157 647 subscribers

Зачем нужны стримы и с чего начать: объясняют блогеры Дзена

1,5k full reads
Юлия Бозина, Дмитрий Богомазов. Иллюстрации Марии Соколковой
Юлия Бозина, Дмитрий Богомазов. Иллюстрации Марии Соколковой

Стримы в Дзене появились недавно, но у этого формата уже есть аудитория, а блогеры активно ведут прямые эфиры. Мы поговорили с Дмитрием Богомазовым («Мастерская RadugaGrad») и Юлией Бозиной («Сладкий персик») о том, как выбрать тему для стрима, зачем нужно продумывать сценарий и что нужно делать в кадре, чтобы зрители не заскучали.

Зачем блогеру прямой эфир

Зачем нужны стримы и с чего начать: объясняют блогеры Дзена

Дмитрий Богомазов: Команда Дзена пригласила меня на тестовый запуск стрима в декабре 2020 года. Я очень нервничал, руки тряслись, голос дрожал. Но мне понравилось общаться с аудиторией вживую: сразу получаешь отклик от зрителей и возможность набрать новых подписчиков. К тому же стримы помогают тренировать речь, работу перед камерой и уверенность в себе: это важно для дальнейшей работы и с эфирами, и при съемке роликов.

Алгоритмы Дзена рекомендуют пользователям видео по интересам, а на прямые эфиры может приходить живая аудитория. Стримом можно заинтересовать зрителя, например, снять закупку товаров для мастер-класса с советами по их выбору. В трансляцию можно вставлять фрагменты готового видео, как в репортаж, это делает эфир еще интереснее.

Зачем нужны стримы и с чего начать: объясняют блогеры Дзена

Юлия Бозина: Мне нравится работать со всем, что предлагает платформа Дзена. Сначала я только писала статьи. Попробовала себя в галереях, поняла, что это не мой формат. Стала выкладывать видео, и теперь роликов в канале уже больше, чем текстов. Стримы сначала запускала в качестве эксперимента, но теперь выхожу в эфир регулярно: аудитория хорошо реагирует на живое общение. Некоторые из тех, кто зашел в трансляцию случайно, остаются со мной, подписываются и следят за новыми публикациями.

Прямой эфир — это совсем другая атмосфера, по сравнению с готовым роликом. Нет ни монтажа, ни ретуши. Блогер остается один на один с аудиторией таким, какой он есть на самом деле.
Зачем нужны стримы и с чего начать: объясняют блогеры Дзена

О чем стримить

Зачем нужны стримы и с чего начать: объясняют блогеры Дзена

Дмитрий Богомазов: Первый прямой эфир я начал со знакомства с аудиторией: представился и рассказал о себе и о том, чем занимаюсь. А в следующих стримах стал брать конкретные темы, основанные на формате моего канала. Например, стримил работу над скорпионом из пластмассовых ложек.

Зачем нужны стримы и с чего начать: объясняют блогеры Дзена

Юлия Бозина: Мой канал посвящен кулинарии и лайфстайлу. И стримы я веду на эти же темы: делюсь рецептами, лайфхаками по уборке дома, покупками для дома и кухни. Чтобы понять, какая тема прямого эфира привлечет аудиторию, изучаю метрику канала. Во-первых, так можно понять, что больше всего интересно пользователям. Во-вторых, в метрике отображаются и другие интересы аудитории, например, моих подписчиков, кроме кулинарии и дома, интересуют бьюти-темы и путешествия.

Скоро ко мне приедет посылка с косметикой, попробую провести прямой эфир с распаковкой. А пару месяцев назад мы с мужем ездили в Турцию и запускали стрим о своем путешествии.

С чего начать

Зачем нужны стримы и с чего начать: объясняют блогеры Дзена

Дмитрий Богомазов: Лучше подготовить приветственную речь на первые 5–10 минут, это время для сбора аудитории. Вначале в общих чертах нужно раскрыть тему и рассказать, что сегодня увидят зрители. Причем примерно каждые 20–30 минут лучше повторять приветствие и анонс темы, так как аудитория меняется, подключаются новые пользователи.

Как удерживать аудиторию

Зачем нужны стримы и с чего начать: объясняют блогеры Дзена

Юлия Бозина: Эфир — это живая беседа, поэтому рассказывать нужно интересно, весело и стараться избегать занудства. Просто сидеть перед камерой и разговаривать — это скучно. В кадре постоянно должно быть движение: процесс готовки, рукоделие, тренировка, скринкаст. Если у вас плохое настроение или усталость, лучше не выходить в прямой эфир, ведь аудитории нужна ваша энергия.

Готовимся к Масленице: прямой эфир Юлии Бозиной

Зачем нужны стримы и с чего начать: объясняют блогеры Дзена

Дмитрий Богомазов: Стрим лучше выстраивать по сценарию, закладывая две-три сюжетных линии, чтобы зритель не заскучал. Нужно объяснять, что происходит в кадре, что было перед этим, — для тех, кто только что подключился. Например, когда я делал светильник-ананас, специально говорил, что из пластиковых ложек, которые я сейчас нарезаю и крашу, получится светильник. Чтобы человек, пришедший в середине стрима, захотел увидеть результат и остался до конца или подключился через какое-то время снова.

