«Полгода я писал в пустоту, а потом канал выстрелил»

6 October 2020
14k full reads
1,5 min.
32k story viewsUnique page visitors
14k read the story to the endThat's 45% of the total page views
1,5 minute — average reading time
На фото Александр Дементьев. Иллюстрация Светы Овчинниковой
На фото Александр Дементьев. Иллюстрация Светы Овчинниковой
На фото Александр Дементьев. Иллюстрация Светы Овчинниковой

Научно-популярный блог Александра Дементьева читают около полутора миллионов человек. Он точно знает, как писать о сложных вещах просто и понятно. Поговорили с Александром о том, какие навыки понадобятся блогеру, решившему писать о науке, и как вести канал, чтобы его читала большая аудитория.

О выборе и деньгах

В Дзене я начал я с блога о фитнесе: это виделось логичным продолжением моего ютуб-канала с более чем 20 тысячами подписчиков. Вскоре мне стало скучно, потому что весь фитнес можно уместить в несколько работающих схем и советов. Писать там, по сути, не о чем.

В юности я интересовался популярной наукой, в этом направлении и решил работать после фитнес-текстов. Я мечтал стать ученым; по образованию я астрофизик, кандидатскую диссертацию писал по космологии. Какое-то время преподавал философию физикам, но низкие зарплаты заставили сменить науку на журналистику.

Сначала я работал в РБК, писал на экономические темы, делал эксклюзивные интервью с представителями IT- и телеком-отраслей, потом работал с Александром Гордоном. А затем завел канал в Дзене и стал писать научпоп. Официально же я работаю директором по цифровой стратегии издания «Ведомости».

О переменах в трендах

В начале нулевых спрос на научпоп сохранялся, и это было обусловлено инерцией советского прошлого. В СССР заниматься наукой было престижно, люди стремились себя с такими занятиями ассоциировать. Если ты хотя бы смотрел или читал научпоп, это автоматически возвышало тебя в глазах окружающих.

Потом, примерно с 2003-го по 2012-й, был провал эпохи потребления. Научпоп ушел в андеграунд. Большие СМИ иногда что-то отписывали. Появился феномен британских ученых, которые что-то изобретали, чтобы, скорее, привлечь к себе внимание, а не совершить какое-то открытие.

Затем жанр стал стремительно возрождаться. Я долгое время работал интернет-маркетологом в крупном холдинге, где мы делали аналитику.

По нашим исследованиям, интерес к научпопу ежегодно рос на 20–30 процентов, в то время как к другим темам: спорт, автомобили, мода — на 10–15 процентов.

Вероятно, это связано с тем, что людям уже не так интересно потребление, а может быть, сыграли роль масс-медиа и сериалы, прямо повлиявшие на возрождение интереса к научпопу: «Рик и Морти», «Теория большого взрыва» и т. д.

О популярных темах

Читатели очень любят исторические темы, например рассказы о Второй мировой войне. Я много общаюсь на форумах с западными экспертами, у которых есть научные степени и собственная точка зрения на происходившие события. Какие-то цифры и факты беру у них.

Хорошо выстреливают статьи на биологические и эволюционные темы. Активно читают о неандертальцах и других древних людях. В этой области за последние 30 лет было довольно много открытий, и тут есть что обсудить.

Еще меня радует, что люди хорошо реагируют на философию. Статьи о Канте, Аристотеле и Платоне с кратким пересказом их мировоззрения и концепций неизменно пользуются популярностью. Много читателей приходит из поисковиков.

Что касается астрофизики, то здесь наблюдается спад. Одно из главных событий последнего времени — фотографии черной дыры, и на этом практически все заканчивается. Сегодня космос не так активно осваивают, глобальных открытий пока нет. Тем не менее новости на эту тему мониторю, о каких-то ярких событиях рассказываю в блоге. В целом в моем канале тема космоса гораздо менее популярна, чем другие.

О специфике научпопа

Наука и научпоп-блогерство — очень разные культуры. Когда я переучивался с ученого на медиа-специалиста, мне приходилось сложно. Это два состояния ума. Если ты ученый, перед тобой стоит задача подать информацию максимально объективно, найти изюминку, которая будет понятна специалистам. Ученый же может посвятить десятки лет какому-то скучному эксперименту, который другие просто не поймут.

В медиа, наоборот, ты должен находить яркие события и парадоксы и рассказывать о них понятным языком.

О терпении

В начале тексты могут не заходить, например я полгода писал в пустоту. Меня никто не читал, и я относился к этому философски, полагая, что в крайнем случае канал будет неплохим архивом моих материалов. А потом выстрелило — накопился опыт, я подстроился под Дзен. Здесь другой жанр подачи заголовков и оформления материала, он отличается от обычной журналистики.

Кроме того, сам Дзен за последнее время сильно изменился. В самом начале его становления здесь были толпы SMM- и CEO-специалистов, которые придумывали форматы, способные приносить деньги, и обходили алгоритмы так, чтобы избежать блокировки. Был завал однообразных текстов об инопланетянах и создателях пирамид. Конечно, на мои тексты о каких-то динозаврах, которые долго эволюционировали, никто не кликал. Сейчас Дзен вычистил ленту, и она стала более адекватной.

О доходе

Говорить о своих заработках в Дзене я не хочу, потому что эта тема обычно поднимает волну хайпа. Могу сказать только, что в месяц выходит больше 100 тысяч рублей. С точки зрения почасовой работы это один из основных моих финансовых источников.

Подготовила Наталия Хомякова