Как видели мир древние германцы

Германское общество было сельскохозяйственным, и время в нем регулировалось природными циклами. Человек зависел от смены времен года, и это определяло структуру его сознания. В природе нет развития, только регулярное повторение, которое стояло в центре духовной жизни германцев. Единичное событие, никогда прежде не происходившее, не имело для них никакой ценности.

Напротив, ценность имело лишь только то, что постоянно повторяется и освящено традицией. Поэтому не изменение, а повторение определяло их сознание и поведение. Новое, индивидуальное поведение, какие-либо новаторство порицалось. Нормой, доблестью и эталоном поведения и поступков для древнего германца было действовать так, как поступали его предки от начала времен. Его жизнь была постоянным повторением поступков и подвигов, свершенных предыдущими поколениями. Он стремился соответствовать прообразу, который традиций приписывала богам, первым людям и древним героям.

В результате, реальная историческая жизнь германцев не только соответствовала их мифам, но и сливалась с ними в их сознании. Следует поступать не так, как ты того желаешь, а как должно, как это было испокон веков и будет вечно. Героические предки зорко смотрели на каждого германца, и получить их одобрение он мог только следуя раз и навсегда установленным образцам. Грань между прошлым и настоящим стиралась, поскольку прошлое постоянно возвращается и нет разницы, между вчера и сегодня. Произошедшие события моментально превращались в миф, который повторяется и будет повторяться до конца времен.

В создании древних германцев прошлое, настоящее и будущее не было четко разделено. Курганы, под которыми лежали их предки, были расположены рядом с домами живых. Это был единый мир, в котором бок о бок существовали живые и мертвые. Культ мертвых играл важнейшую роль в их жизни, и предок мог в любой момент возродиться в одном из своих потомком. Само время воспринималось как непрерывная цепь поколений.

Восстановить религию древних германцев довольно сложно, поскольку эти племена довольно рано приняли христианство. Считается, что первоначально германцы почитали богов плодородия – ванов. Также поклонялись троицу богов: громовержца Тора (или Донара), отвечавшего также за плодородие и войну, бога духовной и юридической власти Тиваса (или Тиу), и бога моря, ветра, огня и охоты Ньёрд. Затем культ ванов был сильно потеснен новыми богами – асами, которых возглавлял Вотан (или Один).

Первоначально Вотану поклонялись как хтоническому (подземному, связанному с землей) демону, но с возрастанием роди воинских союзов он превратился верховного бога, покровителя вождей и их дружин, мудрый бог-колдун. «Аристократический» Вотан потеснил «крестьянского» бога Тора, заняв его место в древнегерманском пантеоне. В ходе этой религиозной революции сознание германцев расщепило загробный мир, создав Вальхаллу для доблестных воинов, павших в бою.

Все погибшие на поле брани храбрецы отправляются в рай на небеса, где пируют вместе с Вотаном, а прислуживают им воинственные девы – валькирии. Все остальные – крестьяне, женщины, а также трусливые воины и преступники после смерти отправляются в темный и мрачный подземный Хель, расположенный на севере.

Вселенную древние германцы представляли в виде мирового древа – ясень Иггдрасиль, которые соединяет небо, землю и подземный мир. Верхний мир, Асгард, являлся местом обитания асов, также расположена Вальхалла. Мир людей – Мидгард, за пределами которого простирается Утгард – внешнее пространство, где обитают чудовища и великаны. В конце времен, когда настанут «сумерки богов», злой бог Локки поведет великанов, хтонических чудовищ и мертвецов из Хеля на бой с Одином и его дружиной павших героев из Вальхаллы. Весь мир погибнет в пламени войны.

Родовая община медленно распадалась, и на ее обломках возникала воинское сообщество, сплоченное вокруг вождя. Боевые друзья, связанные между собой не культом общих предков отдельной общины, но ритуалом инициации (посвящения), церемонией смешения крови. Пройдя ритуал посвящения простой общинник больше не принадлежал своему роду, он становился членом мужского союза воинов, которые должны погибнуть с оружием в руках и занять место в Вальхалле. Это сообщество создано для войны и существует, чтобы воевать. Старые германские боги ваны отошли на второй план и их место заняли асы – боги войны и героической морали.