Как понять, кто читает ваш блог: краткий гид по статистике Дзена и Яндекс.Метрике

30 May 2019
9,6k full reads
3 min.
20k story viewsUnique page visitors
9,6k read the story to the endThat's 48% of the total page views
3 minutes — average reading time
Иллюстрация Сони Коршенбойм
Иллюстрация Сони Коршенбойм
Иллюстрация Сони Коршенбойм

Некоторые статистические инструменты встроены в Дзен изначально: просмотры и дочитывания, например, видно без дополнительных сервисов даже в чужих материалах. Есть, однако, и другие метрики, которые помогут вам понять свою аудиторию и ее активность. В их описании нам помог разобраться менеджер службы поддержки Дзена Николай Муравьев.

Зачем нужна аналитика

В каждом своем посте блогер так или иначе обращается к читателям. Чтобы лучше понимать, кто они такие и как к ним лучше подойти, нужно следить за статистическими метриками блога. С помощью инструментов, о которых я сейчас расскажу, можно узнать многое о вашей аудитории:

✔️сколько человек вас читает;

✔️в какое время суток активней просматривают ваши посты;

✔️как часто дочитывают ваши тексты до конца;

✔️где живут ваши читатели;

✔️с каких устройств читают;

✔️из каких соцсетей приходят;

✔️по каким поисковым запросам находят ваш канал.

Яндекс.Метрика — один из самых полезных инструментов для анализа вашей аудитории. Создать счетчик Метрики можно здесь, а подключить к Дзену — здесь. Оба сервиса разработаны Яндексом, поэтому проблем с интеграцией нет, они уже адаптированы друг к другу.

Основная цель Метрики — собирать и показывать информацию о ваших читателях и их действиях. Конечно, вам не будут раскрывать личные данные, но вы сможете получить таблицы и графики, составленные по действиям посетителей вашего блога и охватывающие самые разные сферы.

При этом многие вещи можно узнать и без Метрики и других дополнительных сервисов: встроенная статистика Дзена расскажет вам о показателях успешности ваших постов, которые мы сейчас рассмотрим.

Ключевые понятия

Показы отображают охват — количество появлений вашего материала в ленте. Увеличить показы можно с помощью хайповых тем и актуальных новостей. Но делать это надо аккуратно. Если в своем канале вы рассказываете о программировании, не стоит писать о скандалах в мире шоу-бизнеса, чтобы привлечь читателей. Обратите внимание на тренды, которые имеют что-то общее с темой вашего блога. Если вы физик или конструктор, а в трендах новость об авиакатастрофе, можно написать что-то об устройстве самолета, даже не касаясь напрямую произошедшего. При наличии крупного информационного повода из этой сферы такой пост заинтересует читателей сильнее, чем без него.

График показов никогда не бывает равномерным: в начале наблюдается скачок, обусловленный активностью ядра вашей аудитории — людей, которые подписаны на канал и читают его регулярно. Дело в том, что именно им алгоритм Дзена в первую очередь показывает ваш пост. А еще пользователям, похожим на «портрет» ваших постоянных читателей, и тем, чьи интересы связаны с темой вашего текста. Это дает каналу возможность расти и выражается в больших скачках на графике.

Скачки на графике охвата
Скачки на графике охвата
Скачки на графике охвата

Клики показывают, сколько раз ваш пост открыли. Неважно, пришел читатель из ленты Дзена, из поисковика или по ссылке в соцсети — клик будет учтен. Но это не гарантирует, что посетитель действительно прочтёт ваш материал.

CTR (Click-Through Rate) — отношение кликов к числу показов. Эта метрика показывает, насколько успешно ваш материал привлекает внимание, какой процент людей открывает его.

Чтобы получать больше кликов, стоит работать над оформлением карточки и заголовком: они формируют у читателя первое впечатление. Название поста должно быть интересным, но непохожим на кликбейт. Иллюстрации делают любой текст привлекательнее, при этом лучше использовать собственные фотографии или графику, а не картинки из интернета.

Все эти показатели, конечно, зависят не только от качества вашего блога, но и от работы алгоритма Дзена и того окружения, в которое попадают ваши посты.

Процент дочитываний показывает, насколько хорошо ваш материал удерживает внимание читателя; это уже не те, кто просто кликнул на ваш пост, а прочитавшие его целиком. Процент дочитываний не может и не должен равняться 100 %, но нужно стремиться к максимуму.

Если ваши посты мало кто читает до конца, стоит задуматься. Возможно, вы пишете слишком большие материалы: не все готовы читать огромное полотно текста, тем более без иллюстраций. Может быть, заголовки обещают что-то интересное, а в текстах читатель этого не находит. Еще одна возможная причина — слишком много ссылок. Если вы постоянно ссылаетесь на другие посты и ресурсы, логично предположить, что кто-то нажмет на эти ссылки и потом уже не вернется к вашему посту. Не нужно отказываться от них совсем, ссылки, подтверждающие или раскрывающие ваши утверждения, могут быть уместны и полезны. Просто не стоит перегружать ими текст до такой степени, что он становится похож на каталог.

Лайки тоже показывают качество вашего материала, но не нужно отчаиваться, если на первых порах их мало: лайк ставит не каждый довольный читатель.

То же самое относится и к подпискам: иметь много подписчиков хорошо, но не панацея. Десять живых людей, которые регулярно читают вас, пусть и не подписаны, очевидно лучше для вашего блога, чем сто «накрученных» подписчиков-ботов. Алгоритм Дзена показывает ваш пост людям, чьи интересы похожи на интересы ваших подписчиков. Если «накрутить» подписчиков, велика вероятность, что ваш пост будут показывать не его целевой аудитории, а аккаунтам с другими интересами или вообще без них.

Изменение показателей со временем

Все эти показатели «скачут» в течение дня, недели, года и любого другого промежутка времени. У каждого такого периода своя специфика. Так, например, летом активность в блогах немного меньше, потому что многие читатели уезжают в отпуск и проводят меньше времени в интернете. То же касается ночных часов и выходных. Есть свои особенности и у понедельника и пятницы. Изучая статистику, следует об этом помнить и рассматривать каждый день, месяц и так далее отдельно: этот четверг стоит сравнивать с прошлым четвергом, но не с понедельником или воскресеньем.

На выходных вас читают чуть меньше
На выходных вас читают чуть меньше
На выходных вас читают чуть меньше

Чем меньше ваша аудитория, тем больше будут скачки на всех графиках. Этого не надо бояться, ровных линий не бывает даже у самых популярных авторов. Пилообразная структура графика может запутать.

Чтобы получить усредненную версию статистики, дающую более ясное представление об активности читателей, можно переключиться с дневного режима просмотра на недельный или месячный. Если смотреть конкретные дни, то скачки, связанные со временем суток и актуальными новостями, затмят общие тренды, и вам будет трудно их заметить. При отдалении эти детали сглаживаются, получается более цельная и осмысленная картина.

За данными по охвату и дочитываниям стоит идти в статистический модуль Дзена, а строить графики посещаемости, сравнивать разные периоды и смотреть социологическую статистику можно в Яндекс.Метрике. Изучая посещаемость с помощью Метрики, нужно понимать, что клики могут приходить из разных мест: не только из ленты Дзена, но и по ссылкам в социальных сетях, на сторонних сайтах и в выдаче поисковиков. Чтобы отсортировать клики из Дзена, нужно искать переходы с рефереров zen.yandex.ru, m.zen.yandex.ru и zen.yandex.com.

И дочитывания с лайками, и графики, и «социология» помогут вам лучше понять свою аудиторию и работать с ней, адаптируя свои посты под ее интересы и возможности. Впрочем, никакие метрики не заменяет живого общения и качественного контента. Активные разговоры с читателями в комментариях — важная часть рутины успешного блогера, но еще важнее регулярно публиковать интересные и оригинальные материалы.

Полностью запись майского Дзен-понедельника смотрите ТУТ

Читайте также: