Автор канала «Продзен»: «Монетизация в Дзене — как лайки в Инстаграме: показатель успеха»

4 July
Игорь Торхов. Иллюстрации Светы Овчинниковой
Игорь Торхов. Иллюстрации Светы Овчинниковой

Игорь Торхов — автор трех каналов в Дзене. Один посвящен игре «Майнкрафт», другой — банковской сфере, третий — тому, как устроен Дзен с точки зрения автора платформы. Поговорили с Игорем о его каналах и монетизации, трафике и целях, а также о выгодном предложении, от которого можно отказаться.

Большую часть жизни я работаю в банках на разных должностях: был и программистом, и управляющим. Банковский опыт лег в основу канала «Я работаю в банкомате». Сейчас у блога больше 20 тысяч подписчиков.

Я открыл для себя Дзен благодаря «Майнкрафту». Когда я узнал о платформе, решил попробовать с ее помощью получить дополнительный трафик на свой сайт, посвященный игре. Полноценные посты я тогда писать не собирался: зачем, если с канала и так переходят на сайт? «Майнкрафт» ориентирован в основном на детскую аудиторию, поэтому в сентябре трафик на сайте стабильно снижался: у школьников начинаются занятия. Мне казалось, что это невозможно изменить. Но благодаря Дзену трафик не просто вырос — он перестал снижаться в сентябре. Видимо, за счет более взрослой аудитории, которая стала ко мне приходить.

Меня это впечатлило, и я начал разбираться, что еще может предложить Дзен. Я решил завести другие каналы — так появились «Я работаю в банкомате» и «Продзен». Канал о Дзене специфический: по сути, это мой личный опыт и размышления. Изначально я вел его нерегулярно и не думал о монетизации. Мне просто хотелось делиться своими мыслями с единомышленниками. Но Дзен устроен так, что автор начинает автоматически думать о монетизации, даже если ему она не особо нужна. Сам факт монетизации считается среди авторов показателем успеха. Это как лайки в Инстаграме и просмотры в Ютубе.

2 года 5 месяцев и 14 дней — столько времени потребовалось, чтобы «Продзен» вышел на монетизацию. Вначале мне казалось, что это нереальная цель: у канала очень узкая тематика. Кроме того, чтобы канал успешно развивался, нужно регулярно публиковать тексты. А я писал только тогда, когда мне было что сказать. Между статьями иногда бывали перерывы в несколько месяцев. Потом я стал публиковать тексты гораздо чаще и увидел, что трафик в канале вырос. И тогда у меня проснулся спортивный интерес: смогу ли я все-таки дорасти до монетизации? Я начал писать каждый день. Трафик вырос, канал монетизировался. И я сразу сбавил ритм: все, что хотел, я уже сказал и доказал. Заработок у меня идет от других каналов.

У меня есть несколько вопросов к Дзену. Во-первых, недостоверная информация в текстах. Я встречал статьи, в которых авторы призывают срочно забирать все деньги из какого-нибудь крупного банка, потому что он якобы скоро обанкротится. Это не просто ложная информация: такие сообщения по-настоящему опасны — я это знаю из собственного опыта. Когда я работал в банковской сфере, мне довелось наблюдать атаку вкладчиков. Люди поверили слухам, что наш банк может обанкротиться, и ринулись снимать деньги со счетов. В такой ситуации банку действительно угрожает банкротство.

Однажды у меня отрерайтили статью, добавив туда своих мыслей, что просто перевернуло ее смысл. Я пожаловался на фейк, а не на рерайт. После моего обращения служба поддержки ограничила показ этой публикации. Это означает, что материал можно увидеть, только зайдя в канал. У таких постов отключают индексацию (т. е. их нельзя найти из поиска), и они не рекомендуются читателям. Я и раньше жаловался на фейки — и их убирали. Поскольку они обычно явные и грубые, проблем не возникало.

Комментарий Яндекс.Дзена: если вам кажется, что в публикации содержится фейк, обязательно сообщите об этом нам. Это можно сделать, нажав на три точки над статьей. Вы увидите меню с предложением пожаловаться на статью. Выбирайте пункт «недостоверная информация».

Во-вторых, расстраивает плагиат. Любой автор так или иначе сталкивался с этим. У меня было несколько случаев, когда мои статьи копировали. Если это текст, написанный по конкретному новостному поводу, который быстро устаревает, мне в целом все равно. Другое дело, если на статью ушло много сил и времени: один текст я писал, например, полгода. В таких случаях я обычно жалуюсь на плагиаторов в службу поддержки. Если это прямое копирование, слово в слово, проблем не возникает. Удаляют быстро. Раньше удаляли и публикации, которые явно были скопированы, но слегка изменены. Сейчас удаляют только копипасту.

Помимо Дзена, я пробовал другие площадки для блогинга. У моего сайта про «Майнкрафт» есть инстаграм, сейчас там больше 10 тысяч подписчиков. Однако у меня нет желания активно его вести. Инстаграм мне не подходит по формату. Основной акцент там делается не на текст, а на фотографию. Значит, перенести на эту площадку каналы «Продзен» и «Я работаю в банкомате» нельзя.

Пока мне ближе всего Дзен. Изначально он мне понравился тем, что это текстовый формат. В Дзене можно публиковать полноценные статьи. Плюс, благодаря рекомендациям, твои тексты быстро доходят до целевой аудитории. Трафик растет быстро. Например, чтобы на моем сайте было 100 посетителей в день, мне понадобилось полгода. Чтобы получить такой трафик в Дзене, надо просто начать писать.

Если когда-нибудь я начну получать хороший доход в Дзене, уйду с основной работы. Сейчас ситуация такая: на деньги, которые я получаю от блогинга, можно купить недорогой телефон. Если я захочу, например, айфон, придется копить несколько месяцев.

Моя цель — делать качественный контент и на этом зарабатывать. Мне неинтересно делать хайповые новости про знаменитостей только ради трафика и денег. Я не хочу писать о том, как Егора Крида бросили ради египетского олигарха. От коммерческих предложений, которые мне не нравятся, я тоже отказываюсь. Однажды меня попросили продать мой канал в Дзене о «Майнкрафте». Тогда он стоил 100–150 тысяч рублей. Но я отказался.

Подготовила Анна Попова