Команда Дзена отвечает на вопросы владельцев сайтов об изменении алгоритма рекомендаций

16.03.2018

В начале февраля мы объявили, что Дзен меняет алгоритм рекомендации материалов и теперь учитывает долю собственной аудитории сайтов. Кроме того, мы стали учитывать, не перегружен ли сайт навязчивой и раздражающей пользователей рекламой.

На этой неделе мы внедрили очередные изменения, направленные на улучшение качества публикаций в Дзене. Владельцы сайтов с небольшой долей собственной аудитории, а также зарекламленные сайты, могут наблюдать снижение трафика из Дзена. Теперь эти факторы будут влиять на рекомендации сайтов на постоянной основе.

Мы получаем много вопросов от владельцев сайтов, вот ответы на самые популярные:

Изменения в алгоритмах касаются только сайтов? А что с каналами в Дзене?

Изменения касаются только сайтов. С каналами в Дзене все хорошо. В частности, у них в целом нет проблемы навязчивой всплывающей рекламы.

Что такое собственная аудитория сайта?

Собственная аудитория — это те пользователи, которые приходят на сайт сами, а не по рекламным объявлениям, из социальных сетей или из Дзена. Такие читатели обычно не уходят с сайта быстро, а проводят на нем некоторое время, читая разные материалы. В целом процент «отказов» — очень хороший сигнал нашим алгоритмам о качестве сайта и заинтересованности аудитории в нём.

Как рассчитывается доля собственной аудитории?

У Яндекса много способов определить аудиторию сайта. Например, мы изучаем, на какие сайты заходят пользователи Яндекс.Браузера, а также анализируем поисковые запросы (как часто они ищут ваш сайт в поисковых системах).

Считается ли переход из поиска на сайт «собственной аудиторией»?

Да, считается.

Если у сайта почти нет своей аудитории, это означает полный бан в Дзене?

Нет, всё не так однозначно. Своя аудитория – лишь один из факторов, который учитывается при рекомендации материалов сайта. В целом можно сказать, что чем больше у сайта собственная аудитория, тем охотнее алгоритм будет рекомендовать его материалы пользователям.

Что значит навязчивая реклама?

Реклама, которая мешает пользователю ознакомиться с контентом: перекрывает контент, занимает слишком большую долю площади сайта и т.п. См. рекомендации IAB Russia.

Плохая реклама обычно приводит к быстрому уходу пользователей. Это само по себе влияет на сокращение показов материалов, а также в целом влияет на репутацию Дзена, поэтому мы стали использовать это как дополнительный фактор.

Откуда тогда вообще молодое медиа может привлечь аудиторию? Раз так, оно точно проиграет большим сайтам.

Если вы запускаете сегодня новое медиа, то у вас есть два сценария:

1) запускать медиа сразу на разных платформах, включая Дзен, соцсети и мессенджеры, и вообще не тратить время на сайт;

2) запускать медиа на разных платформах и, кроме того, ещё открыть сайт, и планомерно заниматься наращиванием его лояльной аудитории.

Третьего сценария – обойтись лишь сайтом – в 2018 году, кажется, не существует.

Есть немало молодых медиа, которые работают исключительно на платформах, привлекают немалую аудиторию и подчас обходят «большие сайты».

Мы всё исправили! Что нужно сделать, чтобы трафик c Дзена начал восстанавливаться?

Система регулярно анализирует как органический трафик, так и степень зарекламленности сайтов. В случае, если сайт развивается и его собственная аудитория растет, и при этом нет навязчивой рекламы, спама и т.п. злоупотреблений, трафик будет восстанавливаться.

Какая минимальная своя аудитория необходима, чтобы сайт получал хороший трафик из Дзена?

Строгих порогов нет, речь идет об относительной доле. У крупных сайтов это одно значение, у маленьких – другое. Кроме того, это зависит от времени: аудитория сайтов может меняться, эти изменения учитываются, доля автоматически пересчитывается.

Я специально сделал сайт для Дзена, как же так???!!!

Главная задача Дзена – рекомендовать пользователям интересный, качественный и удобный для прочтения контент, а не служить инструментом получения трафика и оптимизации сайтов.

Все детали учёта зарекламленности и собственной аудитории сайта описаны в помощи по нашему сервису.