Интернет стал крупнейшим медиа в России: по рекламным доходам он впервые обогнал телевидение

Эксперты медиаотрасли давно спорили, когда же интернет-компании в России начнут зарабатывать на рекламе больше, чем телеканалы. Во многих странах это давно произошло – например, в США и Великобритании. А в Китае вообще больше половины всех расходов на рекламу приходится на цифровые форматы. То есть переход рекламных бюджетов в сеть – это общий тренд, а значит, дело времени.

И вот наконец это произошло и у нас. Сегодня Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), признанный в стране измеритель рекламного рынка, опубликовала данные о расходах рекламодателей за 9 месяцев 2017 года. За этот период доходы ТВ и интернета от рекламы почти равны: 116-177 млрд руб для ТВ против 115-116 млрд руб для интернета.

Но если вычесть из результатов 9 месяцев ранее опубликованные данные за I полугодие 2017 года, то получается, что в третьем квартале (июль-октябрь) интернет впервые за всю историю обогнал телевидение:

ТВ – 36,2-36,7 млрд руб

Интернет – 41 млрд руб

Многие эксперты предсказывали такой результат. Так, аналитики инвестиционного банка BCS Global Markets еще в прошлом году прогнозировали, что это произойдет в конце 2017 года. А уже в 2018 году интернет станет самым крупным сегментом рекламного рынка в стране. Они исходили из того, что рынок в 2016-2021 гг. будет расти на 9% в год, а интернет – на 16%.

Как правильно считать?

Лидерство на том или ином рынке – очень чувствительный вопрос. А особенно в России, где телеканалы последние годы активно теряли аудиторию – она стремительно уходила в интернет.

При этом многие участники ТВ-рынка справедливо замечали, что в сети люди часто смотрят тот же телевизионный контент – шоу ComedyClub, отечественные сериалы и так далее. Но делают это на Youtube, сайтах каналов, в социальных сетях. И доходы от этих просмотров засчитываются в раздел "интернет", а не "ТВ". Консенсус по этому вопросу так и не был достигнут.

Долгие споры

В прошлом году уже стало понятно, что перелом на рекламном рынке вот-вот произойдет. А по оценке интернет-компаний, он уже давно произошел. В итоге споры вылились в почти публичный конфликт: представители разных сегментов медиаиндустрии не могли договориться, как лучше оценивать разные части рекламного интернет-рынка.

В результате, интернет-индустрия и АКАР в первом полугодии 2016 года выпустили две разных оценки. Российский офис Interactive Advertising Bureau (IAB Russia) дал свою оценку рынка интернет-рекламы, и она оказалась намного выше оценок АКАР. IAB объяснила это тем, что раньше эксперты не учитывали некоторые сегменты рынка – например, онлайн-классифайды.