Лауреат «Золотой Маски» Дмитрий Данилов: «Можно писать, о чем хочешь и как хочешь»

8 July
На коллаже Дмитрий Данилов. Иллюстрации Светы Овчинниковой
На коллаже Дмитрий Данилов. Иллюстрации Светы Овчинниковой

Поэт и прозаик Дмитрий Данилов в 47 лет написал свою первую пьесу, а вскоре получил за нее премию «Золотая маска». Сегодня пьесы Данилова ставят в самых популярных московских театрах. Мы поговорили с драматургом о его творческом пути и о том, как пишущему блогеру попробовать себя в новом качестве: написать современную пьесу и привлечь внимание театрального сообщества.

Первая пьеса

На написание пьес меня вдохновил пример моих давних друзей Андрея Родионова и Кати Троепольской, которые буквально на моих глазах стали известными драматургами. Они приглашали меня на свои премьеры, и я, будучи совершенно не театральным человеком, увидел, что современный театр — это очень интересный мир. Захотелось тоже написать что-то для театра. И я стал придумывать сюжет моей первой пьесы.

Однажды, читая новостную ленту, я увидел заголовок, сообщавший, что какого-то человека задержала полиция и подвергла странному допросу. В ходе этого допроса ему задавали какие-то необычные вопросы. Я подумал, что необычный допрос в полиции может стать основой для сюжета пьесы.

Я очень долго придумывал этот сюжет. Сначала возникла идея перевернуть образ полицейского. Мы обычно представляем их грубыми, агрессивными, невежественными людьми. Мне захотелось поиграть с этим образом. Я придумал полицейских-интеллектуалов, которые проверяли бы не документы, а кругозор, культурную осведомленность задержанного человека. Постепенно в голове выстраивались отдельные сцены, диалоги. Я придумывал эту пьесу, наверное, года три. А написал ровно за месяц, осенью 2016 года. Назвал ее «Человек из Подольска».

Путь к театру

На момент написания пьесы у меня не было никаких знакомых в театре, кроме Андрея и Кати. В литературном мире я был известен, а в театральном — абсолютно нет. Эти два мира, как оказалось, не очень пересекаются. И я пошел самым простым путем: погуглил драматургические конкурсы и выяснил, что прямо сейчас идет прием пьес на конкурс «Ремарка». Отправил туда свою пьесу и стал ждать. В итоге «Человек из Подольска» оказался в числе победителей конкурса, занял второе место. Я ездил на финальные читки пьес-победителей в Казань, познакомился там с критиками Павлом Рудневым и Кристиной Матвиенко, драматургами Михаилом Дурненковым, Юлией Поспеловой и Константином Стешиком, режиссером Олегом Липовецким — это было для меня первым знакомством, вхождением в театральный мир.

И еще мне очень повезло, что моей пьесой заинтересовался худрук Театра.doc Михаил Угаров, который уже, к сожалению, ушел от нас. Михаил Юрьевич поставил в Доке прекрасный спектакль, о нем сразу заговорили, была хорошая пресса. Это было в 2017 году. А на следующий год я получил за эту пьесу премию «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа драматурга». У меня к тому времени было написано еще две пьесы, пошли постановки в разных городах России и за рубежом. Можно сказать, театр окончательно принял меня в свои объятия, за что я ему очень благодарен.

Участвуйте в конкурсах

Я призываю всех молодых драматургов участвовать в театральных конкурсах и фестивалях. Рассылать свои пьесы по театрам, на мой взгляд, бессмысленно: их там не читают.

В России есть несколько хороших драматургических конкурсов, в жюри которых входят крупные театральные профессионалы. Если кому-то из них понравится ваша пьеса, это может быть для вас очень полезным. Присылайте свои тексты на «Любимовку», «Ремарку», «Евразию», «Действующие лица», «Первую читку», «Исходное событие — XXI век», «Авторскую сцену».

Читайте шорт-листы...

Если вы хотите сориентироваться в современной российской драматургии, читайте шорт-листы главных драматургических конкурсов. Они обычно вывешиваются в открытом доступе. Для начала прочитайте шорт-листы «Ремарки» и «Любимовки» за последние пару лет. Читайте просто подряд, запоминайте имена, узнавайте больше о тех, кто понравился.

...И тематические журналы

Я сам только недавно начал писать пьесы, поэтому много советов дать не могу. Мне кажется, начинающему драматургу стоит регулярно посещать Театр.doc, Центр Мейерхольда, театр «Практика» и, конечно, другие театры, но вот эти три — прямо обязательно. Очень советую читать ведущие театральные журналы:

✔️ «Театр» — журнал с очень богатой историей, издается с 1937 года;

✔️ «Современная драматургия»;

✔️ «Петербургский театральный журнал» — один из главных ресурсов квалифицированной театральной критики.

Из театральных критиков я настоятельно рекомендую читать Марину Дмитриевскую, Павла Руднева, Марину Давыдову, Веру Сердечную, Антона Хитрова.

Наблюдайте и экспериментируйте

В драматургии есть, конечно, свои законы, выработанные тысячелетиями. Их надо знать, но они, я бы сказал, не обязательны к исполнению. Современный театр — это во многом сфера неопределенности и экспериментов. Можно писать, о чем хочешь и как хочешь. Если нарушить какой-то из законов драматургии, ничего страшного, наверное, не случится. Может получиться только интереснее (а может и не получиться).

Например, успех пьесы «Человек из Подольска» лично я объясняю тем, что в ней не представлено определенной морали, идеологии, я не навязываю читателю свои взгляды. Текст можно интерпретировать по-разному. Множественность трактовок привела к тому, что каждый увидел в пьесе что-то свое.

Мне кажется, стоит наблюдать за современностью, писать о знакомых людях, знакомом времени. Кроме того, вам должно нравиться сочинять. Художественное письмо — одно из самых интересных занятий в мире.

Думайте о том, как ваша пьеса будет выглядеть на сцене

Пьеса — это самостоятельное, законченное художественное произведение. Даже без театральной постановки это уже факт литературы. Но мне кажется, при написании пьесы имеет смысл думать о том, насколько этот замысел может быть воплощен на сцене. Все-таки полноценная реализация пьесы — это ее постановка в театре, а не существование в виде текста. Поэтому стоит думать о театре. Если у вас на сцене одновременно должны присутствовать 30 актеров или ваш замысел требует огромных и сложных декораций, шансы на постановку будут очень невелики.

Кино или театр?

Киносценарии писать сложнее, чем театральные пьесы. В кино очень важна ремесленная составляющая, там есть множество правил и принципов.

Сценарная работа подразумевает владение многими приемами, в то время как театральная драматургия намного свободнее. Пьеса может быть какой угодно. Несколько лет назад фестиваль «Любимовка» проводил конкурс на пьесу из семи слов, включая заголовок. Сложно себе представить сценарий фильма из семи слов. Хотя, наверное, и такое бывает.

Подготовил Глеб Кузьминский

Читайте также:

Сценарист и автор Дзена Александр Молчанов: «Не бойтесь показывать свои слабости — это вызывает доверие»