Не нужно бояться, если что-то пошло не так — в мастерскую ворвались дети, что-то разбилось, — наоборот, такие сценки подстегивают зрительский интерес.

Однажды в середине стрима у меня сгорел термопистолет, основной инструмент в работе. Был вариант сдаться и завершить трансляцию, но я понял, что можно воспользоваться суперклеем, чтобы склеить части предмета, стал обсуждать со зрителями возможность нагрева пластика свечкой.

Можно искать нестандартное решение, просить совета аудитории в решении проблемы, главное — не паниковать и сохранять лицо. Зрители активно реагируют в такие моменты: дают советы, как решить проблему, пишут слова поддержки.

Как общаться с аудиторией

Зачем нужны стримы и с чего начать: объясняют блогеры Дзена

Дмитрий Богомазов: Каждый мой стрим состоит из нескольких этапов. Я предупреждаю зрителей, что отвечать на вопросы буду по окончании этапа, и в финале каждого из них призываю аудиторию задавать вопросы. Иногда во время пауз, когда застывает клей или подсыхает слой краски, могу и сам что-то спросить у пользователей, допустим, хорошо ли меня слышно, все ли понятно по стриму.

Иногда зрители пишут мало комментариев, поэтому лучше выстраивать общение с аудиторией без оглядки на чат эфира — тут важно не молчать. Для заполнения пауз можно заранее подготовить шутки, какие-то интересные факты.

Если вести постоянный монолог трудно, можно пригласить кого-нибудь в кадр. Например, на стриме со сборкой автомобиля лего инструкция была очень объемной, многостраничной, сборка требовала полной концентрации. Поэтому я заранее подготовил сына, и он в случае паузы начинал рассказывать зрителям интересные факты о лего.

Зачем нужны стримы и с чего начать: объясняют блогеры Дзена

Сколько быть в эфире

Зачем нужны стримы и с чего начать: объясняют блогеры Дзена

Юлия Бозина: Минимальное время стрима — 30 минут, это установлено правилами Дзена. Обычно я выхожу в эфир на час-полтора. На большее время сложно найти силы, ведь такое взаимодействие с аудиторией требует эмоциональной отдачи. И многое зависит от темы эфира. Если это, например, приготовление блюда со сложным рецептом, лучше разделить процесс на два стрима. С чем-то простым можно уложиться в час.

Как заканчивать стрим

Зачем нужны стримы и с чего начать: объясняют блогеры Дзена

Дмитрий Богомазов: Разделение эфира на этапы помогает своевременно, без лишних пауз завершить стрим. Например, чтобы сделать столик из эпоксидной смолы, в прямом эфире потребовалось бы более 12 часов. При этом большая часть времени ушла бы на ожидание: смола застывает довольно долго. Поэтому можно показать зрителям основные действия, а затем достать заготовку с застывшей смолой, которую вы сделали заранее, и сказать: «Вот что у вас должно получиться». Заготовки позволят завершить стрим в желаемое время и показать процесс.

Если вам потребовалось срочно закончить стрим, можно объяснить зрителям, почему вам нужно сделать это сейчас, и назначить время следующей встречи.

Зачем нужны стримы и с чего начать: объясняют блогеры Дзена

Юлия Бозина: Стрим нужно заканчивать логично. Если в прямом эфире вы готовили какое-то блюдо, то в финале его нужно попробовать и рассказать аудитории о своих впечатлениях. Не забудьте поблагодарить зрителей за то, что они были с вами в эфире, попросите поставить лайк и пригласите в свой канал и на будущие стримы.

Паук — насекомое из одноразовых ложек и вилок: прямой эфир Дмитрия Богомазова

Какая польза от стримов

Зачем нужны стримы и с чего начать: объясняют блогеры Дзена

Дмитрий Богомазов: Когда я не вел стримы, канал рос в среднем на 500 человек в месяц. Как только стал выходить в прямые эфиры и четыре раза за месяц пообщался с аудиторией через трансляцию, число подписчиков увеличилось сразу на 1,5 тысячи. На данный момент у меня в копилке 15 прямых эфиров, и я планирую стримить чаще. Сейчас занялся стройкой и времени на контент для канала не так много, но я включаю камеру, запускаю эфир и общаюсь с аудиторией, продолжая строить новую студию для съемок — делаю два полезных дела сразу.

Зачем нужны стримы и с чего начать: объясняют блогеры Дзена

Юлия Бозина: Я бы хотела проводить стримы чаще, чем сейчас, — два-три раза в неделю, например. Но в моем смартфоне нет возможности выходить в прямой эфир, я привязана к ноутбуку. Из-за этого нужно заранее продумывать день и время трансляции, а не подключаться сразу из путешествия или с какого-то мероприятия.

Стрим — отличный опыт для блогера по работе в кадре и возможность пообщаться с аудиторией, привлечь новых пользователей в свой канал. Это классный формат, который нужно использовать хотя бы три раза в месяц, чтобы оживлять блог и получать обратную связь от пользователей Дзена.

Подготовила Наталия Хомякова

Трансляции пока тестируются и доступны не всем блогерам. Подать заявку на участие можно, заполнив эту форму: https://yandex.ru/support/zen/