Потушить пожары и упразднить домашнее насилие: как AR-маски меняют общество

Иллюстрация Светы Овчинниковой
Иллюстрация Светы Овчинниковой

Маски и фильтры в Instagram и Snapchat перестают быть просто веселым трюком, украшающим лицо, их все чаще используют для продвижения проектов общественной значимости. Разбираемся, как инструменты дополненной реальности помогают рассказать о социальных и экологических проблемах и даже изобличить преступника

Иркутск в дыму и #ЯНеХотелаУмирать#ЯНеХотелаУмирать

Недавно Instagram запустил галерею фильтров и масок, где все эффекты распределены по темам, например «События», «Юмор», «Научная фантастика». Отдельный раздел в галерее, «Благие цели», посвящен маскам на тему спасения природы и решения других мировых проблем: гендерного неравенства, сексизма, глобального потепления.

Помимо общих тем, в этом разделе можно найти и самые актуальные, например лесные пожары в Сибири. В Facebook и Instagram есть несколько фильтров на эту тему.

Антон Паймышев, digital-агентство ADICT (Иркутск):
«В июле в Иркутске дым от лесных пожаров стоял днем и ночью. Даже ДиКаприо писал об этом у себя в Instagram. Многие жители центральной части России не знали о масштабах проблемы, пока об этом не заговорили сибиряки. Кто-то писал посты в соцсетях, а мы рассказали об этом с помощью масок. Изучили технологии и создали два варианта с хештегом #потушитепожарысибири,#потушитепожарысибири, который уже использовали в соцсетях. Пока наши маски доступны только для Facebook: несмотря на то, что Instagram разрешил делать маски всем желающим, мы всё еще ждем модерации. Сейчас готовим еще один проект, где для продвижения тоже сделали маски. Это онлайн-игра «Пакетзилла», в которой участники узнают, как каждый может постепенно уменьшить потребление пластика».

Недавний Instagram-флешмоб в поддержку принятия закона о домашнем насилии стал массовым во многом благодаря маскам с хештегом #ЯНеХотелаУмирать,#ЯНеХотелаУмирать, имитирующим синяки и ссадины от побоев на лице.

Леся Гусева, иллюстратор и создатель Instagram-масок:
«Маску в поддержку акции #ЯНеХотелаУмирать#ЯНеХотелаУмирать я придумала, когда увидела фотосессию Саши Митрошиной и ее друзей-блогеров на эту тему. Они накладывали на лицо специальный грим для имитации следов побоев. Я решила сделать маску-фильтр для тех, кто тоже хотел бы поучаствовать в акции, поделиться своей болью, высказать свое мнение, чтобы собрать больше голосов в поддержку закона. Фото в такой маске привлекает больше внимания к проблеме, чем любая другая иллюстрация. Реакция пользователей была разная: кто-то благодарил, кто-то искренне не понимал, зачем себя уродовать и „навлекать на себя беду, примеряя образ“, кто-то обвинял в хайпе. Помогают ли конкретно маски в решении проблем, я не знаю, но точно понятно, что так о них узнает больше людей».

Маски не сразу стали использовать для привлечения внимания к социальным и экологическим проблемам. Впервые эффекты для лица на фото или видео появились в приложении MSQRD в конце 2015 года, а затем в Snapchat. С самого начала некоторые маски вызвали бурные споры и негодование пользователей. К примеру, Snapchat обвиняли в ущемлении трансгендеров, расизме и использовании гендерных стереотипов, а MSQRD был вынужден удалить маски индейца, Барака Обамы и Снуп Дога из соображений политкорректности.

От развлечения и хайпа к реальной пользе

Snapchat не раз сталкивался с негативными отзывами пользователей, вынуждавшими платформу удалять фильтры.

Например, маску Боба Марли, выпущенную в Международный день марихуаны, многие признали неуместной, поскольку она делала лицо нарочито темнокожим, а прославленного музыканта превращала в символ культуры потребления марихуаны.

