210,6K подписчиков

Дзен стал самостоятельным бизнесом Яндекса

4,5K прочитали

 Яндекс.Дзен выделен в самостоятельное бизнес-направление Яндекса. Теперь у сервиса есть четкие бизнес-цели и долгосрочная стратегия развития.

Яндекс.Дзен выделен в самостоятельное бизнес-направление Яндекса. Теперь у сервиса есть четкие бизнес-цели и долгосрочная стратегия развития. До этого Дзен входил в число экспериментальных направлений Яндекса и был самым быстрорастущим из них – и по аудитории, и по выручке.

За год ежедневная аудитория Дзена выросла более чем вдвое – до 13 млн пользователей. Они проводят в ленте больше 20 минут в день, а самые продвинутые из них (например, пользователи мобильных приложений) – 35 минут в день.

Это сравнимо с крупнейшими международными платформами: у Facebook этот показатель составит в этом году 42 минуты в день, у Instagram – 26 минут в день (прогноз eMarketer). В целом время, которое человек проводит в social media, растет: оно увеличилось с 90 минут в день в 2012 г. до 135 минут в 2017 г. (данные Kleiner Perkins).

Run rate выручки Дзена на 12 месяцев составляет более 4 млрд руб. (на основании выручки за май 2018 г.).

Яндекс.Дзен – рекомендательный сервис, который подбирает каждому пользователю персональную ленту контента, основываясь на его интересах. В основе технологий Дзена лежат алгоритмы искусственного интеллекта: именно они на базе имеющихся о человеке данных анализируют его поведение и показывают публикации, которые ему действительно интересны.

Как мы видим будущее Дзена

В будущем именно искусственный интеллект будет определять медиапотребление: в эпоху информационного шума у человека остается все меньше времени и, главное, желания самому находить интересные материалы на многочисленных площадках.

Поэтому за внимание человека будут бороться платформы, которые с помощью алгоритмов искусственного интеллекта будут точно определять интересы пользователей. Это своего рода «телевизор будущего», который покажет только то, что для вас действительно важно.

Мы в Дзене строим именно такую платформу. И мы в начале этого пути.

Ответ на незаданный вопрос

Сегодня искусственный интеллект в рекомендательных сервисах находится на самой ранней стадии развития. И в будущем алгоритмы будут понимать человека и его интересы намного лучше, чем сейчас. Так что у нас впереди большая работа по строительству и совершенствованию продукта.

Это очень большой путь – даже больший, чем тот, что преодолел поиск за последние 20 лет. Ведь в отличие от поиска, у Дзена нет конкретного запроса от человека. То есть у машины более сложная задача – дать ответ на вопрос, который даже не был сформулирован.

Это проблема, которую предстоит решить не только нам, а всем, кто занимается персональными рекомендации – то есть всем крупнейшим платформам. И мы этим давно занимаемся.

Платформа для авторов, медиа и брендов

Изначально Дзен был агрегатором медийного контента, но год назад мы запустили платформу для авторов. Теперь любой человек может стать автором и сразу получить доступ к большой аудитории платформы. Причем авторами платформы могут стать и медиа, и бренды. Стратегически мы хотим активно развивать именно это направление.

Наша цель – сделать так, чтобы в Дзене вырастали таланты. Чтобы авторы становились известными, получали славу, аудиторию и могли зарабатывать на своем творчестве. И чтобы для многих из них это стало основной работой.

Сейчас у авторов Дзена есть возможность быстрого заработка на публикациях с помощью автоматической монетизации Яндекса. Но это только первый шаг. Мы планируем запускать много новых рекламных форматов и новых возможностей реализовать себя.

В частности, мы верим, что авторы смогут получать по-настоящему достойные деньги за свой труд, продавая нативную рекламу в своих каналах. Мы строим экосистему, которая позволит авторам зарабатывать, а рекламодателям – без труда находить авторов, которым можно заказать качественное продвижение на платформе.

Ньюсфиды становятся социальными платформами

Дзен работает на рынке алгоритмических ньюсфидов – сервисов, которые при помощи алгоритмов искусственного интеллекта рекомендуют людям только тот контент, который им интересен. В Китае ньюсфиды стали отдельной продуктовой категорией, которая растет на сотни процентов в год. Главный китайский ньюсфид Toutiao оценивается уже в $30 млрд., у него 200 млн пользователей в день, которые проводят в приложении 75 минут.

Но даже в Китае ньюсфиды постепенно становятся полноценными платформами, похожими на социальные сети. Они вводят комментарии и профили пользователей, активно работают с авторами.

В то же время платформы и соцсети типа Facebook, Youtube и WeChat двигаются в сторону ньюсфидов, внедряя у себя алгоритмические ленты. То есть продуктовые категории ньюсфидов и социальных сетей сливаются в одну.

Дзен тоже двигается в общем тренде: год назад мы запустили платформу для авторов. А в ближайшее на ней появятся новые «социальные» функции.

Мы рассчитываем, что в будущем Дзен станет универсальной платформой, которую интересно читать пользователям и на которой удобно и выгодно работать авторам и брендам.