Испытание копипастой. Краткий ликбез по использованию чужого контента

Иллюстрации Сони Коршенбойм
Иллюстрации Сони Коршенбойм

Неправильное использование чужих текстов и фотографий чревато судебными исками и испорченной репутацией. Но обойтись без заимствований получается не всегда. Мы поговорили с руководителем юридической компании «Pravo Просто» Марией Трошихиной и фоторедактором «Медузы» Михаилом Ставцевым о том, как правильно оформлять цитирование и где искать бесплатные фотографии.

Как использовать чужой текст

При использовании в своих публикациях чужого текста достаточно придерживаться нескольких простых, но одновременно важных правил. Несоблюдение любого из них грозит походом в суд в качестве ответчика. Вероятность этого пусть небольшая, но все же есть, поэтому к цитированию стоит относиться щепетильно.

Обязательно нужно указывать имя автора оригинального текста. Если имя автора неизвестно, достаточно псевдонима. Если нет и его, необходимо указать на отсутствие информации об авторе.

Не менее важна информация о том, где был опубликован текст, который вы цитируете. Всегда ставьте прямую ссылку на сайт, где нужная вам информация была опубликована впервые. Не ленитесь потратить несколько минут на переходы по ссылкам: добраться до первоисточника резонансного или крайне полезного текста бывает непросто.

Согласно юридическим нормам, заимствование чужого текста может осуществляться только в научных, полемических, критических, информационных и учебных целях.

Следите за тем, какую часть чужого текста вы используете. Копирование чужого материала в своей публикации в полном объеме — еще один повод получить судебный иск. Доказать, что это было необходимо, будет непросто.

В судебной практике нет нормативов, определяющих избыточность цитирования — решение по этому вопросу каждый судья принимает на свое усмотрение. К примеру, арбитражный суд Москвы признал цитирование неуместным, хотя автор использовал лишь 14,6 % чужого текста. Это заимствование обошлось ему в 300 тысяч рублей.

✔️Руководитель юридической компании «Pravo Просто» Мария Трошихина: «Еще один из способов правомерного использования чужого произведения — создание пародии. Однако здесь нужно быть внимательным: пародия не должна нарушать другие законы (например, наносить вред достоинству и деловой репутации героям вашей публикации)».

⏰ Не стоит забывать о том, что правила и нормы у разных платформ, в том числе и Дзена, могут быть строже российского законодательства об авторском праве. При полном пересказе чужого текста своими словами с сохранением структуры и содержания автор формально не нарушает никаких законов. Однако подобный «рерайт» — вполне достаточный повод для санкций со стороны платформ, не считающих заимствованный контент ценным для своих читателей.

Для Дзена важно, чтобы авторские публикации были не только уникальны, но и ценны для читателей. Так, материал, который состоит из фрагментов других статей, не может считаться уникальным, даже если автор переписал эти фрагменты своими словами. Ценность для читателя возрастает, если автор при создании материала провел собственное исследование: это может быть подкрепленное фактами авторское мнение или фоторепортаж. Если при создании материала были использованы источники, нужно обязательно сослаться на них.
Здесь можно почитать правила Дзена, касающиеся заимствованного контента.

Как использовать чужие фотографии

Если использование в своей публикации чужого текста — это вопрос прежде всего правильного оформления цитаты, то корректное заимствование чужих фотографий — всегда небольшой квест или даже масштабная поисковая операция.

Для начала стоит прошерстить бесплатные фотобанки, в сети их довольно много. Минимальное знание английского языка будет серьезным подспорьем в поисках: большинство фотобанков администрируется на английском.

Будет разумным сразу же сузить рамки поисковой кампании. Например, искать фотографии с историческим подтекстом стоит среди коллекций Вашингтонского университета, Национального архива Великобритании, Музея Виктории и Альберта и Библиотеки Конгресса. А за снимками на космическую тему стоит отправиться на сайт НАСА. Платить, к слову, не придется во всех случаях.

✔️Фоторедактор «Медузы» Михаил Ставцев: «Если у блогера нет своих фотографий или иллюстраций, я бы на его месте выбрал три-пять бесплатных фотобанков и к ним обращался бы в первую очередь. Это ускорит процесс поиска: не нужно открывать и просматривать кучу снимков. А еще такая методика позволит оформлять ваши статьи в единой стилистике».

Что такое creative commons

Любой автор, более-менее регулярно занимающийся поиском бесплатных фотографий, должен знать, что такое лицензия creative commons. Если не вдаваться в подробности, которых довольно много, сокращением «CC» отмечен любой контент, который по решению автора распространяется бесплатно. Часто рядом с фото или иллюстрациями размещена аббревиатура, обозначающая вид лицензии, выбранной создателем контента.

🖍 Важно! CC BY-NC означает, что фотографией можно пользоваться бесплатно, но с обязательным указанием авторства. Использование в коммерческих целях строго запрещается. Это значит, что если ваш канал в Дзене монетизирован, то использование таких фото может повлечь за собой судебный иск.

Категории лицензий creative commons
CC0 (передача в общественное достояние).
Идеальная лицензия — можно всё. Нет никаких ограничений в использовании.
CC BY
Можно распространять, редактировать, брать для создания других произведений, использовать в коммерческих целях. Обязательно указывать авторство.
CC BY-SA
Можно распространять, редактировать, брать для создания других произведений, использовать в коммерческих целях. Обязательно указывать авторство. Полученная работа должна распространяться на тех же условиях.
CC BY-ND
Можно распространять и использовать в коммерческих целях. Нельзя редактировать и брать для создания других произведений. Обязательно указывать авторство.
CC BY-NC
Можно распространять, редактировать, брать для создания других произведений. Коммерческое использование запрещено. Обязательно указывать авторство.
CC BY-NC-SA
Можно распространять, редактировать, брать для создания других произведений. Коммерческое использование запрещено. Обязательно указывать авторство.
Полученная работа должна распространяться на тех же условиях.
CC BY-NC-ND
Можно загружать и обмениваться с другими людьми. Коммерческое использование запрещено. Как и любое редактирование. Обязательное указание авторства.

Популярный среди бильд-редакторов ресурс Unsplash наполнен исключительно бесплатными снимками. В другом огромном фотохостинге Flickr фотографии с лицензией All Rights Reserved можно отсечь поисковым запросом: достаточно указать, что нужны снимки только с лицензией creative commons.

✔️ Мария Трошихина: «Обязательно читайте условия лицензионных соглашений сервисов, предоставляющих права на использование картинок безвозмездно. В любом случае сервис преследует свои коммерческие цели. Чтобы не нарушать условия бесплатного использования, нужно их знать и понимать».

Не стесняйтесь писать фотографам

Случается такое, что блогеру для публикации нужна какая-то конкретная фотография, найденная, к примеру, в соцсетях. В теории ее использование грозит судебным иском. Но не стоит отчаиваться — есть простой метод решения проблемы.

✔️ Михаил Ставцев: «Самый верный способ — написать человеку, чья фотография вам нужна. В девяноста процентов случаев вы получите положительный ответ. Максимум, что грозит за использование чужих фотографий без спроса — судебный иск. Понятно, что шанс нарваться на иск есть, но дело редко доходит до суда. Однако может пострадать ваша репутация, что, на мой взгляд, более важно, чем потеря денег».

Подготовил Алексей Сорокин

Читайте также: