12 517 subscribers

Две самые крупные диверсии Великой Отечественной войны. И обе на железной дороге

51k full reads
56k story viewsUnique page visitors
51k read the story to the endThat's 91% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

На территории Советского Союза было проведены две самые крупные диверсии за всю историю не только Великой Отечественной, но и Второй мировой войны. Оба раза были уничтожены крупнейшие железнодорожные узлы, первый раз это удалось нашим подпольщикам, во второй раз успех,к сожалению, сопутствовал немецким диверсантам.

Все знают Заслонова. о нам написаны книги, поставлены фильмы и нарисованы картины, Крыловича же помнят только специалисты
Все знают Заслонова. о нам написаны книги, поставлены фильмы и нарисованы картины, Крыловича же помнят только специалисты

Каждый советский человек помнил имя героя Константина Заслонова, но очень мало кто знал о существовании Федора Крыловича, который и совершил самую крупную диверсию не только за всю войну, но, пожалуй за всю военную историю человечества.

Федор Крылович после войны, 1948 год
Федор Крылович после войны, 1948 год

30 июля 1943 года подпольщик Крылович, работавший электриком на железнодорожном узле в Осиповичах, смог установить две магнитные мины на вагоны-цистерны с горючем. Мины передал ему связной из диверсионного отряда НКВД "Храбрецы".

Прогремевший взрыв превратил Осиповичи в огненный ад, в котором до тла сгорели 4 немецких военных эшелона, которые должны были отправиться в сторону Курска, но по счастливой случайности одновременно оказались на путях в белорусском городе. Счет уничтоженных вагонов с аммуницией и горючим шел на десятки, кроме того, взрыв уничтожил 8 танков "Пантера" и "Тигр" и 10 стоявших на платформах бронемашин.

Две самые крупные диверсии Великой Отечественной войны. И обе на железной дороге
Две самые крупные диверсии Великой Отечественной войны. И обе на железной дороге

После диверсии Крыловичу удалось уйти в лес к партизанам, где он и воевал до освобождения Белоруссии. Спустя несколько лет после окончания войны он был награжден орденом Ленина,но при жизни широкого признания его подвиг не получил.

Попав на железнодорожный вокзал Вильнюса вы невольно обратите внимание, что вокруг него нет довоенных домов, хотя чуть поодаль есть плотная старая застройка. Это - следы страшной диверсии, которая была проведена немецкой агентурой 12 января 1945 года.

Две самые крупные диверсии Великой Отечественной войны. И обе на железной дороге
Две самые крупные диверсии Великой Отечественной войны. И обе на железной дороге

В этот день на вокзале взорвался эшелон с боеприпасами, прибывший из Лиды. На воздух взлетели 47 вагонов со взрывчатыми веществами, 16 вагонов с авиационными бомбами, 21 вагон с осветительными ракетами. Кроме того. взрыв уничтожил 150 вагонов, стоявших на станции. Сам вокзал и прилегающие к нему кварталы были полностью стерты с лица земли, погибло около 200 человек, более 1000 было ранено. Были полностью разрушены электростанция, бетонный завод и хлебозавод. Следствие не смогло выйти на след диверсантов и наказание понесли стрелочники.

Вильнюс конца 40-х, разрушенные при взрыве привокзальные кварталы обнесены забором.
Вильнюс конца 40-х, разрушенные при взрыве привокзальные кварталы обнесены забором.

Понравилось? Поддержите канал!