Как вести себя перед камерой: советы актера и тренера по ораторскому мастерству

21 January 2020
9,3k full reads
2,5 min.
14k story viewsUnique page visitors
9,3k read the story to the endThat's 63% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
Сергей Васильев. Иллюстрации Светы Овчинниковой
Сергей Васильев. Иллюстрации Светы Овчинниковой

Вы решили рассказать о чем-то интересном, важном или смешном на камеру, чтобы затем выложить запись в своем канале. Куда смотреть, куда девать руки? Как контролировать тревожность? И нужно ли заучивать текст или лучше импровизировать? Об этом мы поговорили с преподавателем ораторского искусства и раскрепощения, актером и режиссером Электротеатра Станиславский Сергеем Васильевым.

Текст

Пишите. Письменная речь развивает устную. Если хотите научить мозг импровизировать и быстро генерировать нужный текст, каждый день пишите посты, комментарии — что угодно.

Не заучивайте текст. Вместо этого лучше подготовить майндмэп (наглядную схему) выступления с четкой структурой и козырями: яркими примерами, фактами, образами.

Хорошо разбирайтесь в предмете речи. Чтобы импровизировать, вы должны знать гораздо больше того, что войдет в хронометраж. Если собираетесь записать пятиминутное видео, то информации у вас должно быть минимум на пятнадцать минут.

Проработайте начало и финал выступления: они должны быть максимально яркими. Начните с чего-то нестандартного, а в финале не констатируйте то, о чем уже рассказали.

Старайтесь шутить спонтанно, если чувство юмора от природы вам не чуждо. Шутки работают, когда идут от сердца.

Речь

Тренируйте дикцию, чтобы четко выговаривать звуки. Актерские артикуляционные упражнения — это физкультура для мышц губ, языка, гортани, тренируйте их силу и координацию. Стать самому себе логопедом вам помогут скороговорки и сложные сочетания звуков из курса сценической речи (например, КПТКИ, КПТКЭ, КПТКУ).

Раскрывайте голос. Люди пользуются ресурсами своего голоса на 15–20 % — просто не знают, как это делать. Совет простой: занимайтесь с профессионалом. Петь в душе и кричать в лесу бесполезно: если человек не использует свои возможности правильно, то будет перенапрягать артикуляционный аппарат и повредит его.

Воспитывайте в себе интонационную культуру, развивайте логику речи. Если не использовать интонационные ударения и паузы, важная информация теряется в потоке. Слушайте аудиокниги в прочтении хороших актеров, например Вячеслава Герасимова и Евгения Терновского.

Как вести себя перед камерой: советы актера и тренера по ораторскому мастерству

Руки

Следите за жестами. Руки должны быть дополнительным инструментом интонирования и работать в синхроне с речью. Если вы выступаете в «Олимпийском», жесты должны быть широкими; если записываете видео на камеру, то наоборот.

Определите рабочую область рук. Идеально, если нижней границей будет пупок, верхней — центр груди. Обращайте внимание на крупность плана: если вы в кадре по середину бедра, то и руки займут больше места, чем если бы вас было видно по пояс.

Соблюдайте баланс между статикой и движением. Постоянно махать руками так же плохо, как и быть всегда статичным. Когда блогеры машут руками перед камерой, делая это специально и неестественно, — это только раздражает зрителя. Акцентируйте движением руки только самое важное.

Расслабьте руки. У непрофессиональных ораторов кисть руки будто прирастает к предплечью, а пальцы становятся жесткими как проволока. Кисть должна быть мягкой, текучей. Представляйте, что руки держат что-то мягкое и приятное.

Не копируйте движения популярных блогеров. Прислушивайтесь к общим законам — например, что жесты должны быть открытыми, но ищите свой стиль, думайте о том, как быть собой. Шаблоны распространяются с такой скоростью, что самое важное умение сегодня — держаться от них в стороне.

Как вести себя перед камерой: советы актера и тренера по ораторскому мастерству

Взгляд

Придумайте собеседника, который как будто бы стоит позади камеры, и разговаривайте с ним. Ни в коем случае не говорите напрямую с маленькой черной дыркой — она имеет свойство пугать. Учитесь переносить свое внимание на дистанцию. С образами специально заморачиваться не стоит: ассоциативное мышление у всех устроено по-разному. Важно концентрироваться на некой зоне пространства, которая далека от вас, и чувствовать с ней контакт.

Психологические установки

Управляйте стрессом. Успешно выступать на сцене или записывать видеоблог вы сможете, если научитесь настраиваться. Справиться со стрессом помогает глубокое дыхание животом и телесная осознанность — умение отслеживать зажимы и блоки. В области шеи, челюсти и горла находится мощнейший генератор зажимов, который в ситуации повышенного стресса блокирует челюсть и свободное раскрытие гортани. Это сильно мешает звуку и влияет на состояние всего тела.

Отдавайте безвозмездно, а не ждите, когда вас оценят. Обычно мы обращаемся к зрителям в позиции просителя и ждем одобрения. Подумайте не о том, что вы хотите получить от аудитории, а о том, что вы хотите ей дать. Позиция дающего — сильная позиция. Можно представить, что вы уже выступили и получили восторженные комментарии, — это поможет сосредоточиться на процессе, а не на жажде одобрения.

Представляйте зрителей своими друзьями. Страх контакта рождается из привычки ограждать свою территорию и допускать на нее только близких людей. Подумайте о том, что биологически между людьми, которых вы не боитесь, и теми, кого вы бессознательно опасаетесь (ваша аудитория, покупатели, партнеры, руководители), нет никакой разницы. Они все могут стать вашими друзьями на десять минут выступления, если вы на это настроитесь.

Подготовила Саша Новикова