114 072 subscribers

Как делать кликабельные заголовки для статей: опыт главного редактора Лайфхакера

13k full reads
25k story viewsUnique page visitors
13k read the story to the endThat's 53% of the total page views
7 minutes — average reading time
Как делать кликабельные заголовки для статей: опыт главного редактора Лайфхакера
Как делать кликабельные заголовки для статей: опыт главного редактора Лайфхакера

Ежедневно статьи Лайфхакера читает около миллиона человек. У портала 2,5 млн подписчиков в соцсетях и 34 млн просмотров страниц в месяц. Главный редактор издания Мария Верховцева поделилась опытом, как делать привлекательные заголовки для статей и какие приемы использовать, чтобы не потерять читателя.

Я считаю, что заголовок — это очень важно. Даже самый хороший контент не будет работать, если его плохо озаглавить.

Рассказывать, о чем статья

Заголовок должен сразу показывать, о чем пойдет речь в материале и для кого написана статья. Лайфхак: напишите обычное повествовательное предложение, передающее суть статьи, а затем отсеките от него лишние слова. Заголовок готов.

Хорошие примеры:

«Что такое „норэбан“ и почему это обожает вся Южная Корея». Сразу понятно: в статье расскажут, что это за явление. К тому же, мы добавили в заголовок перчинки («О, еще и в Корее все это обожают! Интересненько!»).

«Советы стилистов о том, как сохранить прическу под шапкой». Без изысков, зато с первого взгляда ясно, в чем польза статьи. А еще заголовок указывает на экспертное мнение — ведь стилисты лучше обычных людей разбираются, как сохранить прическу.

Плохие примеры:

«Выбирая ледобур». Из названия непонятно, о чем статья и зачем ее читать.

«Черчилль зря не скажет». Еще более непонятно.

«Как только приемная мама котенка стала заворачивать его в полотенце и ставить в положение „буррито“, он начал набирать вес». Длинно, сложно и бессмысленно.

Выносить в заголовок «изюминку»

Хороший заголовок — это квинтэссенция хорошей статьи. Поэтому постарайтесь найти главную и самую яркую особенность материала, а затем преподнесите ее в заголовке. Так вы привлечете внимание читателя.

«Как не замечать вони в метро и электричках». Мучительный вопрос, который всех волнует. Да еще и так жестко сформулирован!

Использовать слова «кто, что, где, когда, почему»

Это «классическая пятерка» журналистики. Вопросительные слова в заголовках повышают интерес читателя к контенту. А вот вопросительные предложения использовать не стоит: люди не любят, когда их начинают о чем-то расспрашивать уже в заголовке. Несколько удачных примеров:

● «Когда начнут штрафовать за превышение скорости на 10 км/час»

● «Что ели люди в эпоху Средневековья»

● «Почему русский язык так сложен для иностранцев»

Предлагать конкретику

Хороший заголовок сообщает нечто конкретное и тем самым экономит время читателя.

Нет: «Как увеличить число подписчиков»

Да: «Как увеличить число подписчиков на 120% за месяц»

Определенность привлекает людей.

Добавлять числа (но не злоупотреблять этим)

В заголовке отлично работают числа, потому что списки и подборки удобны и просты для восприятия. Самые удачные числа — 5, 7, 10 и 15.

● «15 обычных вещей, которые удивляют иностранцев в России»

● «7 фактов о татаро-монгольском иге»

Использовать вовлекающие фразы (с осторожностью)

Вы можете использовать вовлекающие фразы и словосочетания: «заставит вас…», «именно поэтому…», «причина этому...». Такие фразы работают, поскольку объясняют читателю, по какой причине статья должна его заинтересовать. Но осторожно: они обязательно должны нести смысловую нагрузку.

Изучать тематические исследования

Чтобы научиться создавать кликабельные заголовки, ищите и изучайте соответствующие исследования. Например, компания BuzzSumo проанализировала 100 млн заголовков статей в Фейсбуке и Твиттере, опубликованных в период с 1 марта по 10 мая 2017 года.

Согласно исследованию, хороший отклик у заголовков с фразами, вызывающими любопытство. Самая мощная фраза в заголовке — «заставит вас». Она содержит обещание, что после прочтения статьи человек изменит свою жизнь в лучшую сторону.

Вот примеры таких заголовков:

«24 фотографии, которые заставят вас чувствовать себя лучше в этом мире»

«6 суровых истин, которые сделают вас лучшими людьми»

«13 советов, которые помогут вам почувствовать себя счастливыми»

Но имейте ввиду, этот прием стали использовать слишком часто и не всегда уместно. Он часто применяется в заголовках, которые можно счесть кликбейтом.

Не беспокоиться о длине заголовка

Считается, что лучший заголовок — короткий. Но я уверена, что отталкиваться нужно от цели, а цель заголовка — привлечь читателя, «затащить» его внутрь материала. По моему опыту, длина заголовка не влияет на результат. Главное, чтобы по названию хотелось кликнуть.

Длинные заголовки оправданы там, где нужно сразу сообщить читателю важные нюансы материала, объяснить ему полезное действие или вызвать эмоцию:

«Что приготовить на завтрак, если каша и яичница надоели». Заголовок сообщает, что в статье не будет банальностей, а значит, ее стоит прочитать.

«Имбирно-лимонное варенье для укрепления иммунитета, которое не нужно варить». Понятно, о каком варенье говорим, при этом название уже вызывает аппетит. Заголовок указывает на пользу (укрепление иммунитета) и простоту (не нужно варить) — это важно для читателя.

«Как жить на полную? 10 советов от парня, который хотел покончить с собой, но передумал». Первая часть заголовка привлекательна, а вторая ее дополняет, вносит сумасшедшую интригу и вызывает эмоциональный отклик.

«Уловки систем резервирования: как покупать авиабилеты и бронировать отели дешевле». Вторая часть заголовка поясняет первую и дает полное представление о том, что будет в статье. К тому же, есть слово «уловки»: это хороший крючок для читателя.

Избегать сложных метафор и отсылок

Пишите проще. Заголовки, насыщенные метафорами, теряют в информативности. «Как я съел собаку», «Отказались от „Яблока“», «Лето красное пропели» — примеры бессмысленных заголовков, по которым не хочется кликать.

Избегать треш-кликбейта

Типичные кликбейт-фразы — «ШОК», «ты не поверишь», «до мурашек», «дальше случилось невероятное», «то, что произошло дальше», «вы не должны это делать, если не хотите», «никогда не догадаетесь, что», «только один из ста человек». Из них некоторые блогеры составляют такие заголовки:

● «Только 1 из 100 человек правильно держит бокал с вином. Проверьте себя»

● «В Брянске старушка испытала шок, придя на могилу мужа»

Это контент, который обманывает читателя, вводит в заблуждение. Люди не доверяют изданиям, использующим такие приемы. Яндекс.Дзен тоже не любит кликбейт и вычисляет его на основе трех показателей:

● Быстрый отказ. Читатель открывает статью, но почти сразу же закрывает. Скорее всего это означает, что он кликнул на привлекательный заголовок и не получил того, чего ожидал.

● Блокировки. Пользователи блокируют каналы, которые делают «материалы-обманки».

● Дизлайки. Чем их больше, тем реже материал попадает в ленту. Но дизлайки важны только в совокупности с другими показателями.

Правильно использовать вовлекающие механики

Да, вокруг всё еще много статей с треш-заголовками. Чтобы продвинуть на их фоне хороший контент, надо искать компромисс между информативностью и привлекательностью. При умеренном использовании вовлекающие приемы неплохо работают, не вызывая негатива у читателей и не вводя их в заблуждение. Но действовать надо с умом.

Уважайте читателя:

Нет: «Как выбрать телевизор, за который не будет стыдно перед соседом: инструкция для тупеньких»

Да: «Как выбрать телевизор: всё, о чем обычно молчат в магазинах»

Указывайте на полезное действие:

Нет: «7 самых классных фильмов о преодолении жизненных трудностей»

Да: «7 фильмов, которые помогут справиться с жизненными трудностями»

Пишите просто:

Нет: «Этот способ поможет познакомиться с самыми крутыми СЕО, даже если вы не любите нетворкинг»

Да: «Как легко заводить деловые знакомства»

Не перегружайте заголовок лишними деталями:

Нет: «Суперпростые советы по настройке монитора, уходу за глазами и гимнастике для сохранения прекрасного зрения»

Да: «Как снизить нагрузку на глаза, если вы постоянно работаете за компьютером»

Кликбейт  —  лишь повод кликнуть по заголовку. Читать будут то, что действительно интересно и полезно. Если вы решили все-таки использовать громкие заголовки, помните, что качество вашего контента должно быть соответствующе высоким.