VR, Декарт, пещерный мозг. Чему учат на курсе по философии искусственного интеллекта

28 June 2019
420 full reads
2,5 min.
697 story viewsUnique page visitors
420 read the story to the endThat's 60% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Журналист Иван Сурвилло сходил на курс МГУ по философии искусственного интеллекта. Он включает 72 часа обучения и стоит 25 тысяч рублей. О своём опыте Иван рассказал «Цеху».

Зачем пошёл

Началось всё с того, что меня немного достали бесконечные голословные рассуждения про угрозы от искусственного интеллекта. Можно подумать, с естественным всё в порядке. В конце концов, не искусственный интеллект придумал химическое оружие, зарин и манную кашу по утрам. До начала курса я вообще ничего не знал про ИИ и хотел в нём больше разобраться.

VR, Декарт, пещерный мозг. Чему учат на курсе по философии искусственного интеллекта

Вторая мотивация пойти на курс — успокоить маму. Дело в том, что прошлым летом я бросил первый курс журфака ВШЭ, потому что мне не хватало фундаментальности в гуманитарном образовании. С того прекрасного (или ужасного — зависит от точки зрения) дня мама постоянно напоминает, что без бумажки я букашка и надо получить диплом. МГУ обещало официальное свидетельство о повышение квалификации по окончании программы.

Третья — формат: я скорее спринтер, чем марафонец. Упорный и долгий труд тошен — все образовательные программы дольше месяца навевают тоску и желание крутить на репите Земфиру. Курс МГУ подошёл идеально: длился две недели с 13 по 25 мая каждый будний день с 17:00 до 22:00 и в субботу с 11:00 до 17:00.

Как всё происходило

Я подал заявку. Её приняли, выслали договор и счёт на оплату. Оплатил 25 600 за обучение (600 рублей — комиссия), получил письмо с программой.

Фрагмент программы курса
Фрагмент программы курса

3 мая приехал в Шуваловский корпус МГУ с паспортом. На второе занятие получил временный пропуск — паспорт можно было оставлять дома.

Учёба идёт блоками по часу-полтора с 10-15-минутными перерывами между ними. Лектор говорит, я записываю. Преподаватели рассказывали интересные вещи — приходилось постоянно концентрироваться на происходящем, чтобы не терять нить рассуждений. Отвлёкся минуты на четыре — поезд ушёл. Из-за этого выдержать шесть часов учёбы подряд было тяжело — иногда на последней лекции чаще смотрел на часы: «Когда уже закончится?». Любопытно, что на курсе эта тема косвенно затрагивалась. Александр Каплан, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов МГУ, рассказывал, что современный мир меняется с громадной скоростью, потому что производство и потребление информации стало нашим основным занятием. Подобную нагрузку не предусматривает наш пещерный мозг. Отсюда, как я понял, вообще все проблемы человечества.

Группа была небольшая — около 10 человек. Почти все философы или программисты, просто интересующихся — мало.

Приведу несколько цитат из конспекта, для понимания, чему нас учили:

Человеческое мышление: дедукция, индукция, аналогия. Индуктивные выводы не могут быть истинными, только вероятностными. Истинными могут быть только дедуктивные выводы.

Нагрузки на мозг:

- Увеличение доли аналитических решений с вероятностью ошибки

- Информационный взрыв

- Многозадачность

- Уменьшение доли автоматических аналитических процессов

Каждая вторая работа по определению сознания начинается с опровержения Декарта.

Из примерно 20 лекций больше всего запомнилась лекция-практика: нас повели изучать VR в соседний корпус. Нескольких добровольцев посадили на платформу с джойстиком. Дальше нужно было, управляя реактивным ранцем, влететь в шлюз МКС. Это оказалось сделать довольно просто — достаточно постоянно держать джойстик вправо-вниз и чуть подрулить в конце. Потом раздали VR-шлемы и включили психоделическую игрушку, в которой мы летали внутри калейдоскопа и рисовали узоры. Из минусов: в аудитории не хватало розеток, а стулья стояли далеко от кафедры — пару лекторов я плохо слышал. 17:00 — довольно неудобное время начала, приходилось сбегать с работы и доделывать очередной горящий текст на лекции.

VR, Декарт, пещерный мозг. Чему учат на курсе по философии искусственного интеллекта

В целом я доволен курсом, реально больше узнал про естественный и искусственный интеллект. Если вам это тоже интересно — стоит идти на следующий набор, хотя бы ради харизматичных преподавателей, которые заражают своим предметом даже в девять вечера в пятницу.

«Цех» — медиа о непрерывном образовании взрослых людей. Мы целиком захвачены идеей постоянного развития личности — профессионального, интеллектуального, эмоционального и даже духовного. Мы исследуем, как, чему и где лучше всего учиться и, главное, зачем. Если вам понравился этот материал, подпишитесь, пожалуйста, на нашу почтовую рассылку.