Один из критиков фильтра, создающего на основе селфи азиатское лицо, назвал его «самым расистским за всю историю». Пользователям не понравилась насмешка Snapchat над азиатами, по их мнению, фильтр делал искаженную карикатуру восточного лица с нарочито скошенными глазами.

С маской Марии Кюри в честь Международного женского дня у приложения тоже возникли проблемы. Snapchat обвинили в сексизме, цинизме и неточности: ученая была изображена с макияжем, накладными ресницами (при том, что Кюри страдала от выпадения волос из-за последствий радиации), без защитных очков и к тому же с химическими колбами с разноцветными растворами, не имеющими ничего общего с ее вкладом в науку.

Повышенное внимание к спорным маскам помогало Snapchat привлекать новых пользователей, но они часто скачивали приложение только для того, чтобы наложить эффект на фото, и публиковали результат в других своих аккаунтах. Так получилось и с нашумевшим фильтром, меняющим пол, который имел успех даже в российских соцсетях, несмотря на то что Snapchat у нас так и не прижился. Такой фильтр был в FaceApp еще в 2017 году, тогда же он вызвал неоднозначную реакцию трансгендерного сообщества. Подобная участь постигла и Snapchat два месяца назад: трансгендеры заявили, что им неприятно видеть, как люди в соцсетях столь небрежно манипулируют своим полом.

Один из первых примеров использования масок в общественно значимом проекте — партнерство Snapchat и (RED), организации, помогающей больным СПИДом. В декабре 2015 года совместно с (RED) и фондом Билла Гейтса в Snapchat прошла акция, посвященная всемирному дню борьбы с этим заболеванием. За каждое использование одного из трех специальных красных фильтров фонд Билла Гейтса жертвовал 3 доллара на работу (RED). Всего за сутки удалось собрать около 3 миллионов долларов.

Об акции, помимо СМИ, написали американские звезды. Например, Джаред Лето разместил новость в своем аккаунте и на странице группы 30 seconds to Mars в Twitter.

Наделавшие шуму фильтры, меняющие пол, помогли задержать педофила. Двадцатилетний студент Этан из Сан-Франциско в начале лета создал в Tinder профиль девушки Эстер и выложил свое селфи, обработанное в Snapchat. Своему новому знакомому Роберту «Эстер» призналась, что ей всего 16 и она не против сексуальных отношений (несмотря на то, что по законам Калифорнии возраст сексуального согласия наступает в 18). Когда стало понятно, что юный возраст собеседницы совсем не беспокоит Роберта и он хочет встретиться, Этан сообщил о преступнике в полицию.

А совсем недавно фильтр FaceApp для «состаривания» людей на снимках использовали для создания общественного резонанса вокруг невинных жертв полицейского произвола. Аккаунт #ItsGettingOld#ItsGettingOld в Instagram рассказывает истории людей, которые погибли по вине полицейских, иллюстрируя посты их состаренными фотографиями.

Николай Давыдов, основатель венчурного фонда Gagarin Capital (среди сделок фонда продажа Facebook приложения MSQRD), ментор и инвестор фоторедактора Prisma:
«Пользователи проводят огромное количество времени в масках, логично было использовать это для коммуникации с ними. Уже в Prisma были маски, привлекающие внимание к социальным проектам, например у Elbi, благотворительного приложения Натальи Водяновой. Спорных масок было немало потому, что продукт для миллиардов людей не может нравиться всем без исключения. Facebook при покупке MSQRD рекомендовал команде убрать некоторые маски. Когда ты стартап с миллионной аудиторией, шансов задеть кого-то меньше, чем когда ты большая корпорация с миллиардами пользователей».

Возвращаясь к нововведению Instagram: галерея масок и фильтров и возможность создавать собственные эффекты могут вывести социальное взаимодействие на новый уровень. Ведь теперь для пользователя стало совсем просто поддерживать флешмобы и рассказывать своим подписчикам об острых и актуальных темах с помощью AR-масок.

Подготовила Юлия Иванова

Читайте также: