Новый руководитель блогерской платформы Яндекс.Дзена Ринат Низамов: «Сегодня Дзен обеспечивает работой десятки тысяч людей»

4k full reads
5,4k story viewsUnique page visitors
4k read the story to the endThat's 74% of the total page views
3 minutes — average reading time
Ринат Низамов, иллюстрации Марии Соколковой
Ринат Низамов, иллюстрации Марии Соколковой
Ринат Низамов, иллюстрации Марии Соколковой

За качество контента и выплаты блогерам в Дзене теперь отвечает Ринат Низамов — опытный медиаменеджер, перед которым стоит задача сделать платформу еще интереснее для аудитории и удобнее для блогеров. Мы поговорили с Ринатом о грядущих изменениях и о том, как будет развиваться Дзен.

Ринат о своем профессиональном опыте

Я в медиа уже больше 15 лет. Был журналистом и редактором в издательском доме «Комсомольская правда», работал продюсером в программе «Профессия репортер» на НТВ, а после этого восемь лет — в холдинге Hearst Shkulev Media. Сначала был редакционным директором Е1.ru — самого большого по посещаемости городского портала в стране, а затем возглавил Сеть городских порталов, в которую входил E1.ru.

О приходе в Дзен

Александр Соболь, который несколько лет руководил платформой в Дзене, старался быть в тесном контакте с блогерами. Он с командой разработал и запустил многоуровневую модерацию, усовершенствовал правила платформы, создал продюсерский центр и организовал скаутинг блогеров. При нем контент стал гораздо ярче. Сейчас Саша принял решение перейти в новый, растущий и важный для Яндекса проект и передал Дзен в мои руки.

Предложение присоединиться к команде Дзена подкупило меня тем, что я смогу принять участие в чем-то грандиозном и масштабном — таким я вижу строительство Дзена как платформы для российских блогеров. Надеюсь, мой опыт работы с авторами, помноженный на знания технологической команды Дзена и дистрибуцию в Яндексе, позволит сделать нашу платформу одной из главных контентных площадок России. Мы соревнуемся с крупнейшими мировыми платформами и постараемся создать самые комфортные и выгодные условия для блогеров. Это смелое заявление, но я и команда приложим к этому все наши усилия и ресурсы.

О задачах платформы

Дзен — это платформа с отзывчивыми и открытыми авторами, с которыми наша команда любит встречаться на Дзен-понедельниках и Дзен-пятницах, обсуждать острые вопросы, волнующие и блогеров, и их аудиторию. Это важно для развития экосреды всей платформы. Мы совершенствуем эту коммуникацию — нас ждут новые форматы встреч с блогерами, как в онлайне, так и офлайн. Мы выделяем больше ресурсов и людей для того, чтобы чаще получать драгоценную обратную связь от тех, кто создает контент.

За труд блогеров и качественный контент нужно платить. Монетизация контента в Дзене растет ежегодно, и в 2021 году общая сумма всех выплат сравнится с годовым бюджетом нескольких крупных городов России. Фактически Дзен сегодня обеспечивает работой десятки тысяч людей. И если мы сделаем еще более понятную программу мотивации авторов, это позволит нам привлечь больше классных и талантливых блогеров. Уже сейчас мы вводим разные системы мотивации для разных типов контента — например, для коротких видео и постов. Мы понимаем, что есть контент, на создание которого блогеры тратят больше своего времени, к примеру, на длинные видео. Мы хотим сделать так, чтобы блогеры могли как минимум окупить свои затраты на создание контента, а также неплохо заработать.

Новый руководитель блогерской платформы Яндекс.Дзена Ринат Низамов: «Сегодня Дзен обеспечивает работой десятки тысяч людей»

О видеоконтенте

Еще недавно Дзен воспринимался как текстовая платформа. Но уже сейчас 52 % пользовательского внимания у нас уделяется видео. И, судя по интересам аудитории, эта доля будет только расти. Сегодня можно сказать, что Дзен — платформа видео-first.

Всего три месяца назад мы запустили формат коротких видео, и к нам пришло много ярких блогеров, в том числе с других платформ. Во-первых, потому что в Дзене создатели контента получают за свой труд деньги. Только по итогам августа мы выплатили в рамках программы поддержки коротких роликов 12,5 миллиона рублей, а до конца года выплатим 135 миллионов. Во-вторых, Дзен — мультиформатная платформа: здесь можно писать тексты, снимать видео, собирать галереи. И, как мы видим, для многих блогеров возможность раскрыться с разных сторон — очень важный аргумент.

О текстах

Мы прислушиваемся к выбору аудитории, и сейчас она в большей степени голосует за видео. Однако, несмотря на это, мы все равно любим читать, и опыт других платформ показывает, что аудитория сохраняет привычку к чтению: активно развиваются телеграм-каналы, блогеры в Инстаграме пишут тексты под фотографиями, а когда возможностей платформы недостаточно, делают скрины заметок и добавляют их в карусель из картинок.

В Дзене такой проблемы нет: вы можете писать тексты любого объема. Кроме того, мы стараемся разнообразить текстовые форматы и недавно внедрили новый короткий формат постов. В целом мы стремимся разделять потоки контента, чтобы короткие ролики не отнимали хлеб у текстов или длинных видео.

Аудитория может выбирать, какой контент ей нужен, а блогеры — в какую форму его упаковать. Наш продюсерский центр приглашает в Дзен новых авторов, которые известны своими текстами: Максима Ильяхова, Галину Юзефович, Арину Холину, Павла Гнилорыбова и многих других.

О модерации

За несколько лет команда Дзена провела колоссальную работу по выстраиванию модерационных процессов, чтобы отсечь от нашей аудитории спамеров, манимейкеров и авторов фейковых публикаций.

К сожалению, модерация не всегда работает на сто процентов так, как мы бы хотели, и мы это признаем. Есть пограничные темы, есть ошибки машинного обучения, требующие перепроверки в ручном формате.

Я метафорично говорю и себе, и команде: представим, что Дзен выходит на биржу, и нам нужно сделать все, чтобы мы были прозрачными и понятными для инвесторов. Инвесторы в нашем случае — создатели контента, люди, которые в буквальном смысле инвестируют свои деньги, жизнь и время в блогерство.

Если ты представляешь собой платформу, в которой модератор без разбора может заблокировать и удалить твою публикацию, лишить тебя аудитории, дохода, значит, это не инвестиционно привлекательная платформа. Моя задача — это изменить. Нам нужна понятная и справедливая для авторов платформа.
Новый руководитель блогерской платформы Яндекс.Дзена Ринат Низамов: «Сегодня Дзен обеспечивает работой десятки тысяч людей»

О СМИ в Дзене

Дзен начинал с публикаций СМИ и во многом на этом вырос. Думаю, что за минувшие годы платформа щедро отплатила медиа трафиком и новой аудиторией. Из рекомендательной системы мы превратились в успешную блог-платформу, где за внимание аудитории на равных борются медиа и блогеры. Наша задача — создавать комфортные условия и инструменты для развития и тех, и других.

О тематиках

Недавно я стал счастливым обладателем бельгийского гриффона. Начал искать информацию об этих щенках и практически ничего полезного не нашел в Дзене. Это, конечно, скромный личный пример, но, думаю, подобная ситуация знакома многим нашим пользователям. Нам предстоит большая работа, чтобы удовлетворить запросы аудитории. Поэтому мы планируем поделить контент и авторов на разные тематические группы и за каждой группой закрепить менеджера или целую службу, которая будет анализировать, насколько широко, по сравнению с другими платформами, у нас представлена та или иная тема.

Сегодня в Дзене не так уж много нишевых блогеров, и мы хотим это исправить, чтобы у аудитории сформировалась привычка находить интересный контент именно на нашей платформе.

Точечная, системная работа по узким категориям — это тот фронт, который нам предстоит развернуть. Ивенты, отдельные чаты, выделенные менеджеры, поддержка по каждой из категорий, стабильный доход, система премий — мы надеемся, что все это позволит нам завоевать симпатии большинства талантливых блогеров страны.

Подготовила Наталия Хомякова