Как появились ереси. Первые еретики, кто они такие?

В начале IV века христианство победило, хотя пока еще и не было признано государственной религией. Однако внутри самой церкви назрел серьезный раскол, причиной которого был богословский спор о природе Святой Троицы. Около 318 г. живший в Александрии пресвитер Арий разработал богословское учение, согласно которому Иисус Христос не существовал до своего рождения, не имеет божественной сущности, то есть в земной жизни был простым человеком, и подчинен Богу-Отцу. Таким образом, Христос обладал высшим нравственным авторитетом как принявший муки за все человечество, но не был равен Богу-Отцу, который сотворил его для искупления людских грехов.

Такое толкование Святой Троицы было в традициях рациональной античной философии, но не устраивало значительную часть христианского духовенства. Александрийский епископ Александр осудил Ария и отлучил его от церкви. Однако учение Ария уже стало весьма популярно в Египте и Сирии. Арианство стремительно распространялось на Востоке и требовало от церкви решительных мер.

Арий
Арий

Император Константин Великий , недовольный невиданным доселе расколом церкви, созвал летом 325 года Вселенский собор епископов в Никее, чтобы положить конец богословским спорам, разрушавшим единство христианства. Оставаясь язычником до конца жизни, Константин искренне не понимал причин спора, который, по его мнению, не имел принципиального значения. Пытаясь примирить епископов, он проводил им в пример эллинских философов, которые, несмотря на свои разногласия, мирно уживаются друг с другом. Когда же Константину не удалось убедить арианских епископов отказаться от своих взглядов, он просто заставил их это сделать. В понимании императора церковь должна была быть единой, и он на время силой добился желаемого.

Никейский собор
Никейский собор

На соборе был принял Никейский символ веры, в котором утверждалось равенство Бога-Отца и Иисуса Христа, который был вечен и не сотворен. Всех упорствовавших арианских епископов эдиктом императора сослали на Дунай и Балканы. Однако там они быстро распространили арианство среди готов, вандалов и лангобардов. Вскоре практически все германские племена, кроме франков, стали арианами.

Константин Великий
Константин Великий

Через несколько лет после собора Константин под влиянием своей дочери начал склоняться в сторону ариан. Арий вернулся из ссылки, но вскоре умер. Тем не менее, ариане становились все влиятельнее, и умирая 337 г. Константин Великий был крещен на смертном одре арианским епископом. Арианство временно восторжествовало, и большинство епископов отреклось от Никейского символа веры. Немногочисленных его оставшихся сторонников возглавил Афанасий Александрийский, который доказывал, что Бог-Отец и Бог-Сын равны.

Внутриполитические распри, возникшие после смерти Константина Великого, закончились в 351 г., когда императором стал арианец Констанций. Новый император сделал арианское христианство государственной религией. Все сторонники Афанасий были подвергнуты репрессиям и оправлены в ссылку. Но после смерти Констанция арианство быстро потерпело крах, и сохранилось только в отдаленных уголках империи.

Мозаика арианского баптистерия в Равенне
Мозаика арианского баптистерия в Равенне

Тем временем в Каппадокии возникла богословская школа «отцов церкви». Благодаря усилиям Василий Великого, Григорий Нисского и Григорий Богослова христианство в варианте Афанасия Александрийского смогло победить арианство и разработать свое учение о Святой Троице. Было решено, что божественная сущность в равной степени распределена между членами Троицы. Таким образом, каждый член Святой Троицы является равноправной ипостасью божественного начала. Однако, каждая из этим ипостасей обладает своими особыми свойствами: Бог-Отец является нерожденным, Бог-Сын рожден от отца, а Святой Дух снизошел от Бога-Отца через Бога-Сына. Поскольку божественная сущность каждого из членов Святой Троицы одинакова и едина, следовательно они едины и равноправны.

Каппадокийские отцы
Каппадокийские отцы

Кроме того, каппадокийские отцы церкви утверждали, что Священное Писание является единственным авторитетом в решении церковных споров и источником веры. Младшим современником каппадокийских отцов церкви был Аврелий Августин Блаженный, живший в Северной Африке. Учение Августина на века определило духовное развитие христианской Западной Европы. Во главе его учения стоял Бог, который является высшей сущностью и познание которого есть основная и единственная цель существования человека. По его мнению, смысл жизни человека заключался в достижении счастья, которое заключено в познании Бога и испытании души. Под впечатлением от завоевания Рима Аларихом в 410 г. Августин Блаженный написал знаменитый трактат «О граде божьем», в котором дал свое понимание истории и роли церкви.

Августин Блаженный
Августин Блаженный

После временного отступления от христианства при императоре Юлиане и последовавших за его смертью смутами, Восточную Римскую империю возглавил Феодосий. В 379 г. он издал эдикт, в котором потребовал о духовенства признать равенство членов Троицы. Спустя 2 года, в 381 г. в Константинополе был созван II Вселенский собор, на котором был принял Никео-Константинопольский символ веры, окончательно утвердивший учение о Святой Троице Афанасий Александрийского, а ариане были объявлены еретиками и отлучены о церкви.