Первые полеты "Аполлонов" и первые жертвы американской космонавтики

В феврале 1966 г. состоялся первый беспилотный запуск основного блока КК «Аполлон-1» на РН «Сатурн-1В». Космический корабль был выведен на баллистическую траекторию, после чего вошел в атмосферу и успешно сел на воду. В августе того же года по сходной программе состоялся полет КК «Аполлон-2». Вовремя этим запусков отрабатывались и основные узлы РН «Сатурн-1В», которым предстояло стать составными частями лунной ракеты «Сатурн-5». Поскольку испытания прошли прекрасно, был запланировал запуск первого пилотируемого КК «Аполлон», пока без лунной кабины.

Старт был назначен на 21 февраля 1967 г., но 27 января при подготовке к пуску на борту корабля возник пожар. Кислородная атмосфера отсека экипажа мгновенно превратилась в пытающий ад. На астронавтах В. Гриссоме, Э.Уайте и Р. Чаффи горели и плавились скафандры. В NASA отказались установить пиропатроны, опасаясь случайного отстрела люка. В итоге система открытия эвакуационного люка оказалась слишком сложна. В течение нескольких минут экипаж задохнулся, отравившись крайне токсичными продуктами горения. Из-за возросшего внутри кабины давления они не могли открыть люк. Находившиеся наружи люди не смогли вовремя проникнуть внутрь корабля, поскольку на стенде не оказалось исправных газовых масок. Гриссом, Уайте и Чаффи стали первыми жертвами американской космической программы. Эта трагедия более чем на год отложила пилотируемый полет КК «Аполлон».

Использование кислородной атмосферы позволяло сделать стенки космического корабля более тонкими и, соответственно, уменьшить его массу. NASA отказалось от использования намного менее опасной кислородно-азотной смеси, поскольку имело больной опыт работы с кислородом в ходе проектов «Меркурий» и «Джемини». До этого случая все шло прекрасно, однако в конструкции КК «Аполлон» были использованы материалы, которые меняли свои свойства при пониженном давлении в кислородной атмосфере и становились легковоспламеняемыми. Достаточно было небольшой искры, чтобы в кабине возник пожар.

Гибель астронавтов стала шоком для NASA и побудила провести ряд важных изменений. На люке были установлены пиропатроны, которые обеспечивали его открытие в течение 10 секунд. Все воспламеняющиеся материалы были заменены. Все контакты были покрыты изоляцией. При старте кабина была заполнена кислородно-азотной смесью нормального давления, которая заменялась на чистый кислород низкого давления в течении 24 часов после старта. Нейлоновые скафандры, которые расплавились на астронавтах и отравили их продуктами горения, были заменены на выполненные из специального негорючего материала.

Тем временем испытания продолжились. 9 ноября 1967 г. состоялся первый старт РН «Сатурн-5» с КК «Аполлон-4» на борту. Он состоял из рабочего основного блока корабля и макета лунной кабины. В ходе полета в беспилотном режиме были отработаны начальный и заключительный этапы грядущей лунной экспедиции. Спустя полгода по сходной программе состоялся полет КК «Аполлон-7». Теперь все было готово для пилотируемых экспедиций.

Прежде, чем лететь в Луне, в NASA решили провести три испытательных пилотируемых полета «Аполлона» на околоземной орбите. 11 октября 1968 г. с космодрома Канаверал стартовал КК «Аполлон-7» с астронавтами У. Ширра, Д. Эйзел и У. Канингем. В ходе полеты Ширра при помощи переносной телекамеры провел экскурсию по кораблю для телезрителей на Земле. Миллионы людей в прямом эфире увидели, как астронавты парят в невесомости. В течение 11 дней они проводили испытание основного блока космического корабля, после чего успешно приводнились в Атлантическом океане.

В ходе следующего полета NASA предполагала испытать в пилотируемом полете основной блок с лунной кабиной, но жизнь внесла в эти планы свои коррективы. Успешные запуски советского аппарата «Зонд» заставили американцев изменить программу полета. 21 декабря 1968 г. РН «Сатурн-5» вывел в космос КК «Аполлон-8» без лунной кабины. Астронавты Ф. Борман, Дж. Ловелл и У. Андерс совершили 10 витков вокруг Луны, и спустя трое суток приводнились в Тихом океане. Пилотируемый космической корабль впервые совершил облет Луны. Закрепив приоритет, американцы могли временно передохнуть и вернуться к штатным тестированиям всех систем «Аполлона».

Теперь экипаж «Аполлона-9» должен был выполнить то, что изначально входило в программу полета «Аполлона-8» - полетные испытания основного блока и лунной кабины в пилотируемом режиме. КК «Аполлон-9» стартовал с космодрома Канаверал 3 марта 1969 г. На борту космического корабля находились астронавты Дж. Макдивитт, Д. Скотт и Р. Швейкарт. На орбите два астронавта перешли в лунную кабину, отстыковались от основного блока, маневрируя, имитировали прилунение, после чего пристыковались обратно.

Далее, согласно программе, все эти маневры следовало повторить на орбите спутника Луны, что и стало главной задачей экипажа «Аполлона-10». В мае 1969 г. астронавты Дж. Янг, Т. Стаффорд и Ю. Сернан вышли на селеноцентрическую орбиту. Стаффорд и Сернан перешли в лунную кабину, отстыковались и приблизилось к Луне на расстояние всего 14 км. Они летели прямо над лунной поверхностью, но высадиться на нее в этот раз им было не суждено. После того, как Стаффорд и Сернан вернулись в основной блок, пустая ЛК отстыковалась и упала на Луну, а астронавты отправились обратно на Землю и успешно приводнились в Тихом океане.

Подписывайтесь и Поддержите канал!