Как авторам заработать в Дзене, а пользователям – избавиться от рептилоидов в ленте

Здравствуйте друзья! Добро пожаловать в офис Яндекса на улице Льва Толстого. Меня зовут Алексей Обровец, и сегодня мы будем говорить про Яндекс.Дзен. На наши вопросы отвечают руководитель сервиса Виктор Ламбурт и медиадиректор платформы Даня Трабун.

Дзен? Что это?

АО: Расскажите в двух словах — что такое Дзен и для кого?

ВЛ: Дзен для пользователей — это клёвые интересные материалы, которые собираются для каждого человека индивидуально. Но есть и другая сторона Дзена — это Дзен для авторов.

ДТ: Да, Дзен для авторов — это то, что мы анонсировали этой весной, это платформа, где можно создавать истории, загружать видео, картинки и так далее.

АО: То есть это то что заменило блоговые платформы?

ДТ: Ну, мне кажется, не заменило

ВЛ: По крайней мере пока не заменило

ДТ: В том смысле что мир большой, платформ много, и это хорошо — авторы могут существовать на нескольких сразу.

АО: Кому имеет смысл делать публикации в Дзене?

ДТ: Это очень общий вопрос. Ответ — всем, кто хочет рассказать историю.

АО: Ну то есть бьюти-блогерам, таким как я?

ДТ: Да-да, конечно! Добро пожаловать! Персональная лента пользователя состоит из ссылок на сайты издателей, различных больших медиа, и туда же попадают публикации от авторов. Это рекомендуется по твоим интересам. Поэтому платформа — для максимально широкого количества авторов. То есть да, бьюти-блогеры. У нас есть авторы, которые про архитектуру пишут и находят своих читателей и так далее.

ОА: А как мне найти Дзен? Я очень много раз слышал, но у меня очень маленькие дети, поэтому я ещё не дошёл.

ВЛ: Очень просто, Дзен встроен в Яндекс.Браузер, который есть на всех популярных платформах. Дзен есть на главной странице Яндекса (и в десктопной версии, и в мобильной), в приложении Яндекса — где угодно. Можно просто зайти на сайт zen.yandex.ru.

АО: А почему вы назвали его Дзен?

ВЛ: Когда-то у Яндекса был такой замечательный сервис — дзен-поиск. Работал он следующим образом: ты туда приходил, там не было поисковой строки, ты нажимал на кнопку «Искать», и он выдавал результаты по случайному, но чьему-то реальному запросу.

Дзен в некотором смысле — и есть поиск без запроса. Приходит человек, и Дзен создаёт ленту интересных для него материалов. Запросом является сам пришедший человек. Только кнопку «Искать» не надо нажимать.

АО: То есть ещё больше всё упростилось. Красота! Даня, тебя каждый день по несколько раз должны спрашивать про твою причёску. Как твоя причёска связана с Яндекс.Дзеном?

ДТ: С каждой новой версией Дзена я меняю цвет волос.

АО: Сколько раз Даня уже сменил цвет волос?

ВЛ: Пару раз уже было.

ДТ: На самом деле, у нас даже иногда — у нас есть старые фотографии, где у меня белые волосы, — и пользователи платформы, у которых есть вопросы ко мне, когда видят старую фотографию, а я отвечаю на вопрос, они такие «Хэй, нам нужен с красными волосами! Подавайте его сюда!»

Как настроить Дзен? Без рептилоидов и свадьбы Баскова

АО: Как пользователь узнаёт о новых каналах? Как подключить и настроить себе Дзен по тематике?

ВЛ: По мере того как автор публикует материалы в свой канал, Дзен всё больше узнаёт о том, про что этот канал, и лучше может находить пользователей, которые интересуются этими темами. Соответственно, пользователь узнаёт о новых каналах, благодаря тому, что материалы с этих каналов прилетают ему в ленту. Если этот материал ему понравился, он может подписаться на канал, чтобы в дальнейшем таких материалов было больше. Или просто поставить лайк — отношения без обязательств :) Подписка серьёзно увеличивает количество материалов.

АО: По каким критериям изначально строится лента Дзена? Это же не история просмотров в браузере? Допустим, я никогда не захожу на сайты женского глянца, но теоретически я являюсь их целевой аудиторией по каким-то косвенным признакам, поэтому мой Дзен состоит из них.

ВЛ: Дзен использует много факторов, а данными, конечно же, является то, как человек себя ведёт в браузере. Именно поэтому встраивание Дзена в браузер органично.

Если вы не ходите по женским глянцевым сайтам, но, возможно, задаёте женские вопросы и ходите по женским не глянцевым сайтам или ещё как-то демонстрируете женское поведение, то Дзен может решить, что материалы из глянцевых сайтов могут быть вам интересны. И начнёт их вам предлагать.

Важно вот что: если Дзен мало о вас знает, первоначальная лента состоит из популярных и достаточно разнообразных материалов. И про бьюти, и про спорт, и про авомобили, и про компьютерные игры, и про свежие актуальные новости. А человек кликнет то, что ему интересно. И Дзен начнёт лучше понимать, что ему интересно. И если человеку не понравилось, он поставит дизлайк, а Дзен поймёт, что таких материалов больше не надо.

АО: А что там у Дзена под капотом? Как он понимает? Как устроена система понимания?

ВЛ: У Дзена под капотом наработки Яндекса в области искусственного интеллекта за примерно последние лет 15. Сложная машинерия.

АО: То есть там кто-то умный, но непонятно кто?

ВЛ: Там ЧТО-ТО. Там много серверов, которые анализируют все эти бесконечные объёмы данных.

АО: Мы и раньше говорили об искусственном интеллекте. И, в основном, все шутки связаны с тем, что по-русски это нельзя никак назвать. Magic box. Чёрный ящик, в который ты отдаёшь данные, и потом он тебе что-то возвращает.

ВЛ: Да, но мы стараемся из этого чёрного ящика вытащить ручечки, которыми пользователь мог бы как-то воздействовать на ящик. В частности, человек может явным образом подписаться на те или иные каналы или сайты. Это будет учтено в том, как формируется лента.

АО: Таких вопросов много: почему мне показываются всякую чушь типа рептилоидов и свадьбы Баскова? Почему алгоритм считает, что мне это интересно?

ВЛ: Очень сложно ответить на этот вопрос, не видя истории взаимодействия [пользователя с интернетом и Дзеном]

АО: Просто пока ты спишь, бабушка ходит по интернету…

ВЛ: Гипотеза: вы можете заходить на сайты про рептилоидов по долгу службы, несмотря на то, что вам это не интересно. Или могла сработать какая-то из эвристик, которые стараются разрывать «пузырь» привычных интересов, предлагая какие-то материалы на интересные темы — а материалы глянцевых изданий интересны много кому. Это попытка — возможно, неудачная. Если это так, главное — дать понять Дзену, что это попытка мимо, нажав дизлайк на таком материале, и их будет меньше.

ДТ: Дзен довольно круто обучается, и среди моих знакомых подобные вопросы задают только те, кто только открыли Дзен и ещё с ним не пообщались. Такое бывает. В будущем Дзен будет обучаться быстрее. Вот ты узнал о Дзене, открыл его и там вдруг почему-то оказался рептилоид, ты его закрыл. Но да, нужно, чтобы ты немного попробовал Дзен, и он станет гораздо умнее.

АО: То есть другими словами, вы говорите, что искусственный интеллект Дзена подстраивается под каждого пользователя.

ВЛ: Конечно. Дзен у каждого свой.

Как разбить информационный пузырь?

АО: Как вы разбиваете информационный пузырь? Что такое информационный пузырь и зачем его разбивать?

ВЛ: Есть замечательный рассказ на ted.com, где человек как раз рассказывает увлекательную историю о том, как разные алгоритмы создают вокруг человека информационный пузырь. Что это такое: это когда весь контент вокруг конкретного не очень большого круга интересов человека, и у него даже нет возможности за этот «пузырь» выглянуть, потому что всё вокруг него — про это.

ДТ: И даже не только интересов, но ещё и источников.

ВЛ: Интересов, источников — вот такая замкнутая история. Идея разрыва этого информационного пузыря как раз в том, чтобы показать человеку что-то вопреки его интересам. Может быть, алгоритм знает, что оно будет не так интересно, как то, привычное, но зато оно на другую тему. И это классно, потому что, может быть, в результате такого круг интересов человека расширится. Это важно.

АО: Это ещё одна монетка в копилку идеи восстания машин, потому что Дзен собирает данные о пользователях и он знает, как вели себя ещё тысячи человек, которые открывали этот материал.

Дизлайк против клика

АО: Что делать, если пользователь минусует новость, но всё равно на неё заходит? Допустим, это жёлтый провоцирующий заголовок: пользователь кликает, но сознательно минусует источник, не блокируя его, потому что хочет ограничить себя от подобного контента. На что Дзен реагирует сильнее?

ВЛ: Очень правильное поведение. Действительно, заголовок может быть достаточно кричащим, и пользователь кликает на него, вопреки своим интересам, НО если ему не нравится, он нажимает дизлайк.

И вес дизлайка — раз в 30 больше, чем вес клика. Поэтому в таких случаях система аннулирует клик для алгоритмов, а во-вторых, будет понимать, что таких материалов надо показывать поменьше.

АО: Не кажется ли вам, что пользователи воспринимают палец вверх и палец вниз по-старинке — как лайк и дизлайк? А не «хочу больше такого» или «не хочу это больше видеть». Возможно, стоит заменить соответствующими надписями? Мне кажется, это было бы полезно и для обучения ваших новых алгоритмов — меньше шума.

ВЛ: Очень правильный вопрос. Действительно, многие пользователи путают эти лайки и дизлайки с аналогичными функциями, например, Youtube. Или думают, что если я вот сейчас нажму на лайк, и все мои друзья из ВКонтакте про это узнают.

АО: Ну, в каком-нибудь Facebook’е это же ведь правда влияет.

ВЛ: Влияет, но самое главное, что когда ты в социальных сетях нажимаешь на лайк, у тебя сразу возникает социальное обязательство. Все твои друзья узнают, что на самом деле тебе интересно. В Дзене семантика другая: ты действительно хочешь больше такого или меньше такого, но не все пользователи, к сожалению, это понимают. Это огромная проблема для нас. Сейчас эти кнопки не очень хорошо работают, поэтому мы постоянно думаем над этой темой и проводим разные эксперименты.

ДТ: У нас есть просто внутри команды люди за разные символы.

ВЛ: Да-да, есть разные течения внутри команды Дзена! :)

ДТ: Маленькие секты внутри секты! «Мы хотим сердечки!»

АО: Была же ещё тема «айс», «не айс».

Кто пишет в Дзен?

АО: Хорошо. Есть ли на проекте уже успешные проекты? Давайте посвятим этому время.

ДТ: Мы каждый месяц о крутых авторах рассказываем. А ещё каждый день у нас в социальных сетях, в нашем сообществе и внутри самого Дзена есть так называемый «канал дня», где мы рассказываем о том, какие классные каналы у нас есть. Из тех, которые я сейчас назову, у нас есть очень крутой канал про автомобили — называется Manu — супер интересно, он делает такие туристические гиды автомобильные. На тематику автомобилей в разных странах. Вот в Британию поехал по всяким музеям автомобильным. Очень круто. Ещё есть «Дневник архитектора». Он внутри Дзена делает свой проект, который похож на телевизионное шоу «Квартирный вопрос».

ВЛ: Есть прекрасный канал Physħ, который ведёт сотрудник Академии Наук и который очень популярно рассказывает про крутые вещи из астрофизики. Я очень люблю эти материалы. Есть ребята, которые приходят с других платформ: например, у нас есть такой крутейший канал — мне прям страшно нравится — называется Newочём. Это паблик во ВКонтакте, они переводят на русский язык интересные материалы, которые [в оригинале] на разных других языках, и публикуют в паблике, а теперь стали делать это в Дзене. Дико классно и очень интересно.

ДТ: Классные каналы мы поддерживаем: у нас есть ежемесячная программа по спонсированию. Поэтому если вы что-то классное делаете, это ещё и способ вкладываться в свой контент.

ВЛ: Ещё интересная штука: в последнее время в Дзене стали появляться разные каналы с головоломками. Например, «найдите 10 отличий» или «переложите спички так, чтобы что-то», или «разгадайте ребус». Ну то есть это вот такой жанр утраченный — он из каких-то вот, я помню, советских журналов, когда-то был — я выписывал «Юный техник», что ли. Очень круто, что возникают новые для платформы форматы.

ДТ: Собственно, головоломка чем классная? Ты смотришь на карточку, у тебя там вопрос, заходишь — там ответ, например.

Где деньги?

АО: Как монетизируется Яндекс.Дзен и в чём бизнес-модель?

ВЛ: Всё очень просто: мы размещаем рекламу между карточками, делаем её тоже персонализированной.

АО: То есть Ламода будет меня и там догонять?

ВЛ: Ламода может тебя найти и в Дзене тоже — вот, смотри, ты же без ботинок!

АО: Да, действительно — мне нужны. Зачем вот ты это сказал? Мне кажется, что Дзен слушает и начнёт мне пропихивать!

ВЛ: Нет, Дзен не использует микрофон.

ДТ: Причём, это довольно справедливая система: Дзен монетизируется через объявления в ленте, но при этом средства с объявлений, которые есть в статьях авторов на Платформе, получают сами авторы, а не Дзен.

