5 главных трендов медиаиндустрии 2017 года: версия Яндекс.Дзена

В 2017 году «Дзен» сильно изменился. Теперь это не только агрегатор контента со всего интернета, но и платформа для авторов. Каналы на платформе ведут как независимые блогеры, так традиционные медиа и даже бренды.

За полгода работы с авторами мы выявили несколько основных направлений, по которым развивается индустрия медиа и блогеров.

Первый и основной тренд – многоплатформенность

Авторы начали понимать, что продвигать свой контент на единственной платформе уже не модно и, главное, не выгодно. Чтобы расширить аудиторию, надо публиковаться везде – и в Facebook, и в ВК, и в Telegram, и в «Дзене». Конечно, у каждой платформы своя специфика. И понятно, что бьюти- и видеоблогеры чаще используют Youtube и Instagram. А, например, более короткие форматы – фишка Telegram.

Тем не менее, мы замечаем, как к нам вовсю приходят блогеры с других платформ. Они пишут большие тексты в «Дзене», а ссылки на них публикуют в Telegram. То есть они используют кроссплатформенный подход и собирают аудиторию везде. Так делает, в частности, автор канала Breaking Trends Юлия Загитова: «Telegram – это кратко, быстро и для конкретной аудитории, «Дзен» – это подробно, красочно и эмоционально».

Начало расцвета на платформах небольших медиа

К нам в «Дзен» приходят целые редакции авторов небольших тематических медиа. Так, у нас есть канал The Robot, который пишет о робототехнике: его ведут три человека, живущие в разных странах. Есть канал «НаукаPro», снимающий лекции на научные темы: его делают несколько десятков человек. Все они присутствуют и на других платформах – у них есть паблики в ВК и каналы в Telegram.

Похоже, этот тренд в России только начинается. А вот, например, в Китае блогеры и небольшие издания (там их называют WeMedia) так хорошо дружат с платформами, что за несколько лет смогли стать успешными бизнесами. В Китае многие WeMedia настолько успешны, что стали самым модным объектом для венчурных инвестиций.

Интерактивные форматы

Snapchat взлетел в чартах магазинов приложений вскоре после того, как запустил новую фишку – Stories. Это короткие видеоролики или фотографии, которые исчезают через 24 часа после публикации. Этот формат стал настолько популярным, что его скопировали все конкуренты Snapchat – Facebook, Instagram, а недавно и Youtube.

В «Дзене» тоже есть похожий формат – нарратив. Но в отличие от Stories, это не просто возможность публиковать сиюминутные видео. У нарратива есть набор инструментов, которые дают возможность рассказать полноценную историю.

Блогеры становятся профессионалами

Еще один интересный тренд – блогеры начали создавать фактически профессиональный контент. Если посмотреть ролики Юрия Дудя, становится понятно, что по качеству они вполне могут конкурировать с шоу крупных телеканалов.

Все конкурируют со всеми

Ситуация, в которой оказались медиа – очень сложная. По сути, все обычные газеты, журналы и онлайн-издания конкурируют с блогерами и небольшими тематическими медиа. Практически больше нет ниш – деловой журналистики или лайфстайла: почти все издания вынуждены публиковать любые громкие новости и бороться за место в новостных агрегаторах. А на пятки им наступают блогеры.

Этот тренд поддерживают социальные сети и ньюсфиды – алгоритмические ленты вроде «Дзена», в которых материалы от профессиональных СМИ транслируются наравне с авторскими каналами.