Тихон Смирнов: «Я зарабатываю 200 000 рублей в месяц в Яндекс.Дзене»

14k full reads
22k story viewsUnique page visitors
14k read the story to the endThat's 63% of the total page views
5,5 minutes — average reading time
                                                          Иллюстрация Софьи Мироедовой
Иллюстрация Софьи Мироедовой
Иллюстрация Софьи Мироедовой

Статьи сотрудника «Пятерочки» читают миллионы людей. Ритейл-блогер Тихон Смирнов рассказывает, как за полтора года раскрутил в Дзене канал о работе торговых сетей.

21 000 подписчиков, миллионы показов постов и сотни тысяч дочитываний — чтобы повторить успех канала «Тихон Смирнов», надо публиковать истории о том, в чем хорошо разбираешься, считает блогер. Сам Тихон 12 лет трудится в ритейле, а в Дзене рассказывает, как устроена работа продуктовых сетей изнутри. Мы записали принципы дзен-раскрутки Тихона Смирнова.

Канал «Тихон Смирнов»
Лето 2017 года — запуск канала
5–7 раз в неделю — частота публикаций
21 000 подписчиков к ноябрю 2018 года
30 000–50 000 просмотров в среднем набирает статья
1 000 000 дочитываний набрала самая популярная история «Зря ее заставили отрабатывать две недели»

Принцип 1. Рассказывать о том, что знаешь

Последние несколько лет я — сотрудник X5 Retail Group («Перекресток», «Пятерочка», «Карусель»), а до этого занимался развитием и операциями в торговых точках других розничных сетей. Поэтому я знаю внутренние механизмы работы магазинов и рассказываю о них. Как проходят проверки, зачем продавцы выставляют вперед старые продукты, сколько на самом деле зарабатывает кассир.

За интересным контентом необязательно идти в мотогонщики или моряки дальнего плавания. В любой профессии есть что-то неочевидное — даже если самому кажется иначе. Айтишник думает, что все в курсе, как бороться с вирусами, а парикмахер уверен: каждый человек в теме ухода за волосами. Но это не так.

Об осторожности
— Тихон Смирнов — это псевдоним. Не хочу, чтобы меня рассекретили торговые сети. Хотя руководство родного X5 знает, кто я, и иногда требует удалить слишком откровенные статьи (например, о доходности открытых по франшизе магазинов «Пятерочка»). Я не против.

Принцип 2. Быть полезным

Сотрудники сетевых компаний каждый день отвечают на письма покупателей, но эти ответы загнаны в рамки корпоративного этикета. В Дзене таких ограничений нет, поэтому здесь я рассказываю о том, что действительно волнует людей. Читатели узнают из моих постов, как искать просрочку и экономить. А сотрудники магазинов следят за каналом ради ощущения, будто смотрят сериал с собой в главной роли.

Автослесарь может рассказывать о том, как обманывают в сервисе. А сотрудник Почты России — в стиле Буковски транслировать свои трудовые будни: люди будут читать и радоваться, что у них не такая адовая жизнь. Тоже польза.

Принцип 3. Придерживаться одной темы

Когда человек заводит канал, ему нечего терять. Он пишет на выбранную тему и легко экспериментирует с заголовками, форматами, фотографиями. Через несколько месяцев автор чувствует ценность канала, выходит на монетизацию и боится потерять нажитое. Он осторожничает: снижает накал постов, пишет на новые для себя темы или вообще обо всем на свете. И получает то, чего боялся: показы и просмотры моментально проседают.

Если пишете о фикусах — пишите о фикусах.

Принцип 4. Провоцировать

В Дзене популярны темы, которые затрагивают за живое и побуждают к дискуссии. «Стоит ли бросать деньги в ящики для пожертвований?» — заведомо ясно, что в комментариях к такой статье будет много полярных мнений.

Еще более действенный рецепт «заходящих» текстов: писать о том, что хотят слышать читатели. Желательно, чтобы статья подтверждала стереотипы: богатые воруют, девушки добиваются карьерного роста через койку, Apple без Джобса уже не та и скоро разорится.

Этот способ подходит тем, кто готов подстраиваться под аудиторию, отказавшись от объективности и собственного мнения.

Принцип 5. Рассказывать истории

Максимум дочитываний набирают публикации с сюжетом, а не пресные наборы фактов. Например, можно написать, что в торговой сети возможен карьерный рост. Но это мало кому интересно, люди хотят историй: «Это Витя. Он пришел работать продавцом, через месяц его заметили и повысили до товароведа. Еще через месяц перевели в новый современный магазин».

О монетизации
— Мой главный источник дохода в Дзене — «простой заработок», автоматическая реклама. Она приносит 150 000–200 000 рублей в месяц. Причем доход живет отдельно от числа подписчиков, корреляция здесь слабая. Важно количество дочитываний постов.

Принцип 6. Делать коротко

Оптимальный объем статей — от 3 000 до 3 500 знаков с пробелами, на 2–3 минуты чтения. Есть авторы, которые пишут полотна текста на 7–10 минут и добиваются хороших показателей, но это исключения.

А еще люди терпеть не могут длинные вертикальные фотографии. Читатели уходят из статей, где приходится долго скроллить фото. Лучшая форма картинок — квадрат.

Принцип 7. Поддерживать порядок в комментариях

Я апологет теории разбитых окон. В случае с Дзеном она работает так: если не обращать внимания на негативные комментарии, скоро под каждым постом будут только они. Поэтому я читаю все комментарии, на некоторые отвечаю и удаляю самые токсичные.

Принцип 8. Публиковать 5–7 постов в неделю

Если выпускать статьи реже, охват будет меньше. Если брать количеством и выдавать 10 постов в день, они будут мешать друг другу собирать аудиторию. К тому же, слишком частные публикации раздражают: люди воспринимают такой контент как спам.

Я трачу на блог 2–3 часа в будни и половину выходных, плюс время на мониторинг комментариев. Контент-плана у меня нет: всё происходит по наитию. Когда заставляешь себя «через не могу», пост получается так себе.

Принцип 9. Анализировать успешные публикации

Процент дочитываний — для меня главный показатель. Если пост читают до конца 96% людей, надо его проанализировать и понять, чем ты зацепил читателя. Это помогает делать контент круче и релевантнее. Также здорово, когда много комментариев, лайков и дизлайков.

А вот количество подписчиков не так важно, как во многих соцсетях. При 21 000 читателей у меня есть статьи с 1500 просмотров, а на совершенно новых каналах случаются феноменальные всплески популярности.

Принцип 10. Продвигаться внутри Дзена

Люди, пришедшие с других площадок, могут испортить статистику. Я пробовал привлекать читателей из ВКонтакте, но результат всегда был непредсказуемым. Трафик извне мог как «подтолкнуть» статью, так и «похоронить» ее. У внешних читателей нулевая история в Дзене — видимо, алгоритму это кажется подозрительным. Поэтому сейчас продвигаю публикации только внутри платформы.

Перелинковка и анонсы — мои главные инструменты. В новых статьях размещаю ссылки на старые, чтобы увеличивать охват. Для этого же днем делаю короткие посты о том, что вечером опубликую интересную статью. Люди не хотят пропустить пост, подписываются и через несколько часов снова заходят на канал. Если бы я начал вести блог в Дзене только сейчас, то еще бы комментировал статьи схожих по тематике авторов: думаю, это помогает привлечь читателей.

Каналы, на которые подписан Тихон Смирнов
MoneyHack — журналист пишет про деньги. Хороший пример полезного контента.
Disgusting Men — канал про (и для) отвратительных мужиков. Слушаю их подкасты.
X5 Retail Group — официальный канал моего работодателя. Не знаю, кто автор, но он молодец.
Кухня Яндекс.Дзена — рассказывает, что происходит на платформе.
Беспощадный пиарщик — раз в месяц постит интересное о пиаре.