ВЛ: Да, это важная философия, которой мы придерживаемся. Есть реклама в ленте, и это деньги Дзена, потому что Дзен собрал эту ленту. А есть реклама на странице материала: не важно, на дзен-платформе или на сайте автора — это деньги автора, потому что он сделал этот материал.

АО: Когда статьи начнут индексироваться поиском Яндекса?

ВЛ: В течение нескольких месяцев.

АО: Как вы будете конкурировать с лентой рекомендаций от ВК? Как вы думаете, тот способ читать новости, который вы предлагаете, вытеснит все остальные?

ДТ: Привет, ВК!

ВЛ: На самом деле очень здорово, что социальные сети оценили мощь алгоритмов и осознали, что алгоритмы могут сделать ленту более интересной, чем рекомендации друзей. Это очень классно! Как мы будем конкурировать? Ну, слушайте, мы занимаемся алгоритмами искусственного интеллекта последние 15 лет. Мы запустили ленту рекомендаций, которая на этом основана, 2,5 года назад. У нас есть некоторая фора. Ну а вообще, конкуренция — это классно.

АО: А вам надо конкурировать?

ВЛ: Яндекс верит, что конкуренция — это классно. Ну, правда — когда конкуренции нет, жизнь замирает. Поэтому наличие Гугла в России — это очень здорово. Наличие рекомендаций от ВКонтакте — это тоже классно. Конкуренция — это хорошо.

ДТ: Круто, что ВК обратили внимание на авторов. То есть вот мы представили программу для авторов, и они тоже как-то начинают на них смотреть. И это классно — лучше становится всем, кто делает истории.

ВЛ: Конечно! Больше хороших авторов, больше интересных историй — лучше пользователю!

АО: Про конкуренцию была очень хорошая цитата. Однажды сотрудники [Яндекса] поругались: у одного была майка Гугла, а второй его за это гнобил, типа «Зачем ты в одежде врага ходишь?» На что Илья Сегалович сказал «Дружище, нет, если есть майка Гугла — носи. Чтобы мы видели и помнили о том, с кем мы боремся». Это было как раз время, когда шли ноздря в ноздрю и когда надо было сделать мощный рывок.

АО: Насколько реально подключить монетизацию?

ДТ: Очень просто. Кажется, что у нас интерфейс довольно простой, но тем не менее, если какие-то сложности возникнут, то пишите нам в сапорт.

ВЛ: Давай будем честными: сперва надо обрести какую-то популярность. Когда мы запускали платформу в мае этого года, у нас был порог: надо набрать 30 тысяч просмотров за 7 дней. После этого опция подключения монетизации становится доступна. Сейчас мы снизили этот порог до 10 тысяч — это, в общем, не сложно — 10 тысяч просмотров всего канала за 7 дней, после чего монетизация становится доступна, а это уже буквально несколько кликов.АО: То есть оно там появляется?

ДТ: Появляется прямо плашка «Вам доступна монетизация: выбирайте один из двух видов».

ВЛ: Дело в том, что некоторые авторы специально говорят «я не хочу рекламу в моих материалах» и не включают эту опцию.

АО: Да, это любимое развлечение — когда ты заходишь по ссылке «15 фотографий лучших домов, в которых классные туалеты», и у тебя каждая вторая картинка в посте — чья-то реклама.

ВЛ: У нас не так. У нас два рекламных блока может быть максимум, если материал большой. Если не очень большой, то один рекламный блок в конце материала, когда человек уже хочет переключиться. Вообще, для рекламы важно расставлять её в тех точках, где человек уже готов перейти на что-то другое.

АО: В связи с последними нововведениями в алгоритме ранжирования и определённому сужению сегментации аудитории не планируете ли снизить порог для старта монетизации?

ДТ: Я не очень понял про сужение сегментации аудитории, если честно. И в этот момент я всегда обращаюсь к Вите.

ВЛ: Я этот вопрос понимаю как комплимент, что алгоритм лучше научился определять узко тематические интересы человека — в этом смысле сегментация прямо такая глубокая. Теоретически, монетизацию можно было бы включить и раньше. Или вообще не делать никакого порога. Но надо сказать, что количество денег при небольшом показе будет маленьким, а потому — не очень существенным, с одной стороны. А с другой — это одно из средств в цепочке защиты от людей, которых мы называем «манимейкерами», которые массово регистрируют и пытаются на них что-то заработать, прежде чем их найдёт антиробот. Если можно вставить рекламные коды только через какое-то время, когда у тебя уже есть какая-то история, — это снижает аттрактивность для жуликов, а не создателей оригинальных историй.

