«Стоп. Снято». Подводим итоги второго урока: как написать хороший эпизодник

2 June

Второй урок видеокурса «Стоп. Снято» был посвящен подготовке эпизодника и сценария. Проанализировав выполненные участниками курса работы (нужно было создать эпизодник ролика своей мечты), мы выбрали лучшие и собрали самые распространенные ошибки.

Пять частых ошибок в создании эпизодника ❌

  1. Большое внимание уделяется деталям, незначительное — действию в кадре и общему замыслу. Например, подробно рассказывается, каких именно персонажей будет подбирать автор, но не очень понятно, что герои будут делать в кадре.
  2. Не сбалансированы видеоряд и содержание. С визуальной точки зрения некоторые эпизодники расписаны очень тщательно, а вот о закадровом тексте или вставках интервью ничего не сказано. Ролики без текста тоже можно смотреть, но в них должно происходить много событий, они должны быть качественно сняты и динамично смонтированы. По жанру это будут, скорее, клипы и зарисовки.
  3. Очень широкие темы для роликов. Идея показать в одном сюжете 20 лет своей жизни, может быть, и неплохая, но сложная в производстве. Стоит задуматься: какой зритель будет у такого ролика? И как в один материал вместить такое количество информации? Что мотивирует зрителя смотреть ролик до конца?
  1. Акцент на терминологии. Снимая для вас обучающие видео, мы стараемся, чтобы в них было меньше специализированных понятий, но иногда без них не обойтись. В ролике о создании эпизодника мы знакомили вас со стандартными терминами телевизионной журналистики: «стендап», «синхрон», «закадр», «лайв». Порой может происходить понятийная путаница, потому что на телевидении употребляются одни жаргонные слова, в российском кинематографе — другие, а на Западе — третьи. Например, в комментариях к видеоролику эпизодник сравнивается с тритментом — документом, в котором коротко объясняется идея и формат видеосюжета. Это похожие понятия, но тритмент больше относится к индустрии кино и сериалов. К тому же эпизодник — это рабочий документ, который делается для себя и команды, а тритмент больше похож на презентацию. В любом случае мы считаем, что виртуозного владения терминологией недостаточно для того, чтобы стать видеоблогером 😉. Термины можно использовать в работе, но без фанатизма.
  2. Повторы сделают неинтересным и затянутым даже хороший ролик. Например, рассказывая о разных сортах, автор предлагает повторить слепую дегустацию пива целых пять раз. Чтобы не показывать каждый этап в деталях, можно ускорить действие с помощью монтажа. Допустим, первый раунд снять подробно, а в последующих дегустациях по-разному расставить акценты: в одной части показать больше эмоций, во втором добавить экспертные комментарии, в третьем сделать упор на картинку, показать, как по-разному пиво пенится, льется.
Расставлять эти акценты вы научитесь уже на следующем уроке: он будет посвящен базовым навыкам монтажа. Один из преподавателей курса видеограф Дмитрий Шашков расскажет, как вырезать нужные фрагменты видео, накладывать музыку, добавлять несложные графические и звуковые эффекты. Урок появится в канале уже завтра.

Новое занятие снято в формате туториала, то есть максимально подробной инструкции. Рекомендуем подготовиться: заранее скачать монтажную программу DaVinci Resolve 16 и выбрать из собственного отснятого видео материал, который подходит для того, чтобы попрактиковаться на нем. Слушая урок, можно параллельно приступить к монтажу  своего ролика. После этого вас ждет очередное задание и приз для тройки лучших — по 100 тысяч показов.

А вот авторы трех самых интересных и подробных эпизодников:

  • Андрей Байкалов с серией роликов о бизнесменах «Люди, которые смогли».
  • Мир на ладони с эпизодником шоу-соревнования автостопщиков.
  • Автор канала 9288 с описанием короткометражного фильма «Москва — Венеция, 320 км».

Поздравляем победителей! 🏆


Читайте и смотрите также:

«Стоп. Снято». Урок 1: как выбрать тему и формат для видеоролика

«Стоп. Снято». Урок 2: как подобрать команду для съемки ролика и написать сценарий

«Стоп. Снято». Подводим итоги первого урока: выбор формата для блога