодится на ярмарке вакансий или деловой конференции, когда вы ограничены во времени самопрезентации, но внезапно встречаете своего идеального бизнес-партнера. Заготовка подойдет и для краткой биографии на LinkedIn и в Twitter или для ответа на просьбу рассказать о себе во время интервью при трудоустройстве.

В своей книге «Лидерство» венчурный инвестор Майкл Моритц излагает историю двух выпускников Стэнфордского университета, которые однажды вошли в офис компании Моритца Sequoia Capital и поразили бизнесмена своим лаконичным и впечатляющим бизнес-планом. Сергей Брин и Ларри Пейдж сказали Моритцу: «Google соберет информацию со всего мира и сделает ее доступной в каждой точке планеты». Благодаря этому емкому и точному логлайну Google получил свое первое финансирование.

Как написать речь для лифта

Будьте кратки: Рассчитывайте примерно на 150-250 слов и речь длительностью от тридцати секунд до полутора минут. Включайте в нее только самый необходимый и релевантный опыт — тот, что лучше всего поможет вам выразить свою компетентность для достижения желаемой цели.

Кто вы: Напишите одно предложение о себе и своей профессии.

Чем вы занимаетесь: Объясните вкратце о вашей роли и стратегиях в компании. Не пренебрегайте конкретными примерами: перечислите наиболее важные задачи, которые вы решаете.

Кто ваши клиенты: Опирайтесь на свое знание целевой аудитории. К примеру, если занимаетесь бизнес-консалтингом и ваши клиенты ценят тимбилдинг, добавьте эту деталь к портрету своего идеального заказчика.

Что вас отличает от конкурентов: Представьте свое уникальное торговое предложение: в чем ваш конкурентный потенциал, как отличается ваша бизнес-стратегия.

Заинтересуйте своего собеседника: В чем конкретно для вашего потенциального партнера может состоять выгода? Каковы ваши планы? Будьте убедительны и изобретательны, никому неинтересно слушать банальности.

Как с вами связаться: Всегда открыты новым перспективам? Держите визитку наготове. Если вы видите, что ваш собеседник заинтригован, спросите его почту или контактный номер. Если же вы находитесь на ярмарке вакансий или конференции, можно предложить копию резюме — так вы сможете продемонстрировать свою заинтересованность и собранность.

Что не стоит делать

Постарайтесь не говорить слишком быстро. Да, вам нужно упаковать большое количество информации всего в одну минуту. Если вы будете тараторить, это не облегчит вашу задачу, наоборот, человеку станет сложнее воспринимать ваш монолог.

Избегайте долгих пауз и монотонности. Чтобы избежать волнения и неловкости начинающего оратора, предательских «эээ» и «ммм», а также оговорок, тренируйтесь: проведите устную презентацию для мамы, друга или товарища по беговой дорожке. И даже хорошо, если это будет неожиданная ситуация — тем проще вам будет включить долю импровизации и избавиться от эффекта заученной речи. Репетиция пойдет на пользу, и если вы опасаетесь монотонной интонации: она поможет вам понять, где следует расставить интонационные акценты и паузы, чтобы предоставить собеседнику возможность возразить или задать вопрос.

Следите за языком своего тела. Не приклеивайте руки к туловищу, не скрещивайте их на груди и не прячьте за спиной. Умение пользоваться мимикой и жестами добавит выразительности и естественности вашей презентации.

«Цех» — медиа о непрерывном образовании взрослых людей. Мы целиком захвачены идеей постоянного развития личности — профессионального, интеллектуального, эмоционального и даже духовного. Мы исследуем, как, чему и где лучше всего учиться и, главное, зачем. Если вам понравился этот материал, подпишитесь, пожалуйста, на нашу почтовую рассылку.