ДТ: Я бы ещё хотел сказать, что мы проводили большое количество интервью с авторами. Очень часто они говорят, что заработок — это классный бонус для них. «Я хочу славы!» Самое главное для какого-нибудь видеоблогера — чтобы много людей смотрели.

ВЛ: Для рассказчика важны слушатели.

ДТ: Плюс знание о том, кто именно тебя читает. В этом смысле мы сейчас думаем ещё и об этом: как дать больше этой славы, ощущения, что тебя поняли, полюбили и прочитали. А монетизация естественно придёт вместе с популярностью.

АО: Ты понимаешь, в чём дело: общечеловеческая необходимость в принятии реализуется не только через интернет. По большому счёту помимо публикации классных статей надо быть хорошим другом, хорошим мужем, хорошим отцом. И это гораздо сложнее, чем писать интересные материалы.

ДТ: То есть ты сейчас предлагаешь какую-то «дорожную карту» Дзена до … какого года? :) 2200-го? :)

АО: Я сейчас говорю не про Дзен, а про людей, которые им пользуются.

АО: Мой канал направлен на военную тематику. Он понравился многим и перешагнул отметку в семь тысяч лайков и две тысячи подписчиков. В результате 2000 подписчиков отшивают, а тем, кто ворует новости — платят. По какому принципу выдаётся финансовая поддержка?

ДТ: Монетизацию может включить любой канал, который перешагнул порог в 10000 просмотров.

ВЛ: Мне кажется, речь про спонсорство.

ДТ: Если говорить про спонсорство, то у нас нет формата, когда мы кого-то отшиваем, в том смысле что мы постоянно выбираем новые каналы. Отвечая на этот вопрос: вам просто стоит подождать. Это история про выбор и большое количество интересных каналов.

Кликбейт, порно и копипаст

АО: Какие каналы вы баните и за что? Или, например, пессимизируете в показах.

ДТ: Какие каналы мы баним? Во-первых, мы делаем это даже не руками — это делают алгоритмы. Конечно, это каналы с порнографическим содержанием, со всем, что так или иначе нарушает законодательство. Кроме всего прочего, мы боремся с копипейстом, с воровством контента. Это то, что авторам оригинального контента очень важно: чтобы то, что они написали, потом не появилось на десяти тысячах площадок.

ВЛ: На самом деле есть ещё один жанр: в редакционных кругах он называется «кликбейт» или ловушка для кликов. Это нарочно вызывающий заголовок, который тебя принуждает кликнуть, который утаивает часть информации либо заведомо преувеличивает факт. Когда человек по такому заголовку кликает, он переходит в материал, а там ничего подобного нет — ожидания обмануты, люди расстраиваются. Такие материалы мы тоже распознаем и понижаем их ранжирование.

АО: Как? По ключевым словам? Как вы это делаете?

ВЛ: Есть много механик: это могут быть те или иные выражения в заголовках, это может быть пользовательская реакция (потому что такие материалы люди чаще дизлайкают и пропорции отличаются), это может быть по времени, которое человек проводит на странице — то есть факторов много.

АО: То есть если 50 человек сразу закрыли, то…

ВЛ: Зависит от того, сколько их туда зашло, поэтому 50 среди 50 тысяч — может и не много. Вся идея машинного обучения заключается в том, что надо сказать машине, что хорошо, а что плохо, а она сама поймёт, какие правила надо использовать для того, чтобы отличать хорошее от плохого.

ДТ: Ещё очень важно: это не какие-то правила в вакууме. Если пользователю плохо от того, что он зашёл в текст и увидел там что-то не то, это значит, что там что-то неправильно. Например, неправильный заголовок.

АО: Почему у кучи авторов снизили количество показов в ленте? Дело не в контенте — это наблюдается последнюю неделю очень у многих.

ДТ: Мы постоянно занимаемся тем, что улучшаем пользовательский опыт.

ВЛ: Это приводит к тому или иному перераспределению внимания среди каналов, что в целом ведёт к развитию экосистемы, нишевые паблишеры получают больше внимания, больше возможностей. Но всегда, когда у кого-то чего-то становится больше, у кого-то порой может стать меньше. То есть в целом экосистема растёт, поэтому это не игра с нулевой суммой, но когда меняешь алгоритм, у кого-то, бывает, становится меньше. И понятно, что жалуются те, у кого стало меньше.

ДТ: Я хочу сказать две важные вещи. Первое — раньше материалы с платформы можно было увидеть только с мобильных устройств. Несколько недель назад мы постепенно начали показывать это и на десктопе: в браузере, на главной странице Яндекса. Соответственно, очень много появилось новой аудитории. А второе — опять же, если человек спросил, явно ему не очень классно, от того, что у него стало меньше показов. Мы понимаем, что обо всём надо предупреждать и рассказывать, и мы делаем это всё больше и чаще, и надеюсь, что в следующий раз он не будет так расстроен и удивлён.

АО: Это ты так сейчас извиняешься за то, что вы что-то поменяли и его не предупредили?

ДТ: Я правда извиняюсь, потому что мне кажется, что предупреждать надо. В планах у нас уже есть рассказывать о каких-то обновлениях прямо в самой платформе, где ты пишешь свои статьи.

ВЛ: Ещё важно, чтобы платформа была предсказуема для авторов. Важно, чтобы когда ты делаешь что-то — люди вкладывают в канал свою душу — важно, чтобы был последовательный процесс роста, а если было много, стало мало, с этим надо разбираться. Мы надеемся, что сейчас такие случаи связаны с тем, что канал нарушал те или иные правила: например, злоупотреблял кликбейтом. Или много материалов уже существующих просто репостил. Такие материалы не создают ценности в платформе, они не создают новые истории. Если это так, мы считаем, что это [уменьшение показов] — нормально. Если это какой-то клёвый уникальный контент, то это печально, с этим надо разбираться.

Работа с каналом

АО: Есть ли смысл публиковать в Дзене авторский графический контент? Очень часто получается так, что авторы занимаются размещением картинок на своём канале и получают тысячи просмотров, в то время как другие получают лишь единицы.

ДТ: Да, имеет смысл, безусловно.

АО: А можно подтвердить своё авторство в Дзене? Вы знаете, кто постит просто картинки, а кто — свои фотографии?

ДТ: Если вообще говорить про работу с копипейстом, внутри платформы мы это научились очень хорошо отделять. Мы можем понять, какой из источников первым что-то запостил. Сейчас у нас в планах — отмасштабировать это на все источники в Дзене. Если говорить именно про графический контент, размещать, безусловно, стоит. Я могу сказать, что у нас недостаточно инструментов для таких постов просто. То есть мы и про галереи знаем, и про то, что изображения недостаточно большие — ну, что нужно человеку, который графический контент постит.

ВЛ: Тем не менее, на нашей платформе есть уже некоторое количество фотоблогеров, которые активно этим пользуются.

АО: То есть вы следите, если внутри Дзена кто-то перепощивает эти фотографии?

ВЛ: Да.

АО: Нужны рекомендации по повышению рейтинга канала. На какие кнопки и алгоритмы нужно давить, чтобы получить хоть какие-то прогнозируемые результаты. Каков оптимальный формат постов и частота публикаций?

ДТ: Самая важная штука, над которой мы думаем, — это как найти пользователю канал, который может понравиться? Понятно, что с изданиями ты уже более-менее знаешь: вот я люблю то, там, это… А автор — его зовут, например, Dixi669 — и он делает что-то очень классное. Найти его невозможно. Да, в ленту он может подмешаться, потом я могу подписаться, но хочется ещё какие-то инструменты дискавери, поиска. Мы сейчас про это думаем. В ближайшее время мы расскажем о том, как мы это будем делать, чтобы и автор понимал, как он до читателя может дойти (например, в Youtube в какой-то момент все стали делать яркие превью). В ближайшее время анонсируем какое-то количество инструментов для авторов.

ВЛ: Вместе с тем я хотел бы сказать про базовые правила: — во-первых, классно, когда ваш контент посвящён какой-то определённой теме; — хорошо, когда превью контента, та карточка, которую человек увидит в ленте, достаточно информативна и раскрывает всю ту прелесть, что содержится в материале (но помните про кликбейт — важно не переборщить).

ДТ: Секрет успеха любого блогера — это чёткость своей тематики, чёткость самопозиционирования, своего образа, который сразу находит аудиторию.

АО: Есть ли какие-то ограничения по выбору картинок, сопровождающих новости? Распространяются ли на них правила кликбейта и фактчекинга?

ДТ: Конечно, есть. Ведь у нас есть «computer vision» — способ … я правильно всё назвал?

ВЛ: Компьютерное зрение у нас и правда есть.

АО: У Дзена есть глаза, и это — компьютерное зрение.

ВЛ: У Дзена безусловно есть глаза, и если вы разместите какую-нибудь откровенную фотографию в качестве превью …

ДТ: Дзен закроет глаза :D

ВЛ: Да, «ок, как это прекрасно — я, пожалуй, оставлю это при себе» :) На самом же деле содержимое картинки должно соответствовать всем тем же правилам, что и тексты. Визуальный кликбейт тоже бывает.

АО: Когда уже будут доступны видео и нарративы в редакторе?

ДТ: Совсем скоро. Следите за обновлениями.

АО: Какое количество материалов стоит выкладывать в день? В какое время лучше выкладывать? Как долго показывать вышедший материал пользователям? Есть новости, которые устаревают на следующий день, а есть репортажи, которые актуальны в течение десяти лет.

ДТ: Десяти лет?

ВЛ: Вечно зелёный контент.

ДТ: Публикации, которые срочные, — это не то, что сейчас в Дзене сразу показывается. Нет пока такого инструментария свежести. У нас действительно довольно долго живут публикации. Поэтому нет времени, чтобы вот обязательно в девять часов запостить. Потому что, как мы уже говорили, наш «чёрный ящик» показывает публикации пользователю тогда, когда ему это интересно, когда он открыл ленту, когда звёзды сложились.

ВЛ: И материалы на разные темы могут иметь разное время использования. К сожалению, универсальных рецептов нет, потому что всё очень сильно зависит от канала, от того, насколько длинный ваш материал, насколько короткий, один-два-три материала в день, у кого-то это может быть и больше, кто-то неделю работает над материалом, но зато он такой классный …

АО: Это очень индивидуальный разговор. На самом деле первая половина вопроса очень похожа на SMM-инструкции. Когда я работал в маленьком СМИ, у нас была инструкция, сколько материалов в день, треть из них должны были быть развлекательными, три из них должны были быть по теме сегодняшнего дня, и нужно было сделать один материал, который бы обязательно репостнул кто-то из блогеров, потому что это дало бы трафик. У каждого СМИ, у каждого блогера есть такая инструкция, и здесь действительно здесь нужно индивидуально под ваш контент подбирать.

ДТ: Да. Но если всё же вернуться к первому пункту, то важна регулярность. Регулярность работает всегда.

ВЛ: Да, это важно. Период может быть разным, но сама регулярность важна.

Будущее, новости и сторителлинг

ОА: Как люди будут читать новости через 5-10 лет?

ДТ: Первое — не так важно, на чём они будут читать, они точно будут потреблять эту информацию откуда угодно – она будет не только вот на этом прямоугольном экране. И когда мы встречаемся с издателями, многие говорят, что раньше была такая мантра, что мы делаем mobile first или mobile only, что в первую очередь мы делаем только для мобильных устройств, потому что они захватывают мир.

А сейчас классные издатели говорят «мы делаем для всего». Потому что есть и большие экраны, и маленькие экраны, и AR, и VR, и мы делаем истории для всего.

Второе, мне кажется, важное — это такое громкое слово, которое постоянно в последнее время на всяких конференциях говорили — это storytelling. Технологии уже дошли до того, что мы переходим обратно к самому важному – к рассказыванию историй. И к тому, как все это соединить и сделать, чтобы интересно было. И тоже для этого делают много всего, и это не только про текст. Это если на сутки не затягивать рассказ.

ВЛ: Хочется немножко добавить. Ведь рассказывание интересных историй и слушание интересных историй — это очень древний-древний момент в жизни людей. Когда охотники забивали мамонта, они потом в пещерах рассказывали, как это было — это и есть тот самый сторителлинг. И вот эти интересные истории могут менять форматы — это может быть человеческий рассказ, наскальная живопись, заметка в газете, может быть персонаж, который что-то рассказывает. Но суть и главная компетенция тех, кто придумывает эти истории, проходит сквозь все эти форматы и во все века будет востребована.

ДТ: Самые классные авторы, самые классные издатели делают сразу много историй — они не останавливаются на одной истории, не просто тексты пишут. И это важно.

АО: Мы пришли к действительно философскому заключению, что мы вам дадим в следующие 10 лет ещё 50 инструментов, но это не значит, что вы должны перестать классно рассказывать.

ВЛ: Это — основное.

АО: И возвращаемся к авторам, получается. Что центр Дзена — это автор, а не алгоритм. Я могу себе позволить такое заявление?

ВЛ: Так и есть.

АО: Будут ли рубрики и теги на авторских каналах?

ДТ: Да, будут. Мы думаем о том, как это лучше сделать, но в каком-то виде это точно будет.

ВЛ: Я более того скажу: и рубрики, и теги есть внутри рекомендательных алгоритмов. Они просто не видны на страницах. Мы думаем, как сделать их представление на страницах лучше, и со временем они там появятся.

ДТ: Ну да, чтобы этим пользовались, конечно, и чтобы это было всем удобно.

АО: Дружит ли Алиса с Дзеном и когда Алиса подружится с Дзеном? Будет ли Алиса читать контент из Дзена?

ВЛ: Будет.

ДТ: Мы пока не познакомили прям вот так близко.

АО: «Алиса, это — окорок! Окорок, это — Алиса!»

ДТ: Да-да

ВЛ: Прямо вот так близко — нет. Но в сердцах Алисы и Дзена работают похожие технологии. В этом смысле их можно подружить.

ДТ: Представляешь, так про людей бы говорили? «В сердцах Алисы и Ивана работают похожие технологии…»

АО: Это новый текст для женщины, регистрирующей браки в ЗАГСе! «В Ваших сердцах работают одинаковые технологии!»

АО: Помните, несколько раз была анонсирована функциональность для вечно зелёного контента? Как обстоят дела сейчас? Есть ли какие-то способы продлить жизнь материалов? Иногда вкладываешь в материал столько времени, он отлично «выстреливает», набирает десятки тысяч просмотров, а потом — всё. Хотя актуальности для аудитории он не потерял.

ДТ: Несколько раз было анонсировано — это значит, что мы упорно этим занимаемся, и, конечно, с этим работаем, знаем, что такой контент должен существовать.

ВЛ: Безусловно. Тут просто есть ещё вот какое обстоятельство: дело в том, что платформ много, и каждого человека окружает медиа с разных платформ. Поэтому если показывать старый материал, то есть шанс, что человек его уже успел посмотреть. Не в Дзене — про то, посмотрел ли он в Дзене, мы точно знаем — но на каких-то других платформах. Поэтому есть вероятность «баяна». Поэтому история с вечно зелёным контентом — двоякая. Материал на платформе мог быть зарепощен ещё где-нибудь. Если мы знаем, что материал есть только на нашей платформе и нигде больше, то действительно в этом случае можно быть более-менее уверенным, что мы не «баяним». Мы правда работаем над эти, но это не такая простая задачка .

АО: То есть нужна галочка в настройках «Торжественно клянусь больше нигде не постить».

ВЛ: Хорошая мысль!

АО: Дарю!

ДТ: Это как раз часть большой истории: как сделать так, чтобы это реально работало, чтобы никто этим не злоупотреблял, чтобы это работало для пользователя.

АО: Разметка RSS ленты под Дзен для доменов в зоне .рф когда будет реализована?

ВЛ: Она уже реализована. И не только в зоне рф.

Напоследок

АО: Хорошо. Вот этот вопрос безотносительно даже того, что мы сейчас обсуждаем: учусь на математика в Бауманке, очень хочу в Яндекс на стажировку — как попасть? Как попасть в команду Дзена, расскажите?

ВЛ: Во-первых, спасибо за вопрос! :) Потому что команда Дзена активно расширяется, и нам, конечно же, нужны и талантливые разработчики, и специалисты в области data science, и дизайнеры. Говоря про стажировки: вообще, в Яндексе (не только в Дзене) есть такая большая программа летних стажировок. Если я не ошибаюсь, заявку на эту стажировку может подать абсолютно любой человек. Анкета есть на сайте — заполняйте, а дальше есть какой-то процесс отбора. Мы сотрудничаем с несколькими кафедрами ведущих ВУЗов, прям очень плотно: мы там ведём семинары, читаем лекции — есть такая кафедра в ВШЭ, в Физтехе точно, кажется, в МГУ тоже есть. В Бауманке, я не уверен, что есть такая опция…

АО: Но ты озвучил идею с возможностью стажировки через сайт.

ВЛ: Мы часто берём младших разработчиков, поэтому если вы на самом деле уже круты, то welcome.

АО: Ну да, если вдруг вы написали, а вам не ответили, то вы просто приходите во двор Яндекса — вы ребят уже в лицо запомнили — и говорите «а помните, когда вы разговаривали про Дзен, я написал про Бауманку — это я!»

АО: Последний вопрос — это о чём вы мечтаете? Потом будем прощаться.

ВЛ: Я мечтаю о том, чтобы людям было интересно.

ДТ: Я со своей стороны мечтаю (голова этим занята), чтобы мы классно сделали инструменты для сторителинга, о которых мы рассказывали. Чтобы людям было интересно создавать истории. Потому что созидание — это важная штука.

ВЛ: Больше инструментов для созидания!

АО: Прекрасно! Спасибо вам за беседу. Ребята, все, кто нас смотрел — вам всем привет! С вами были Даня Трабун, медиадиректор Дзена, Виктор Ламбурт, руководитель Дзена. Меня зовут Алексей Обровец. Увидимся?

ВЛ: Пока!

ДТ: (машет рукой)